Кому с «пакетом» жить хорошо
07.10.2020
Европейский парламент большинством голосов одобрил реформу грузовых автоперевозок в Евросоюзе – так называемый Пакет мобильности. Если вкратце, то документ направлен на пресечение в отрасли грузоперевозок Евросоюза нелегальной практики, а также наделение европейских перевозчиков равными правами.
– Думаю, все выиграют от вступления в силу общих правил на едином европейском рынке, – считает финский правоцентрист Хенна Вирккунен. – Конкуренция будет более справедливой. До сих пор разные страны-члены устанавливали собственные правила, в результате чего рынок Евросоюза был раздробленным.
Мнения о нововведениях разделились по географическому признаку. Восточные европейцы, которые предоставляют более дешевые услуги, опасаются ограничения доступа своих компаний к транспортному рынку ЕС. Позицию их западных коллег в определенной степени отражает точка зрения немецкого евродепутата Исмаила Эртуга, который не хочет, чтобы у водителей его страны отбирали хлеб:
– Если вы создали компанию международных перевозок в стране А, где более низкие стандарты, но осуществляете их только в стране В с более высокими требованиями, то должны платить своим водителям по стандартам государства В. Где здесь ограничение? Может быть, расходы немного повысятся, но в конечном итоге это правильное решение.
Новыми правилами автомобильных грузоперевозок определяется улучшение условий труда около 3 млн водителей государств – членов Евросоюза. Теперь действует запрет на длительный отдых в кабине седельного тягача во время зарубежных рейсов после 45 рабочих часов: для этого наниматель должен оплачивать гостиницу. Кроме того, водители обязаны возвращаться в страну регистрации транспортного средства не реже чем раз в четыре недели и сразу брать отпуск.
– Это очень хорошо, мы этого ждали, – уверяет водитель из Бельгии Рожер Девиль, который много лет колесит по европейским дорогам. – Компании больше не смогут на нас экономить. А многим странам придется теперь играть по правилам. В определенной степени это даже поможет заработать немного больше. Да, мы сами выбрали этот труд и желаем им заниматься, но, на мой взгляд, водитель не должен спать на стоянке или жить в кабине.
Владелец венгерской автотранспортной компании Иштван Галамбош считает реформу преждевременной:
– Я думаю, Евросоюз поспешил с Пакетом мобильности. Лучше бы ввести мораторий на подобные изменения, поскольку материальные условия отсутствуют. Нам говорят, что водитель должен оставлять свою фуру с грузом на стоянке, брать такси, чтобы проехать до отеля пусть даже и пару десятков километров. Но на многих международных магистралях не хватает гостиниц и парковочных мест для большегрузных автосцепок.
По его мнению, от ограничений на продолжительность маршрутов могут пострадать прежде всего восточноевропейские компании, поскольку потеряют хорошо оплачиваемые заказы на Западе:
– Неизбежны банкротства и увольнения. Считаю, что так называемая защита рынка – это заговор Западной Европы против стран, которые вступили в ЕС с 2004 года.
Эксперт из Европейской транспортной федерации Роберто Парийо, участвовавший в разработке новых правил, уверяет, что предложенные изменения в сфере грузоперевозок справедливы для всех:
– В них нет дискриминации. Некоторые страны Центральной Европы, которые пытаются жаловаться, сами проголосовали за документ, что подтверждает его сбалансированность. Всем компаниям предоставляются одинаковые возможности для добросовестного конкурирования на рынке перевозок грузов.
В настоящее время ряд государств европейской интеграционной зоны готовится направить в Европейский суд иск против Пакета мобильности. А впереди – введение общих правил об оплате труда и дополнительные требования доступа на рынок. Они начнут применяться в 2022 году.
Журнал «Транспорт & Транзит»