Психологическая готовность к беспилотным грузоперевозкам
06.09.2019
Приняв участие в исследовании воздействия автоматизированных грузоперевозок на занятость водителей, Международный союз автомобильного транспорта IRU призвал изучить наилучшие способы перехода к использованию беспилотного грузового транспорта, которые бы позволили исключить его потенциальное воздействие на социальный фактор.
Тема беспилотного автомобильного транспорта занимает одно из центральных мест в повестке IRU. Ей была посвящена совместная публикация IRU и Международного транспортного форума (МТФ) «Управление переходом к беспилотным грузовым автотранспортным перевозкам». Преимущества автономных автотранспортных средств бесспорны: это повышение уровня безопасности на дорогах, рост эффективности использования автотранспорта, снижение стоимости перевозок.
Уже сейчас, в переходный период, необходима разработка технических стандартов беспилотного вождения, проведение тестирования, создание системы защиты беспилотных автотранспортных средств от кибератак. По мнению экспертов, из пяти стадий готовности к автономному вождению (механизация, электрификация, диджитализация, связанность и автоматизация) сегодня достигнута четвертая ступень. Пятая, автоматизация, также имеет несколько подуровней: частичная, условная и, наконец, полная, когда водитель уже не будет находиться в кабине. Соответственно, переход к полному автономному вождению – дело времени. Ученые говорят о периоде в 10-20 лет.
– Для достижения полной автономности автотранспортного средства, помимо технических, необходимо решить ряд иных важных задач, – уверен Глава Постоянного представительства IRU в Евразии Дмитрий Чельцов. – Среди них – готовность инфраструктуры, способной взаимодействовать с автомобилем, наличие соответствующего законодательства, регулирующего перевозки людей и грузов автономными автомобилями, а также психологическая готовность пользоваться таким видом транспорта. Производители уже ведут работу по всем направлениям, но это требует серьезных инвестиций.
Прогнозируется, что при реализации любого варианта сценария перехода к беспилотному вождению (быстрому, умеренному, медленному) не избежать сокращения потребности в водительских кадрах. Однако сегодня в отрасли доминирует другая проблема – существенный дефицит водительских кадров. Возможно, две разнонаправленные тенденции приведут к равновесию.