Компании останавливают деятельность, сложностей стало больше
15.04.2020
Водитель-международник одна из редких профессий, которая в условиях чрезвычайного положения позволяет не соблюдать железные занавесы закрытых границ. Латвийский портал Delfi пообщался с некоторыми дальнобойщиками.
– Я уже третий месяц на «кругах», это рейсы с грузом без заезда домой и на базу, – рассказывает водитель большегруза одной латвийской компании Андрей. – Раньше больше двух месяцев в командировке не задерживался, очень ждет семья. А теперь неизвестно, когда попаду в Латвию. Ведь если вернуться домой, то семью все равно еще две недели не увидишь – надо сидеть в изоляции. А потом не факт, что вернешься обратно на круговые рейсы. У жены сейчас работы нет, пособий тоже. На что нам потом жить? Буду ездить по кругу, пока ситуация не прояснится.
Андрей – один из нескольких тысяч латвийских водителей-дальнобойщиков. По сведениям Автотранспортной дирекции, общее количество транспортных компаний Латвии, у которых было разрешение на международные грузовые перевозки в конце 2019 года, составляло 16 208. Последние годы из-за санкций показатели отрасли и так были далеки от оптимистичных, а чрезвычайная ситуация пандемии окончательно выбила из-под колес большегрузов твердую почву.
Доставка импорта под вопросом
– Обороты снизились катастрофически – это уже не ужас, а катастрофа, – объясняет ситуацию исполнительный директор Латвийской ассоциации автоперевозчиков Александр Черкасов. – Фирмы, с которыми мы работаем, отказываются поставлять продукцию, ведь производство повсюду останавливается. В Россию и обратно поставки осложнены выходными до 30 апреля, волатильностью рубля и общей ситуацией с Covid-19, в Европе (особенно Италии) фабрики закрываются, многие компании останавливают деятельность… Сказывается почти трехмесячный простой с Китаем. Все это ставит под сомнение привоз в Латвию импорта, в том числе товаров первой необходимости. Буквально за последние неделю-две посыпалось все. Грузов все меньше – приходится людей увольнять, отправлять в неоплачиваемый отпуск. А поскольку у нас много сотрудников из третьих стран, им вообще помощи ждать неоткуда – они возвращаются домой.
По словам Черкасова, очень многие автотранспортные компании сегодня не могут претендовать на пособие по простою. Ведь среди них масса налоговых должников: «К кризису мы подошли, уже будучи в кризисе. Из более 1100 членов ассоциации Latvijas auto осталось меньше 400 из-за банкротств и самоликвидаций. У большинства фирм нет никаких накоплений, чтобы переждать трудные времена».
Черкасов критикует формулу пособий по простою: «Если раньше один водитель делал в месяц четыре рейса туда и обратно, то сейчас – один. Он привезет людям что-то съедобное или нужное, но тогда уже не может получать пособие по простою – он же работает». По его словам, за фрахты стали меньше платить. Да и из Латвии осталось мало товара, который можно было бы поставлять в другие страны, а отправлять пустую машину – себе в ущерб.
Собеседник указывает на то, что в Эстонии власти пошли навстречу, снизив акциз на дизельное топливо, электричество и газ на два года. «От Латвии никаких шагов навстречу мы не дождались, хотя тоже предлагали властям снизить акциз, заморозить налоги, отменить плату за дороги. Ответа нет». Не помогло государство и с выполнением новых санитарных требований. Дезинфектор перевозчикам пришлось покупать самим, по завышенным продавцами ценам. Требование сажать водителей между рейсами на самоизоляцию нередко означает и потерю работы для супруги, так как многие работодатели необоснованно и ее отправляют на карантин: получается, удар по всей семье.
– Многие журналисты спрашивают нас про очереди на границах. Но это не главная проблема, к очередям водители привыкли, – говорит Черкасов. – Скоро эта «беда», решится сама собой – просто некому будет стоять в очереди. Надеюсь, что здравый смысл возобладает у всех. Чем дольше все это тянется, тем меньше шансов что-то потом перезапустить.
Будто ничего не случилось
Антон работает на эстонскую компанию. Возит на рефрижераторе продукты по Скандинавии с выездом в Европу.
– Мы связаны с продуктами, поэтому на сегодня груз есть. Из Скандинавии везем рыбу, обратно – овощи-фрукты. Работы даже больше стало, потому что из-за приостановки части паромов из Скандинавии приходится ехать по суше. Этот путь дольше, но компания честно платит, за что ей спасибо, – рассказывает Антон. – А вот мои коллеги столкнулись с тем, что из-за сокращения производства грузов стало меньше, например, стройматериалов. Германские компании иностранных работников сокращают в пользу, так сказать, титульной нации. Обанкротились некоторые крупные европейские компании.
По словам собеседника, картина пандемии в разных странах отличается разительно:
– В Финляндии лишь пару человек на улицах в масках видел. Из Хельсинки выезжал – все легковые машины идут через проверку у докторов, большегрузы останавливают выборочно и смотрят, чтобы не везли пассажиров. Швеция и Нидерланды пропускают без проблем, да и внешне там будто ничего не случилось. Эстонцы всех проезжающих заносят в базу данных. В Латвию пускают без проблем. Кстати, в Риге и Таллинне поразило количество легкового транспорта на дорогах – в Европе такого нет и близко. Литовцы проверяют, чтобы без пассажиров и просят заполнить анкету. В Германии на границе полицейский контроль, на улицах тоже лишь несколько человек в масках.
Отличается и подход на загрузке-разгрузке: на многих загрузках требуют, чтобы выходил только в перчатках и маске, некоторые запрещают покидать кабину.
По словам Антона, компания сразу выдала дезинфектор, а маску рады были бы дать, но в магазинах Таллинна не нашли. В Европе удалось достать лишь пару масок, но чаще использует бандану. Антон рассказал, что латвийская полиция отслеживает приезжающих из-за рубежа по телефону:
– Пересекаешь границу – приходит sms, что нужна самоизоляция. А вскоре мне позвонили и напомнили, что я должен изолироваться. Правда, проверять пришли, когда я уже уехал. Вообще стараюсь сам поменьше приезжать домой, чтобы не подвергать риску родных.
По наблюдению Антона, больше всего не повезло дальнобойщикам, которые работают на иностранные компании. Они не могут попасть на работу, потому что границы для легкового и общественного транспорта закрыты: проблемно вернуться домой, а потом – на работу.
А где самоизолироваться?
Александр работает на литовскую компанию, возит продукты, медицинские компоненты и стройматериалы в Европу и Россию.
– В принципе, работаем также, как и раньше. Когда все громыхнуло в Европе, я как раз активно катался в Италию: туда вез литовский сыр, обратно – медицинские реагенты, – рассказывает он. – Поначалу не казалось, что все так серьезно. В нашем небольшом городке все говорили, что людей специально загоняют в панику, чтобы кто-то на ней заработал. Никаких ужасов, описанных в прессе, я не видел, но въезд в Кремону (под Миланом) был перекрыт полицией.
Он тоже отмечает очень разное отношение к пандемии в разных странах и даже в самой Италии.
– На юге все грузчики были без масок и говорили, что это в «норд Италии – гранде проблеме», а у них – «пикколо». Поляки поначалу так закрылись, что никто проехать не мог – стоял в пробке девять часов. Позже власти договорились, но предпочитаю ездить через Австрию и Чехию – без остановок. В Литве и Латвии просили подписать бумагу, что не буду ни с кем контактировать. На белорусской, российской и литовской границах все в масках и перчатках, в Латвии – далеко не все. Белорусы выдают карту, на которой отмечены заправки, где можно заправиться, поесть.
В Латвии Александр был две недели назад, когда самоизоляции для дальнобойщиков еще не требовалось, но он, на всякий случай, ночевал в гараже, чтобы жена не потеряла работу. В маленьком городке слухи о вернувшемся из-за границы человеке разносятся быстро. Сейчас подступает новая беда – настала пора продлевать некоторые документы, а в Латвии эта сфера пока парализована. Решил оставаться на кругах, пока документы позволяют, а потом уже вернуться надолго.
Пришлось есть перепелок
Андрей работает на латвийскую компанию. Возит стройматериалы только по Европе.
– Закрытие границ началось, когда я был во Франции и Англии, – говорит он. – Некоторые выгрузки закрылись. Другие не разрешают выходить из машины. Третьим, вообще, все равно – поздороваться за руку норовят. Четвертые – сплошные китайские церемонии: принесут коробочку и отойдут на два метра – скажут положить документы в коробочку и отойти на два метра – подойдут, возьмут документы специальной бумажкой и отойдут… Со стороны на это смотреть, наверное, смех.
По словам Андрея, масок и дезинфекторов ему никто не выдавал и не финансировал. Пытался найти за свой счет – удалось только жидкость и дорогущие перчатки. Одну маску на все времена выделили на французской загрузке. Но главный рецепт все тот же – не выходить из кабины.
– Я живу прямо в кабине, готовлю тут же на плитке. В один момент французские магазины опустели – ни макарон, ни круп, ни курицы. Только лягушки, да мороженые перепелки – попробовал, разницы никакой, но втрое дороже. Кафе придорожные во Франции закрыли, в Польше и Германии еда только навынос. Немецкая повариха сразила спокойствием: деньги взяла голой рукой, ею же еды накидала на тарелку. В Литве, наоборот, все и всюду в масках и перчатках, даже в машине один человек сидит – и тот в маске.
Как и все его коллеги, Андрей отметил явный плюс ситуации – туалеты и души для дальнобойщиков сверкают чистотой. Границы теперь пролетают без проблем и остановок (только из Польши в Литву тормозили), а у крупных городов – ни единой пробки.
Зато на активности придорожного криминала ситуация никак не отразилась:
– На одну стоянку приехали ребята и стали в наглую вскрывать баки и сливать солярку, а тем, кто возмущался, били стекла. Коллега рассказывал, что на лесной стоянке, где он ночевал, у шести машин порезали тенты – искали, у кого груз ценнее.
По словам Андрея, работы пока даже прибавилось, зарплаты остались те же: «Всем все надо и побыстрее. Тороплюсь, стараясь ни с кем не контачить. Хотя, жутковато, конечно. Бывает, чихнешь от пыли и сразу мурашки по коже: о-о-о, вроде и не ходил нигде…