bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Единая Цифровая европейско-евразийская транспортно-логистическая платформа

30.09.2020

Единая Цифровая европейско-евразийская транспортно-логистическая платформа

Операторы автомобильного, железнодорожного, морского и воздушного транспорта государств – членов Евросоюза с августа 2024 года будут предоставлять электронную информацию о грузовых перевозках (eFTI) по единым техническим стандартам, которые планируется разработать в течение двух ближайших лет. Это позволит повысить эффективность доставок всеми видами транспорта на едином рынке ЕС, снизить расходы участников цепочек поставок, упростить правоприменение, устранить языковые барьеры, сократить время ожидания при проверках.

Развитие логистического сектора Европейского союза продвигается в направлении установления совместимости между имеющимися стандартизированными IT-системами различных стран или участников цепочек поставок для обмена документами в цифровом формате. Определены основные принципы формирования федеративной сети платформ, проводится работа над регулированием общих требований к электронной транспортной информации.

В Евразийском экономическом союзе принят аналогичный подход создания цифровой логистической платформы. При этом страны ЕАЭС нацелены на обеспечение будущей совместимости с системами Евросоюза для трансграничного обмена информацией между участниками цепочек поставок двух интеграционных объединений.

***

Консорциумом в составе ООО «Современные технологии торговли» (аттестованный EDI-оператор в Беларуси, член европейской сети EDI-EEDIN), компаний TRANSINET GmbH (европейский поставщик транспортных и логистических услуг) и «ТРАНСРЭЙЛ БЧ» (крупнейший железнодорожный грузовой экспедитор на территории Беларуси) разработана концепция создания единой Цифровой европейско-евразийской транспортно-логистической платформы – Digital European-Eurasian Transport and Logistics Platform (DTLP). Она направлена на объединение информационных ресурсов участников международных мультимодальных грузовых перевозок с целью реинжиниринга и оцифровки бизнес-процессов, оптимизации использования транспортной инфраструктуры и предоставления пакета информационных, аналитических и управленческих услуг всем операторам цепей поставок товаров.

Концепция основана на принципах построения региональной сети национальных платформ eLogistics, которые могут формировать «конвейер данных» (от англ. – data pipeline) по транспортным маршрутам ЕС – ЕАЭС и выступает в качестве «коридора» сервисного решения (CaaS), способного обслуживать мультимодальные перевозки грузов морским, железнодорожным, автомобильным и воздушным транспортом.

Архитектура DTLP включает три уровня:

  • региональный (бизнес/базовый/технологический), который составляют существующие информационные системы участников цепочек поставок (грузовладельцев, торговых организаций, перевозчиков, владельцев транспортной и логистической инфраструктуры и транспортных средств, экспедиторов, страховых компаний);
  • национальный (административный), включающий национальные информационные ресурсы, в том числе электронные логистические системы, созданные с использованием интеграционных платформ (национальные регулирующие и контролирующие органы, финансовые учреждения, другие административные органы);
  • межстрановый – цифровое пространство (платформа), которое формирует создание и обмен данными («конвейер данных»), объединяет участников в конкретной мультимодальной доставке товаров на маршруте ЕС – ЕАЭС, включая связь с FENIX в Евросоюзе, а также другими международными логистическими платформами, например, LOGINK в Китае.

Платформа DTLP соединит бизнес-стороны с административными органами либо напрямую (интеграция с информационными системами административных органов в соответствии с национальными правилами и стандартами), либо через существующие национальные сегменты, которые должны обслуживать участников мультимодальных цепочек поставок в стране для упрощения торговли. Это позволит экспортерам представлять нормативные документы в одном месте и (или) при одном обращении.

***

На платформе DTLP предусматривается выполнение следующих сервисов:

  • идентификация и аутентификация участников обмена данными (участников различных транспортных и логистических платформ, представителей госорганов, компаний, физических лиц и так далее);
  • гарантированный обмен и маршрутизация пакетов данных (без их сохранения), ссылочность на документы в конкретной информационной системе;
  • регистрация, ведение реестра национальных услуг различных IT-систем и платформ для возможности передачи данных в сервис указанной информационной платформы в конкретной стране;
  • госуслуги для регистрации административных процедур с возможностью передачи данных в конкретную административную службу/государственный орган страны.

В то же время видится предоставление на платформе DTLP определенного набора услуг от эффективного поиска перевозчика, заключения с ним договора доставки грузов, до оформления страховых и финансовых услуг.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ МОДУЛИ:

Digital market of freight Cargo – площадка, позволяющая владельцам груза либо их представителям (посредникам) на условиях торгов на понижение стоимости по типу перевозки (унимодальная, смешанная, комбинированная, интермодальная, мультимодальная, иные) и заданным требованиям (маршрут, характеристики груза, условия поставки и прочее) выбрать оптимального партнера по определенному виду транспортного средства либо группу перевозчиков по всему маршруту вплоть до склада покупателя. Отправитель может искать исполнителя как на всю перевозку (например, от места погрузки в ЕС до пункта доставки в Китае), так и на отдельные ее сегменты или операции (автоперевозка, хранение на терминале, железнодорожная доставка и так далее). Также обеспечивается возможность поиска предложений по аренде контейнеров и их доставке. Таким образом с биржевой площадкой смогут работать отправители/экспортеры, обладающие разной компетенцией в сфере контейнерных перевозок.

Tracking and monitoring module – сбор и предоставление информации о местоположении, состоянии (внутренние датчики в контейнере) и статусе груза (например, при проезде за ворота грузоотправителя или при нахождении на таможенном пункте пропуска). Данная функциональность будет выполняться посредством интеграции с IT-системами всех участников. В рамках платформы предусматриваются разные уровни доступа к информации об определенной категории пользователей или данным для выполнения конкретных функций, в том числе контроля.

The main Electronic logistics documents – блок создания и управления основными логистическими документами в процессе доставки: заказ транспортной перевозки, e-CMR, eBill of Lading, eSMGS/eCIM, ePacking list, eGoods receipt, e-invoice, eAWB, eATA Caret, eManifect, eHazardous, e-Certificate of Origin, eveterinary certificate, e-Phytosanitary certificate.

Data exchange and sharing – модуль по «оркестровке» передачи данных и юридически значимых документов зарегистрированным участникам (B2B), в государственные и другие структуры (B2G/G2B), дорожные службы, страховые и финансовые организации или иным сервисам платформы (B2A/A2B). В модуле настраиваются партнерские связи, форматы и протоколы обмена и возможность получения/неполучения данных различными категориями пользователей. Также возможно применение технологии блокчейн для решения вопросов межстранового признания электронных документов.

Reference information and standarts – нормативно-справочная и нормативно-техническая информация для всех категорий пользователей платформы, где также хранятся базовые компоненты для интеграции информационных систем участников, форматы и протоколы обмена.

Insuarance – осуществление выбора страховой компании (на основе торгов на понижение) и заключение сделки по страхованию груза в электронном виде.

Financial tools and payments – предоставление финансовых инструментов (электронный аккредитив) с целью гарантий по осуществлению сделки, а также инструментов для совершения и подтверждения платежей между различными категориями участников. Также может быть предусмотрена возможность оплаты различных государственных пошлин и налогов или страховых взносов, относящихся к перевозочному процессу.

Data storage – хранение данных и документов различных категорий пользователей. По дополнительному запросу может быть обеспечено долгосрочное хранение в том числе юридически значимых документов. При этом по умолчанию данные по самой перевозке в платформе не хранятся (соблюдается принцип цифрового суверенитета участников из разных стран), а лишь осуществляется их передача с подтверждением (квитанцией) факта.

Dispute resolution – разрешение спорных ситуаций между участниками процесса транспортировки на основе имеющихся данных и статусов перевозки с подтверждением времени осуществления операции и квитанции от платформы;

Business intelligence – предоставление аналитической и статистической информации на основе данных в платформе по категориям товаров, пользователей и времени. Эта функциональность настраивается под каждую категорию пользователей, а для анализа могут применяться инструменты искусственного интеллекта.

Data sequrity – защита информации и работа с различными видами криптографии.

Other digital services showcase – иные цифровые сервисы, платформы, позволяющие эффективно осуществлять перевозку.

***

Для эффективного выполнения доставки, обеспечения мониторинга и необходимого уровня безопасности все участники (субъекты) и объекты (товарная единица, упаковка нижнего и верхнего уровней, палета, контейнер, транспортное средство и прочее) перевозки должны быть однозначно идентифицированы. Подразумевается, что платформа обладает регистрационной и технической информацией о транспортной единице, ее оснащении, наличии тех или иных допусков, сертификатов, лицензий, а также другими необходимыми данными. Таким образом, на базе DTLP видится создание системы глубокой идентификации, в том числе как транспортных единиц (цифрового двойника реального транспортного средства), так и элементов транспортной инфраструктуры (цифровых двойников объектов транспортной инфраструктуры).

Формирование «конвейеров данных» в DTLP будет соответствовать основным требованиям европейской регуляции eFTI. Предусмотрено использование стандартов ЕС и лучшей международной практики. В частности, для обеспечения интеграционного уровня (совместимости) предусматриваются применение и настройка API-решений мультимодального европейского проекта Eutravel. Подход к информационной безопасности цепочки поставок и концепция решений «конвейера данных» на основе блокчейна, которые могут обеспечить обмен всеми транспортными электронными документами и данными через цифровую платформу, будут основаны на принципах проекта CORE.

Результаты проекта SELIS рассматриваются для создания совместного информационного пространства на базе региональных узлов логистического сообщества, которые интегрируют технологические системы участников транспортно-логистических процессов в стране, обеспечивая тем самым комплексную видимость национального сегмента в цепочке поставок. Для настройки и управления облачной совместной логистической экосистемой рассматриваются возможности проекта AEOLIX, а построение обмена данными будет базироваться на технологических решениях проекта FEDeRATED. Кроме того, платформы DTLP в ЕАЭС должны быть совместимы с инфраструктурой обмена данными FENIX.

Сергей ТУМЕЛЬ, директор ООО «Современные технологии торговли»

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также