Дефицит дизтоплива в Казахстане
06.10.2021
В связи с проведением на Павлодарском нефтеперерабатывающем заводе планового ремонта возникли перебои с поставками дизтоплива на АЗС в Республике Казахстан.
Вице-министр энергетики Асет Магауов на онлайн-брифинге заявил, что потребление дизтоплива в стране растет более быстрыми темпами, чем его производство, в течение августа-сентября три нефтеперерабатывающих завода страны стабильно работали.
– Мы поставили рекорды: в августе произвели 508 тысяч тонн дизтоплива, в сентябре – примерно такой же объем. Но вместе с тем потребление в августе достигло 519 тысяч тонн, в сентябре – 518 тысяч тонн, то есть оно растет более быстрыми темпами, чем увеличение производства, – пояснил вице-министр. – Ожидалось, что за счет наращивания производительности заводов можно будет накопить достаточный уровень запасов и войти в капитальный ремонт Павлодарского НПЗ со стабильными остатками. Однако этого не произошло.
Из-за того, что потребление выросло, остатки сейчас находятся на уровне 210 тысяч тонн – это примерно 11-12 дней потребления. Соответственно остановка Павлодарского завода влияет на баланс дизтоплива по республике, мы видим, что порядка 100 тысяч тонн необходимо импортировать из РФ. С Минэнерго России достигнута договоренность по поставке, – проинформировал Асет Магауов.
Вице-министр отметил, что на данный момент крупные сети АЗС держат цену на дизельное топливо примерно 207-208 тенге (0,49 USD – прим. ред.) за литр, остальные сети реализуют его уже по 230-240 тенге.
– Мы долгое время держали цену, начиная с начала года, на уровне 200 тенге за литр. В итоге разница с Россией доходила до 100 тенге за литр, с Узбекистаном – 70-80 тенге, Кыргызской Республикой – 61 тенге. И данная разница способствовала тому, что практически весь транзитный поток старался заправиться на въезде–выезде из Казахстана. Таким образом, мы видим резкий рост потребления в республике в приграничных областях, – резюмировал вице-министр.
Директор департамента нефтепереработки и нефтехимии АО «НК «КазМунайГаз» Дмитрий Макеев в свою очередь сообщил, что текущий объем производства дизтоплива на трех НПЗ составляет около 16 тысяч тонн в сутки. При этом в стране сохраняется очень высокий уровень потребления – порядка 16,5 тысячи тонн дизтоплива.
– 1 октября Павлодарский НПЗ остановился на текущий плановый ремонт. Перенос его сроков на следующий год не представляется возможным. Запуск завода планируется до конца октября текущего года. Ожидается, что товарный дизель в объеме 6 тысяч тонн в сутки начнет отгружаться уже с 28 октября, – добавил он.