Вместо обходных путей
21.08.2024
В настоящее время отмечается рост импортных международных грузовых автоперевозок. Спрос на экспортные и внутренние развивается более плавно.
За первое полугодие количество заявок на перевозки на внутреннем рынке Беларуси возросло на 29% по сравнению с тем же периодом предыдущего года. При этом ставки фактически не изменились. Экспортные добавили 16%. Основной объем традиционно обеспечивает Россия – плюс 13% с 8-процентным ростом фрахта.
Более внушительную динамику демонстрируют доставки из Беларуси в Казахстан: увеличение на 37%. По Польше и вовсе четырехкратный рост.
В импортных перевозках общая ситуация выглядит так: количество заявок из других стран в Беларусь возросло на 72%. И здесь внушительные цифры демонстрирует Польша – плюс 101%. В последнем случае скорее речь о перераспределении европейского грузопотока, нежели о реальном увеличении спроса. А рост ставок – логичное следствие издержек из-за простоев на границе.
По импортным доставкам грузов автотранспортом наибольший объем обеспечивают Россия (рост на 76%), перевозки в Беларусь из Китая (плюс 174%) и Казахстана (плюс 144%).
Санкционная ситуация на западноевропейском векторе оборачивается тем, что игроки рынка все чаще ищут не обходные пути, а новых поставщиков. И находят их в восточном направлении. Этим частично обусловлен рост перевозок из Китая и Казахстана. Аналогичная ситуация наблюдается в России. В большей степени она связана с проблемами в доставках по стальной магистрали, что вынуждает грузоотправителей использовать автомобильный транспорт, который раньше считался не очень рентабельным на этом направлении.