Тариф на перевозку не должен становиться тарифом на жизнь
27.03.2024
Развитие профессиональных ассоциаций в нашей стране – процесс закономерный. Объединяясь, специалисты различных сфер решают общие задачи и совместными усилиями отстаивают свои интересы. Ассоциация профессиональных перевозчиков пассажиров (АППП) создана в Беларуси шесть лет назад. За это время ее участники сумели наладить диалог с госорганами, но многое еще предстоит сделать. О том, в каких направлениях ведется и будет идти работа, рассказала председатель объединения Екатерина Станкевич.
– Екатерина Николаевна, введите кратко в курс, чем занимается ваша организация?
– Ассоциация создана для защиты, координации и профессионального представления интересов людей, оказывающих услуги в транспортной сфере. В 2018-м регулярная маршрутная сеть была практически разрушена недобросовестными участниками рынка: они работали по своим правилам и даже пытались шантажировать государство. Случилось это из-за пробелов в законодательстве. Именно данная ситуация и подтолкнула нас к созданию АППП, которая объединила профессионалов, умеющих соотносить желание получения прибыли с максимальным удовлетворением безопасной перевозки пассажиров. Тогда нашим основным направлением работы было «очищение» рынка от нелегальных участников транспортной деятельности. На сегодняшний день можно смело сказать, что практически 90% недобросовестных конкурентов легализовались и это очень хороший показатель.
Мы занимается решением общих проблем субъектов хозяйствования, когда есть реальная необходимость откорректировать что-либо в сфере деятельности. Естественно, рассматриваются только те предложения перевозчиков, которые не противоречат требованиям безопасности пассажиров и других участников дорожного движения. Ассоциация коллегиально принимает решение, составляет протокол и направляет его профильному органу. Если вопрос касается частного случая, то мы стараемся помочь заявителю консультативно: разъясняем законодательство, подсказываем, куда обратиться, помогаем собрать или правильно оформить необходимые документы.
– Насколько к вашему голосу прислушиваются органы госуправления при принятии нормативных правовых актов и рассмотрении других вопросов?
– Роль АППП возрастает с каждым годом, ведь именно профессиональные объединения могут инициировать решение вопроса, о котором «верхи», возможно, даже не знают. К примеру, по нашей инициативе был создан телеграм-бот фиксации правонарушений, открыты транспортные хабы на выезде из Минска, обеспечивающие безопасность пассажирам и пешеходам, сделаны специальные разметки вблизи остановочных пунктов и многое другое. Полагаем, что Ассоциация внесла значительный вклад в подписание Президентом Беларуси Указа № 32 «Об автомобильных перевозках пассажиров», предусматривающего создание государственного информационного ресурса «Реестр автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении».
– Какие новшества в этой связи ожидают перевозчиков?
– В реестре будет размещаться информация о перевозчиках, транспортных средствах, водителях и диспетчерах перевозок в нерегулярном сообщении. Данные станут доступны пассажирам, диспетчерам и владельцам автопарков. Таким образом мы сможем в автоматическом режиме сбалансировать соблюдение интересов всех участников перевозок. Без включения в этот реестр и работники, и транспорт будут считаться нелегальными.
Одним из важных изменений является необходимость регистрации в Беларуси информационных систем и ресурсов, которые используются для организации и управления технологическим процессом выполнения автоперевозок. Ранее подавляющее большинство таких ресурсов даже не было зарегистрировано в нашей стране, а значит, львиная доля прибыли уходила на зарубежные счета. Кроме того, было немало фирм-однодневок, которые приносили реальный ущерб государству. Устранение этой недоработки сделает открытым доступ для контролирующих органов ко всей базе данных – мы будем точно знать, где находится субъект хозяйствования, кто является его руководителем и сможем оперативно запросить всю необходимую информацию.
В указе также четко регламентируется обязанность перевозчика оснастить транспортные средства видеорегистраторами, направленными и внутрь салона, и на дорогу. Информацию с камер он должен будет хранить у себя и предоставлять по запросу.
– Отношение самих перевозчиков к внесению корректировок в законодательство?
– Конечно, изменения вызвали широкий общественный резонанс, поскольку затрагивают всех – от компаний-перевозчиков и водителей до пассажиров. Одни переживают, что не смогут осуществлять деятельность в новых реалиях, другие опасаются существенного повышения цен на услуги. Также немало волнений вызвал пункт о возможности приостановки работы перевозчика или даже исключение из реестра за систематические нарушения. Но паниковать не стоит: данное решение будет приниматься коллегиально, а нарушитель сможет дать пояснения. Никто не стремиться оставить людей без работы, а все изменения направлены на улучшение транспортного сервиса и обеспечение нашей же безопасности.
– Не станет ли ужесточение правил причиной прекращения работы крупных агрегаторов на территории нашей страны?
– Если какой-либо иностранный онлайн-сервис не захочет легализоваться в Беларуси, то его место займут другие представители. Ужесточение законодательных норм вполне оправданно: информационные системы формируют тариф исходя из уровня дохода водителя, не закладывая туда расходы, к примеру, на ремонт авто. Заказывая такси, мы не можем знать, техническое состояние транспортного средства, например, исправность подвески, тормозной системы, другие нюансы. Но тариф на перевозку не должен становиться тарифом на жизнь.
– Назовите задачи, которые Ассоциация решает или, может быть, планирует осуществить в ближайшее время.
– В первую очередь мы выступаем за формирование качественной законодательной базы, ее гармонизацию в современных условиях. Кроме того, я считаю, что рынок перевозок необходимо поднимать на новый уровень, улучшая качество предоставляемых услуг и уделяя больше внимания тем, кто находится за рулем транспортного средства. Сейчас водителем может стать буквально любой желающий. А насколько ответственным будет его отношение к пассажирам, другим участникам дорожного движения, транспортному средству? Престиж профессии водителя нужно возрождать и поощрять тех, кто работает добросовестно, чтобы поездка пассажира была комфортной и безопасной.
Диана СЮЛЬЖИНА, «Транспортный вестник»