bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Рынок экспресс-доставки и курьерских служб

14.04.2020

Рынок экспресс-доставки и курьерских служб

Учебный центр LOGCONSULT подготовил отраслевой отчет «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь 2020». Независимое исследование проводилось в Беларуси впервые.

В Республике Беларусь рынок экспресс-доставки является высоконкурентным и в последнее время появляются новые службы и сервисы для e-commerce, нередки и явления ценового демпинга, банкротства операторов. Экспресс-доставка как услуга не может похвастаться высокой маржинальностью. Как показала практика, высокая конкуренция подталкивает операторов бороться за клиента путем установления заниженных тарифов (демпинга) на услуги, что нередко приводит к банкротству.

С 2018-го и на начало 2020 года с рынка экспресс-доставки ушли три оператора (ЗАО «Наша почта» в августе 2018 г., ООО «Курьер Бай» в ноябре 2019 г. и ООО «Глобел24» в марте 2020 г.). Причиной является неэффективный менеджмент и ценовая конкуренция (чаще всего и демпинг), а зачастую и низкий сервис. Но здесь надо отметить, что потребитель хочет дешевую и быструю доставку, еще и во все точки, а оператор, делая быстро и во все точки, играет с тарифами (ведь еще же есть конкуренция), уходя чаще всего при этом в минус.

Приходят на рынок экспресс-доставки и новые игроки. Наиболее активной является российская СДЭК, которая строит почтовую сеть в Беларуси по франчайзинговой системе.

По состоянию на 14 апреля 2020 г. в Республике Беларусь осуществляют деятельность 42 службы экспресс-доставки. Из них специализируются на международной экспресс-доставке 19 операторов, доставку по Минску и Беларуси осуществляют 16 операторов, 10 компаний работают как с международной доставкой, так и по Беларуси.

С доставкой товаров наложенным платежом работают 10 операторов, из них 8 частных служб доставки и 2 государственных оператора. Количество почтоматов в Беларуси – 30, из них 21 – в Минске. Значительного распространения данная технология в Беларуси не получила. Многие привыкли работать с доставкой на дом, да и почтоматы серьезно ограничивают габариты товара, который может быть доставлен.

На рынке появляются агрегаторы служб в сфере доставки еды. В Беларуси их семь и один агрегатор курьерской доставки. Рынок доставки еды в Беларуси активно растет. В Беларуси пока не работает Uber Eats, Яндекс.Еда, Delivery Club.

Главным критерием выбора оператора остается стоимость, скорость доставки и уровень сервиса. Клиенты все чаще стали обращать внимание на цены и сроки доставки, дополнительные сервисы, гарантии сохранности груза. Растет спрос на услуги фулфилмента. Чаще всего фулфилмент используется интернет-магазинами и представляет собой передачу всей логистической обработки заказа в соответствующий фулфилмент-центр.

В конце 2019 г. прошло общественное обсуждение проекта закона «О платежных системах и услугах», который был разработан Нацбанком, все заинтересованные лица могли направить свои предложения. Однако принятие закона влечет внесение изменений в огромное количество подзаконных нормативных правовых актов и его вступление в силу не будет таким быстрым как ожидается. Кроме того, многие ведомства не готовы к такой либерализации рынка.

В случае принятия законопроекта у служб экспресс-доставки и курьерских появится возможность принимать платежи в пользу третьих лиц, что даст рывок рынку, а клиентам курьерских служб – оптимизацию расходов на доставку и возможный отказ от собственных служб доставки. Невозможность принятия платежей в пользу третьих лиц сдерживает появление на рынке новых игроков. Никто не спорит, что нужно дать возможность появиться курьерским службам, которые смогут принимать платежи в пользу третьих лиц. Однако в случае принятия законопроекта прогнозируется рост количества курьерских служб на 20-30%. И конкурировать нужно будет с большим числом игроков, конкуренции этой, конечно, не нужно бояться, но для белорусского рынка это может привести к очередной волне демпинга операторов.

Отчет учебного центра LOGCONSULT также содержит сравнение тарифов основных операторов на доставку по Минску и Республике Беларусь, а также международную доставку (из Минска в Москву и Санкт-Петербург).

Качественный отраслевой срез рынка экспресс-доставки и курьерских служб направлен на выявление угроз развития рынка, изучение основных игроков, их сильных и слабых сторон, а также оценку прогнозов развития рынка экспресс-доставки как отдельного направления в сфере транспортно-логистических услуг.

С полным 80-страничным отчетом можно ознакомится по ссылке http://logconsult.by/otchety/express/

Дмитрий Курочкин

« »

Читайте также