bannerHeader2
bannerHeader1

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

В дальнобой не идут

20.10.2025

В дальнобой не идут

Проблема нехватки водителей грузового транспорта сегодня стоит особенно остро. Логистическая отрасль развивается стремительно, объемы перевозок растут, а кадровый рынок не успевает удовлетворять запросы работодателей. Ситуацию усугубляет высокий средний возраст работающих водителей и сравнительно низкий приток молодежи в профессию.

Министерство просвещения РФ утвердило новые правила обучения водителей транспортных средств, которые вступят в силу 1 марта 2026 года. Что меняется?

  • Количество курсов обучения сокращено с 62 до 47. Это делает систему подготовки более компактной и удобной.
  • Дистанционная теория. Будущие водители смогут проходить теоретическую часть в режиме онлайн при соблюдении стандартов качества.
  • Упрощенная переквалификация. При открытии новой категории не нужно будет повторно изучать базовую теорию ПДД.
  • Практика на площадках автотранспортных предприятий. Это создает условия для прямого взаимодействия работодателей и автошкол. Можно формировать целевые группы, готовые работать под конкретные задачи.

Плюсы.

  • Снижение барьера входа в профессию. Стать водителем будет проще и быстрее.
  • Подготовка под нужды рынка. Работодатели смогут формировать группы для конкретных типов перевозок.
  • Финансовая эффективность. Сервис готов рассматривать варианты частичного финансирования обучения с условием трудоустройства, что позволит снизить текучесть и выстраивать долгосрочные отношения.

При всей значимости реформы, чтобы профессия стала по-настоящему привлекательной, нужны дополнительные меры. Среди них эксперты называют повышение престижа и социального статуса водителей; развитие программ наставничества; обновление автопарка и внедрение современных технологий для облегчения труда; кампании по популяризации профессии среди молодежи.

Возможность дистанционного обучения, упрощенной переквалификации и проведение практики на предприятиях действительно упрощают процесс подготовки кадров. При грамотной реализации и тесном взаимодействии государства и образовательных организаций эти изменения могут существенно сократить дефицит водителей.

Прежде всего, стоит отметить, что дистанционное обучение и сокращение количества учебных курсов, безусловно, создают возможности для улучшения доступности профессии водителя. Такой подход позволит значительно снизить барьер для входа в профессию и упростит процесс получения необходимых знаний. Важно установить контроль за дистанционными курсами, чтобы они сохраняли высокий уровень качества, а теоретическая часть обучения была обязательно подкреплена практическими навыками.

Однако обучение – это только часть решения проблемы. Важно постепенно улучшать условия труда водителей и создать стимулы для их удержания. Так сложилось, что сама по себе профессия довольно сложная, поэтому повышение зарплат, улучшение социальных гарантий, создание безопасных условий работы в командировках и на стоянках – все это необходимо для того, чтобы работа водителя стала более привлекательной для молодых людей и специалистов, рассматривающих смену деятельности. Дополнительным стимулом должна стать возможность работать на современных, качественных и комфортных автомобилях.

« »

Читайте также