И дело будет по плечу
16.04.2021
С ростом объемов грузопотока, расширением географии маршрутов доставки потребность в профессиональных водителях международных автоперевозок заметно возросла, особенно в секторе малого и среднего бизнеса. Помимо умения и навыков управления тяжелой автосцепкой, от них требуются правильное оформление транспортной и таможенной документации, соблюдение действующих на территории зарубежных стран соглашений, конвенций, других норм. Первоначальные теоретические знания водители получают в профильных учебных центрах, а закрепляют опытом в поездках.
Согласно данным УП «Белтехосмотр», в 2020-м в Беларуси было подготовлено 134 127 водителей механических транспортных средств, что на 5,4% больше показателя предыдущего года. Из них по категории В – 80 480 человек, или 60%. При этом по востребованным на предприятиях коммерческих перевозок грузов и пассажиров категориям ВЕ, СЕ, DЕ наблюдается снижение на 4,9%.
Переподготовку на СЕ, предоставляющую право управления грузовым автомобилем с прицепом разрешенной максимальной массой свыше 750 килограммов, в республике осуществляют более 130 организаций. В гомельском филиале центра повышения квалификации «БАМАП-Веды» этим занялись год назад. В пользу выбора направления деятельности сыграли многолетний опыт обучения водителей-международников на профессиональную компетентность, основательная учебная база, грамотные специалисты-преподаватели.
Элементы практического вождения здесь отрабатываются на среднетоннажном MAN TGL 10.180 SKAT с прицепом. Машина оснащена современным цифровым тахографом, что важно для получения навыков обращения с этим бортовым устройством, ведь за режимом труда и отдыха при выполнении международных перевозок очень строгий контроль. К слову, такая автосцепка для переподготовки на категорию СЕ как минимум по габаритам подходит больше, нежели ГАЗ-3310 «Валдай» с маленьким «Зубренком», которые используют в большинстве автошкол.
– Отрасль международных автомобильных перевозок нуждается в профессиональных кадрах водителей. Поэтому направление по переподготовке на категорию СЕ оказалось кстати, – поясняет специалист гомельского филиала «БАМАП-Веды» Ольга Добровицкая. – К нам приходят и люди с опытом, и те, кто еще не определился с выбором специальности. Группы пока небольшие, а значит, есть возможность уделять каждому слушателю максимум внимания. Индивидуальный подход тут особенно важен. Плюс малочисленных групп и в их сплоченности, а это взаимопомощь, что поддерживает процесс обучения.
За прошлый год подготовлено более 20 выпускников, которые сегодня работают в транспортных предприятиях на международных перевозках.
Исходя из специфики деятельности «БАМАП-Веды», прошедшим переподготовку на категорию СЕ мы предлагает льготные условия обучения на специализированных учебных курсах водителя-международника и водителя, занятого перевозкой опасных грузов. Таким образом, помимо качественной подготовки на категорию вождения, слушатель дополнительно может усвоить профильные знания по специальности с получением свидетельства допуска к профессии международного образца.
– Отразилась ли пандемия на процессе обучения?
– Безусловно, нынешняя ситуация внесла свои коррективы, мы частично перешли на дистанционную форму. Однако и в этих условиях сохраняем высокий уровень профессионального обучения.
Особое место тут занимают разработанные центром «БАМАП-Веды» методические и учебные пособия, в которых собранный материал наиболее точно и полно отражает изучаемые темы. Ими обеспечиваются все слушатели.
Кроме того, создаются внутренние компьютерные учебные программы. В настоящее время специалисты учебно-методического отдела готовят материалы для наполнения сайтов дистанционного обучения.
Несмотря на пандемию, поток желающих обучаться у нас не снижается. Это связано в том числе и с приходом в профессию молодежи. Наша цель – дать им знания, которые позволят в дальнейшем стать успешными в выбранной профессии.
- Чтобы подвижной состав транспортной компании оставался активным звеном, необходимо инвестировать в рабочую силу, не только привлекать, но и удерживать профессионалов, мотивировать их к ответственному отношению к делу.
В учебном процессе гомельского филиала «БАМАП-Веды» заняты преподаватели-практики с большим опытом работы. Один из них – мастер производственного обучения Игорь Быковский, который много лет был главным инженером в одной из транспортных компаний. С его точки зрения, на переподготовку приходят слабые курсанты:
– Раньше, чтобы получить СЕ, нужно было отработать два года по категории С. Теперь такого нет. Получается, если тогда подразумевалось повышение водительской квалификации, то в случае без году неделя за рулем – об этом речь уже не идет. Аналогично с теми, у кого навыки управления грузовым автомобилем давно утрачены, поскольку ездили они сугубо на легковушке.
По мнению Игоря Афанасьевича, необходимы изменения в единую программу переподготовки водителей механических транспортных средств категории С на право управления составами транспортных средств СЕ с учетом современных реалий:
– Увеличить, например, время на практические занятия, поскольку тех 25 часов, что есть сейчас, недостаточно, а также распределить последовательность вождения в порядке: автодром – город – автодром, чтобы к экзамену курсант не растерял навыки.
Ольга Добровицкая в свою очередь дополняет, что пересмотреть стоит и теоретическую часть единой учебной программы, добавив часы на дисциплину по безопасности дорожного движения. А это очень актуально в условиях возросшей интенсивности движения на дорогах разных стран.
- В текущем году белорусским перевозчикам будет доступен разработанный Международным союзом автомобильного транспорта IRU сервис RoadMasters. Он поможет эффективно скорректировать подготовку водителей в соответствии с персональными потребностями, оптимизировать их стажировку непосредственно на предприятиях, снизить затраты на обучение.
Надежда ТАРАСОВА-ГУЛЬ, журнал «Транспорт & Транзит»