bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

По таможенным счетам

02.05.2019

По таможенным счетам

Со вступлением силу в текущем году нового Налогового кодекса и Указа Президента Республики Беларусь № 490 «О таможенном регулировании» претерпели изменения вопросы уплаты таможенных платежей, солидарной обязанности таможенного представителя и ряд других.

«Попенять» на пеню

Для участников внешнеэкономической деятельности возможность снижения размера пеней на таможенные платежи весьма актуальна. Вопросы начисления, уплаты, взыскания и возврата пени увязаны со случаями, когда таможенные платежи не уплачиваются в требуемые сроки либо данное обязательство не исполнено в полном объеме.

Согласно статье 55 Налогового кодекса Республики Беларусь пеней признается денежная сумма, которую следует уплатить в случае неисполнения или исполнения налогового обязательства в более поздний по сравнению с установленным таможенным законодательством срок. Начисляется она за каждый календарный день просрочки на протяжении всего периода неисполнения налогового обязательства, который начинается со дня, следующего за установленным таможенным законодательством сроком уплаты, включая день уплаты.

С 1 января текущего года размер пеней, начисленных на сумму подлежащего уплате по результатам проверки таможенного платежа, не должен превышать сумму самого таможенного платежа.

Согласно пункту 6 статьи 55 после исполнения налогового обязательства плательщик имеет право на полное или частичное освобождение от уплаты пеней, начисленных на таможенные платежи. Это определено Указом от 23.07.2015 № 340 «О порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней».

Ходатайство об освобождении от уплаты пеней может быть подано в течение одного года со дня вынесения таможенным органом решения о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки. Оно не рассматривается если:

– подано в отношении уплаченных (взысканных) пеней (их части);

– заявитель находится в процессе ликвидации (прекращения деятельности);

– подано до погашения имеющейся у заявителя задолженности по таможенным платежам, в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой которых начислены пени;

– вопрос об освобождении от уплаты пеней был рассмотрен ранее и заявителю отказано (полностью или частично) в удовлетворении ходатайства.

Кроме возможности освобождения от уплаты пеней, начисленных на таможенные платежи, плательщику предоставлено право снижения их размера по основаниям подпункта 5.3 пункта 5 Декрета от 23.11.2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства», где определено, что при уплате таможенных платежей, уплата начисленных пеней производится в размере, рассчитанном в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Налогового кодекса Республики Беларусь, уменьшенном в два раза, при условии, что уплата производится добровольно, т.е. до принятия таможенными органами решения о взыскании таможенных платежей или решения по акту таможенной проверки либо до истечения десяти рабочих дней со дня получения плательщиком указанных решений. Данная норма определена статьей 119 Закона от 10.01.2014 г. «О таможенном регулировании в Республике Беларусь».

Положения подпункта 5.3 не распространяются на решения о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней либо решения по акту таможенной проверки, если они были вынесены до вступления Декрета № 7 в силу.

Нормы подпункта 5.3 и утвержденного Указом № 340 Положения о порядке освобождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий и уплаты пеней одновременно применены быть не могут, т.к. положения Декрета № 7 по уменьшению рассчитанного размера пени в два раза подлежат применению непосредственно при уплате таких пеней, а согласно указа заявитель не имеет права подать ходатайство в отношении уплаченных (взысканных) пеней (их части).

Если таможенные платежи не уплачены в срок добровольной уплаты и плательщик утратил право воспользоваться нормами Декрета № 7, то у него есть право подать ходатайство об освобождении от их уплаты в течение одного года с даты вынесения решения о взыскании таможенных платежей, процентов, пеней или решения по акту таможенной проверки.

Солидарная обязанность

Согласно Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, таможенный представитель – это юридическое лицо, включенное в соответствующий реестр, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица. Он несет солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в полном размере. При этом в случаях, определенных пунктом 5 статьи 405 ТК ЕАЭС, солидарная обязанность не подлежит исполнению таможенным представителем, в том числе, когда:

– не соблюдены условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой, под которую они помещены;

– изменены сроки уплаты таможенных пошлин, налогов в форме отсрочки или рассрочки в соответствии с главой 8 ТК ЕАЭС;

– совершены действия в нарушение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и (или) ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами в связи с применением таких льгот.

Кроме того, Таможенным кодексом Союза предоставлена возможность на уровне национального законодательства определять иные случаи, когда обязанность по уплате таможенных и иных платежей, возникшая солидарно с декларантом, не подлежит исполнению таможенным представителем. В рамках реализации такой компетенции пунктом 47 Приложения 1 к Указу Президента Республики Беларусь от 22.12.2018 № 490 «О таможенном регулировании» определены дополнительные случаи, когда таможенный представитель не исполняет солидарную обязанность по уплате таможенных и иных платежей:

– если в отношении декларанта (работника декларанта), от имени и по поручению которого действовал таможенный представитель, вынесен и вступил в законную силу обвинительный приговор суда по факту использования заведомо подложных документов, на основании которых в таможенной декларации заявлены недостоверные сведения о товаре, влияющие на размер подлежащих уплате таможенных и иных платежей;

– после ликвидации (прекращения деятельности) декларанта в части суммы неисполненной либо ненадлежаще исполненной до ликвидации (прекращения деятельности) декларанта обязанности по уплате таможенных и иных платежей.

Вместе с тем, наличие солидарной с декларантом обязанности по уплате таможенных и иных платежей дает таможенному представителю ряд преимуществ. Он вправе:

– исполнить обязанность по уплате таможенных и иных платежей плательщика;

– обеспечить исполнение обязанности по уплате таможенных и иных платежей в соответствии с главой 9 и статьей 75 ТК ЕАЭС;

– не предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных и иных платежей, которое является условием выпуска товаров до завершения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая не может быть завершена в сроки выпуска товаров;

– не предоставлять обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных и иных платежей, которое является условием выпуска товаров до получения результатов таможенной экспертизы, назначенной до выпуска товаров.

Следует обратить внимание еще на одну новацию Указа № 490. Уплата пеней таможенным представителем производится в размере, рассчитанном в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь, уменьшенном в два раза, в случае исполнения этим лицом обязанности по уплате таможенных и иных платежей, а также при уплате пеней, начисленных на указанные платежи, в следующие сроки:

– до принятия таможенным органом в отношении такого лица решения о взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов, пеней либо решения по акту таможенной проверки;

– до истечения 10 рабочих дней со дня получения таким таможенным представителем указанных выше решений.

Таким образом, у таможенного представителя имеется возможность уплатить пени в уменьшенном размере по аналогии с плательщиком.

Дополнительно отметим, что в новый Налоговый кодекс Республики Беларусь специально для таможенных представителей включены положения, позволяющие отнести на затраты суммы таможенных и иных платежей, уплаченных таможенными представителями при исполнении солидарной обязанности.

От уплаты освобождены

Таможенный кодекс Евразийского экономического союза определил таможенные сборы как обязательный платеж, взимаемый за совершение таможенных операций. При этом случаи уплаты/не уплаты, виды и ставки таможенных сборов, плательщики, объекты обложения устанавливаются каждым государством – членом ЕАЭС самостоятельно.

В Республике Беларусь ставки таможенных сборов установлены Указом от 13.07.2006 № 443. При этом определено, что таможенные сборы не уплачиваются при помещении товаров под таможенные процедуры экспорта, реэкспорта, таможенного транзита, отказа в пользу государства, временного ввоза (допуска) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Указом № 490 «О таможенном регулировании» данный перечень расширен. Так, обязанность по уплате таможенных сборов за совершение таможенных операций не возникает в отношении товаров, указанных в пункте 5 Приложения 1, при их помещении под таможенные процедуры переработки вне таможенной территории, временного вывоза, временного ввоза (допуска), выпуска для внутреннего потребления.

Людмила ДРОЗД,

эксперт по вопросам обеспечения исполнения налогового обязательства

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также