bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Не вопреки. Вместе

22.04.2019

Не вопреки. Вместе

Работа белорусских таможенных органов ведется в условиях высокой активности международной торговли, постоянного роста объемов товарных и транспортных потоков. Транзит через территорию Республики Беларусь в прошлом году по сравнению с 2017-м увеличился на 19% и составил 65 млн тонн, на 20% возрос объем товаров, вывозимых автомобильным транспортом. Создание необходимых условий для работы бизнеса, повышение качества и результативности таможенного администрирования, совершенствование таможенного законодательства и его унификация с нормативной правовой базой Евразийского экономического союза – по этим и ряду других актуальных вопросов журнал «Транспорт & Транзит» обратился к начальнику главного управления организации таможенного контроля Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Андрею Большакову.

– Андрей Викторович, в течение 2019 года Республика Беларусь планирует завершить процесс приведения национальной нормативной базы в соответствие с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза. На какой стадии сегодня работа над новой редакцией закона «О таможенном регулировании»?

– Комплексный законопроект, предусматривающий изложение действующего закона «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» в новой редакции уже разработан. Основная цель подготовки законопроекта – приведение законодательства Республики Беларусь о таможенном регулировании в соответствие с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а также совершенствование таможенного администрирования и упрощение порядка совершения таможенных операций.

Сегодня законопроект, разработанный в тесном взаимодействии ГТК с представителями деловых кругов и общественных организаций, согласован государственными органами и организациями и направлен на рассмотрение в Министерство юстиции.

Завершить окончательно приведение законодательства Республики Беларусь в соответствие с Договором о Таможенном кодексе ЕАЭС планируется к концу текущего года.

– В рамках глобальных, национальных и региональных цепочек поставок очевидна необходимость диалога, баланса интересов таможни и участников внешнеэкономической деятельности. Приведите примеры продуктивности и эффективности взаимодействия Государственного таможенного комитета и бизнес-сообщества?

– Об открытости таможни и налаживании взаимодействия с предпринимательским сообществом говорит заинтересованное обсуждение правоприменительной практики. Как пример, на заседаниях общественно-консультативного совета в 2018 году активно рассматривались нормы ныне действующего Указа Президента Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 490 «О таможенном регулировании», продолжается обсуждение новелл проекта Закона «О таможенном регулировании». Многие из предложений, поступающих от таможенных органов и представителей бизнес-сообщества, получают согласованные решения.

В органах Министерства юстиции в конце января 2019 года зарегистрирован учрежденный предприятиями страны Республиканский союз участников таможенных отношений. Цель его создания – установление и поддержание официальных отношений консультативного характера между таможенными органами и лицами, осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, уполномоченными операторами, их ассоциациями и объединениями. Однозначно, работа Союза окажет содействие ускорению и упрощению таможенных процедур, предоставит субъектам хозяйствования новые возможности для реализации их планов. Кстати, сегодня в стране внешнеэкономическую деятельность осуществляют более 30 тыс. субъектов хозяйствования.

– Какие факторы являются определяющими в данном сотрудничестве, где на одной чаше весов задачи, возложенные государством на таможенные органы, а на другой – заинтересованность участников внешнеэкономической деятельности в снижении своих финансовых и временных затрат?

– Одна из основных задач у таможенников из Евразийского экономического союза как сегодня, так и на перспективу – сделать перемещение товаров по территории Союза максимально свободным и в то же время безопасным. И в этом деле важно соблюдать баланс между эффективностью проведения таможенного контроля и созданием благоприятных условий для ведения бизнеса. И, как показывает практика, нам это удается. Учитывая добросовестность и законопослушность большинства участников внешнеэкономической деятельности, таможенные органы подготовили инициативу по либерализации административной ответственности за совершенные правонарушения. При этом мы четко понимали, что, с одной стороны, закон должен обеспечить экономическую безопасность государства и порядок в сфере предпринимательства, с другой – меры ответственности не должны приводить к банкротству предприятий и сдерживанию деловой инициативы.

Участники внешнеэкономической деятельности уже по достоинству оценили либерализацию таможенного законодательства. О чем свидетельствует рост деловой активности и объемов транзита через Беларусь.

Также со вступлением в силу Кодекса появился новый взгляд на институт уполномоченного экономического оператора: для него значительно расширен перечень таможенных упрощений. К слову, именно таможенная служба Беларуси впервые применила это понятие, тогда оно звучало как «добросовестный участник внешнеэкономической деятельности», и наполнила его содержанием. В нашей стране сегодня 326 организаций имеют статус уполномоченного экономического оператора. В настоящее время 25 субъектов хозяйствования прошли перерегистрацию в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза, что предоставляет возможность пользования расширенным пакетом упрощений на всей территории Союза.

Беларусь обладает самой развитой сетью операторов на территории ЕАЭС и заинтересована в их взаимном признании в государствах-участниках, а также таможенными службами других государств.

– В текущем году Государственный таможенный комитет намерен провести ряд экспериментов вместе с бизнес-сообществом. Что конкретно планируется?

– Для начала хотелось бы остановиться на экспериментах, к реализации которых приступили в минувшем году. В целях создания благоприятных условий для осуществления внешнеэкономической деятельности, сокращения расходов на размещение и временное хранение товаров на складах временного хранения, с 1 декабря 2018 г. проводится эксперимент по подтверждению соблюдения мер технического регулирования после помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. До представления документов об оценке соответствия товары, выпущенные в соответствии с экспериментом, считаются условно выпущенными и запрещены к передаче третьим лицам, а также использованию в любой форме.

Сейчас проходит внутриреспубликанский пилотный проект системы отслеживания международных транзитных перевозок товаров с использованием навигационных устройств. По его результатам предусматривается подготовить комплексные предложения по системе мониторинга перевозок.

В рамках договоренностей, достигнутых с таможенной службой Китайской Народной Республики, в прошлом году велась активная работа по разработке проекта соглашения о взаимном признании статуса уполномоченного экономического оператора. В нынешнем году Государственный таможенный комитет планирует заключить такое соглашение с китайской таможенной службой. Заключение первого подобного соглашения позволит добросовестным субъектам хозяйствования пользоваться преимуществами при таможенном оформлении экспортных товаров на территории Китая.

Также в этом году стартует пилотный проект, связанный с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита и завершением действия такой процедуры на принципах электронного документооборота при перевозке товаров железнодорожным транспортом по маршруту Наушки – Брест. Реализация эксперимента позволит оптимизировать совершение таможенных операций, в том числе в отношении товаров, следующих контейнерными поездами из Китая в страны Западной Европы.

– Одним из факторов транзитной привлекательности является пропускная способность автотранспорта на внешних рубежах страны. Насколько она увеличится в результате реализуемых сейчас и планируемых в перспективе проектов модернизации международных пунктов пропуска?

– Сегодня в активной стадии реконструкция пунктов пропуска «Урбаны» и «Верхний Теребежов». Принимая во внимание задачи, связанные с проведением в 2021 году совместно с Латвией чемпионата мира по хоккею, их реконструкцию планируется завершить к концу 2020 года.

В этом году начнется и реконструкция «Каменного Лога», после завершения которой пропускная способность пункта пропуска будет увеличена практически в три раза и составит шесть тысяч транспортных средств в сутки. Здесь впервые будет предусмотрена реверсивная канальная система для оформления транспортных средств из 32 каналов. В зависимости от количества авто на въезд или выезд из страны, число каналов можно будет изменять по направлению движения. За 2018 г. через пункт пропуска проследовало порядка 750 тыс. всех видов транспортных средств.

Продолжается и планируется к завершению в 2019 году реализация проекта «Модернизация транзитного коридора, РПТО «Брузги-2». Проектная пропускная способность пункта пропуска «Брузги» увеличится на 900 автомобилей в сутки и составит 5900 автомобилей в сутки.

Таким образом, после завершения реконструкции автодорожных пунктов пропуска «Урбаны», «Каменный Лог», «Брузги» и «Верхний Теребежов» общая пропускная способность автодорожных пунктов пропуска увеличится с 30155 до 36370 транспортных средств в сутки.

К слову, в 2018 году в рамках подготовки ко II Европейским играм на 16 объектах выполнены работы по модернизации и техническому переоснащению систем видеонаблюдения в шести пунктах пропуска: «Домачево», «Мокраны», «Новая Рудня», «Брузги», «Берестовица» и «Бенякони».

В минувшем году начато рассмотрение вопроса о переводе пунктов упрощенного пропуска «Видзы» и «Поречье», расположенных на белорусско-литовской границе, в статус международных. Данное решение принято совместно с коллегами из Литовской таможенной службы из-за необходимости перераспределения транспортных потоков во время реконструкции пункта пропуска «Каменный Лог».

Все эти усилия направлены на создание максимально комфортных условий как для пересечения таможенной границы физическими лицами, так и для снижения временных и финансовых затрат представителей бизнес-сообщества. Реализация вышеназванных проектов позволит улучшить качество обслуживания граждан, и, безусловно, привлечь транспортные потоки с целью следования через территорию нашей страны.

– С 1 января текущего года белорусские таможенники приступили к выполнению отдельных функций пограничной службы в международном автодорожном пункте пропуска «Козловичи». С чем это связано и можно ли привести статистику эффективности такого решения?

– Действительно, в соответствии с поручением Главы Государства, должностные лица таможенных органов выполняют отдельные функции органов пограничной службы в пунктах пропуска «Козловичи», «Бигосово» на передаточной железнодорожной станции Полоцк и «Гудогай» на передаточной железнодорожной станции Молодечно.

До того, как приступить к таким обязанностям, таможенники проходили специальное обучение. Сегодня свои знания сотрудники реализовывают на практике. О каких-либо кардинальных изменениях говорить пока еще рано, но между тем, если взять пункт пропуска «Козловичи», то можно констатировать, что реализация службы «одно окно» содействует ускорению оформления транспортных средств через границу: так, с начала года через «Козловичи» проследовало около 40 тысяч транспортных средств, что больше практически на две тысячи, чем за аналогичный период 2018-го.

Новая технология направлена на оптимизацию деятельности таможенных органов, внедрение принципа «одного окна», сокращение времени контрольных процедур и ускорение товарооборота через белорусский участок границы ЕАЭС.

– Согласно данным Государственного таможенного комитета в 2018 году выявлено 1,2 тыс. фактов, связанных с незаконным перемещением в Россию санкционных товаров. Как пресекаются такие факты?

– Запрет на ввоз в Россию товаров санкционной группы прямым образом отражается на Республике Беларусь как транзитном государстве. Мы ведем борьбу с незаконным перемещением товаров с первого дня введения данных ограничений.

Действительно, в прошлом году выявлено более 1,2 тыс. административных правонарушений, связанных с незаконным перемещением санкционной продукции. Белорусской таможней по таким фактам возбуждено 19 уголовных дел.

В целях защиты экономических интересов союзника в минувшем году было проведено около 450 специальных мероприятий, включая комплексные оперативные рейды таможенных служб.

ЦИФРЫ И ФАКТЫ

Около 70% ввозимых в Беларусь партий товаров перемещается транзитом. По итогам 2018 г. оформлено 1,5 млн транзитных деклараций, из них 125 тыс. – в электронном виде

***

В условиях увеличения объема внешнеторгового оборота Республики Беларусь, достигнуты результаты по сокращению сроков выпуска товаров. К концу 2018 г. доля партий товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, время выпуска которых не превышает 4 часа, составила 87%. Доля партий товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, время выпуска которых не превышает 5 минут, составила 76%. Доля партий товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, время выпуска которых не превысило 10 минут, составила 79%.

***

К концу 2018 года белорусские таможенные органы вышли на активное использование автоматического выпуска товаров: каждая пятая экспортная партия оформляется сегодня без участия сотрудника таможенных органов, 8 из 10 экспортных партий товаров оформляются до 5 минут. Таким образом, режим автовыпуска ежегодно в каждую смену замещает работу 13 должностных лиц таможни, что позволяет перенаправить силы на более загруженные участки таможенной границы.

***

Государственный таможенный комитет намерен улучшить информационное взаимодействие с Белорусской железной дорогой и Министерством сельского хозяйства и продовольствия, как это уже сделано с Госстандартом и Минздравом. Сотрудничество между ведомствами позволит компаниям быстрее перемещать грузы и товары через границу.

***

Таможенные органы Беларуси используют пять мобильных и пять стационарных инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК). Их применение позволяет сократить время и повысить эффективность проведения таможенных операций, что увеличивает пропускную способность на границе. Среднее время таможенного контроля большегрузного автомобиля с применением инспекционно-досмотрового комплекса занимает не более 10 минут, в то время как физический досмотр проводится до четырех часов. Экономическая целесообразность использования ИДК составила 45 рублей дохода на один рубль эксплуатационных затрат. В ближайшее время в рамках реализации проектов международной технической помощи предусмотрен ввод еще трех ИДК в белорусских пунктах пропуска «Урбаны» (граница с Латвией), «Берестовица» (граница с Польшей) и «Новая Гута» (граница с Украиной).

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также