Экодуки для диких животных подвели под стандарт
13.08.2020
Росстандарт утвердил первый в России национальный стандарт, регулирующий требования к размещению на автодорогах так называемых экодуков – переходов для животных.
Разработанный в рамках реализации национального проекта «Безопасные и качественные автодороги», ГОСТ Р 58947-2020 стал первым отечественным нормативно-техническим документом, регулирующим устройство дорожных экодуков.
- Экодуком называют искусственное дорожное сооружение мостового, трубного или тоннельного типа, обеспечивающее безопасное пересечение автодороги животными.
Документ, разработанный «Автодором», устанавливает требования к размещению и обустройству экодуков для диких животных на дорогах общего пользования для снижения их гибели и рисков ДТП при столкновении. По экспертным оценкам, число наездов на животных в общем количестве ДТП составляет не менее 2%, а число погибших – 2 человека на 100 столкновений с животными.
При строительстве дорог должны быть сохранены пути миграции животных и места их постоянной концентрации. Первый в России экодук был построен в 2016 году на трассе М-3 «Украина» в Калужской области.
***
На белорусских дорогах в последнее время стало больше ДТП с участием диких животных, что связано, прежде всего, с увеличением популяции.
– Установка сеточного ограждения на некоторых магистральных трассах – далеко не однозначный, хотя и очень дорогой метод, – считает руководитель главного управления автомобильных дорог (ГУАД) Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси Александр Головнёв. – Белорусский опыт создания подземных переходов для животных тоже не увенчался успехом. Не идут лоси в нору… Лесники установили фотоловушки, чтобы наблюдать, кто там ходит. Оказалось, мелкая живность – зайцы, лисы… А значит, надо искать другой метод. В Европе есть наземные переходы для животных. Там наверху лес растет. Это очень красиво, но дорого. В России на дорогах делают специальные одно- или двухкилометровые переходы для диких животных. Автомобили проезжают этот участок на минимальной скорости. Обязательно ведется фотофиксация транспортных средств, которые не остановились. Возможно, такой метод правильный, по крайней мере, менее затратный.
В этом направлении сегодня во всем мире проводится много научных исследований. Минтранс Беларуси тоже не остается в стороне. По поручению правительства заказана разработка научного анализа комплексного подхода к теме предотвращения выхода животных на дорогу.