Изворотливость до добра не довезет
05.10.2020
Запрет на поставки продуктов из стран Евросоюза и США в ответ на санкции Россия ввела в 2014 году. Под эмбарго в том числе подпали мясо, рыба, морепродукты, сыры, молочка, овощи, фрукты. Спустя год контрсанкции были расширены и распространились на Албанию, Лихтенштейн, Исландию и Черногорию, а с 2016-го – на Украину. Запрет неоднократно продлевался и действует как минимум до конца текущего года.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) представила в правительство предложения, которые, как предполагается, смогут в корне изменить ситуацию с ввозом санкционных продуктов в Россию.
– Необходима строгая ответственность, – заявил руководитель ведомства Сергей Данкверт. – Побороть нелегальные поставки можно лишь в случае, когда каждый перевозчик и водитель будут осознавать, что за незаконную доставку у них будут конфискованы не только товары, но и автотранспортное средство.
По информации Россельхознадзора, подготовленность контрабандистов стала гораздо выше. Нарушители режима продэмбарго действуют настолько изощренно, что порой сложно доказать отношение продукции к санкционной группе. Например, выдают запрещенные товары за выращенные или изготовленные в странах, откуда разрешены поставки.
Еще одна схема выстроена следующим образом. Большегруз заезжает на территорию России якобы на заправку, но при досмотре оказывается, что машина на «левых» номерах, а у водителя имеются сопроводительные документы на внутреннюю перевозку продукции из одного российского субъекта в другой. Существует также ложный транзит, когда товары доставляются через территорию России из Беларуси в Казахстан, а на самом деле разгружаются в Москве.
По словам Сергея Данкверта, в ряде стран при выявлении незаконного ввоза продукции конфискуется как нелегальный груз, так и транспортное средство. Кроме того, запрещается въезд на срок до пяти лет.
– В России такой практики пока нет. Если задержанная машина доставляет продукты без документов, а прямых доказательств санкционности товара нет, вызвавший вопросы груз отправляется обратно в страну, откуда прибыл, – поясняет руководитель Россельхознадзора. – Со стороны контрольных и надзорных органов на транспорте и в таможенной сфере Беларуси и Казахстана было бы правильным создать информационные системы, с помощью которых можно отслеживать случаи нарушений и пресекать их.
Вопрос о наказании для транспортных компаний, не выполняющих требования при доставке санкционной продукции, в настоящее время прорабатывается Минсельхозом, Минтрансом, Федеральной таможенной службой и Россельхознадзором. В свою очередь исполнительный директор Национального союза экспертов в сфере транспорта и логистики (Россия) Ольга Федоткина считает, что не всегда со стороны перевозчика имеется злой умысел, ведь решение принимается без его участия получателем товара или таможенным брокером.
С июля текущего года в России началось полномасштабное применение системы отслеживания грузовых доставок с использованием навигационных пломб на основе ГЛОНАСС. Данная технология позволяет таможенным органам обеспечить контроль транзита санкционных товаров через территорию РФ автомобильным и железнодорожным транспортом. Федеральная таможенная служба, Ространснадзор и другие контрольно-надзорные органы получают данные о соблюдении режима перевозки в режиме онлайн. Для мониторинга также используется инфраструктура системы «Платон».
– Для Федеральной таможенной службы технология отслеживания гарантирует прозрачность доставки, поскольку мы видим всю информацию о перемещении и сохранности товара. Вместе с Минтрансом, оператором и грузоперевозчиками проведены масштабные пилотные проекты, и в настоящее время мы полностью контролируем транзит санкционной продукции, – отмечает первый заместитель руководителя ФТС России Руслан Давыдов.
Наложение и снятие электронных пломб организовано в 20 автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ: Торфяновка, Брусничное, Бурачки, Убылинка, Крупец, Суджа, Троебортное, Нехотеевка, Новые Юрковичи, Ивангород, Красное, Рудня, Красный Камень, Маштаково, Бугристое, Петухово, Веселоярск, Кяхта, Верхний Ларс, Яраг-Казмаляр.
Журнал «Транспорт & Транзит»