Стальная связь на Шелковом пути
30.05.2024
Железнодорожный транспорт сегодня сталкивается с рядом серьезных вызовов, эффективно противостоять которым возможно только в тесном содружестве. На апрельской конференции по вопросам железнодорожной логистики, организованной БЖД, представители стран Центральной Азии еще раз подтвердили свою готовность к такому сотрудничеству.
Давние отношения связывают ГО «Белорусская железная дорога» и ГП «Национальная компания «Кыргыз темир жолу». Успешно претворен в жизнь ряд транспортно-логистических проектов как в двустороннем формате, так и в рамках совместного участия в работе международных транспортных организаций. Благодаря выгодному географическому положению Кыргызстан играет роль транзитного пункта на мультимодальных маршрутах экономического пояса Шелкового пути. В частности, транзитом через эту центральноазиатскую страну, а также Узбекистан осуществляется перевозка железнодорожных контейнеров с грузами из Китая и Афганистана. Это позволило сократить сроки доставки с 14 до 9 дней.
По наблюдениям заместителя генерального директора национальной компании «Кыргыз темир жолу» Дастана Усубакунова, регулярность грузоперевозок во многом зависит от эффективности технологии логистики и взаимодействия между всеми участниками маршрута. Именно это гарантирует постоянный спрос на мультимодальные доставки со стороны грузовладельцев.
Крупнейшим региональным проектом должно стать строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан, которую уже рассматривают как важнейший элемент нового азиатско-европейского трансконтинентального моста. Реализация этого замысла обеспечит Кыргызстану доступ к Персидскому заливу, Каспийскому морю и другим портам, откроет новые возможности для регионального развития.
Если говорить о взаимодействии с БЖД, то подписан меморандум о сотрудничестве в области проектирования железнодорожных объектов между НК «Кыргыз темир жолу» и проектно-изыскательным республиканским унитарным предприятием «Институт «Белжелдорпроект». Документ отражает заинтересованность обеих сторон в реализации проекта создания упомянутой выше железной дороги. Достигнута договоренность о разработке технико-экономического обоснования строительства одного из участков будущей магистрали.
Среди задач, которые ставит перед собой «Кыргыз темир жолу», – повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта, совершенствование его инфраструктуры, оптимизация логистических процессов, внедрение новых технологий для улучшения качества услуг и сокращения времени доставки, а также дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере железнодорожной логистики.
– Совместные проекты, стандартизация процессов и обмен опытом позволят обеспечить более эффективное использование железнодорожных маршрутов, – убежден Дастан Усубакунов. – Несмотря на существующие вызовы, перед нами открываются новые перспективы: обмен комплексной услугой с использованием новейших логистических подходов при перевозке массовых грузов.
Важнейшим стратегическим партнером БЖД в рамках Евразийского экономического союза являются также Казахстанские железные дороги. По данным государственного объединения, объем перевозок грузов между нашими странами во всех видах сообщения за последнее десятилетие вырос почти в четыре раза. Казахстан находится на пересечении ключевых транспортных коридоров Евразийского континента и представляет собой важный логистический хаб между Европой и Азией, который обеспечивает доступ к крупнейшим мировым рынкам сбыта.
Перспективным направлением развития грузовых перевозок остается контейнерный транзит по маршруту Китай – Европа – Китай. Железнодорожными администрациями Казахстана, России и Беларуси предпринимаются необходимые меры по увеличению грузопотоков. В частности, достигнут значительный рост поставок определенных видов продукции белорусских предприятий в КНР через территорию Казахстана: удобрений ОАО «Беларуськалий» – в два раза, древесины – в 2,2, продовольственных товаров – в 1,6 раза.
Динамично развиваются железнодорожные грузоперевозки и в сообщении Беларусь – Казахстан. По итогам прошлого года их общий объем увеличился на 6% к предыдущему и составил 6,7 млн тонн. Сейчас активно набирают обороты перевозки экспортной продукции из Беларуси транзитом через Казахстан на рынки стран Центральной Азии. Объемы транспортировки в этом направлении древесины, продовольственных грузов и сахара увеличились вдвое.
Растет товарооборот между нашей страной и Ираном. Оптимальный маршрут доставки белорусского экспорта на рынок этой исламской республики и далее в Индию и страны Персидского залива – восточное направление международного транспортного коридора «Север – Юг». Важным звеном его являются как раз Казахстанские железные дороги.
Национальная компания «Қазақстан темір жолы» совместно с железнодорожными администрациями России, Туркменистана и Ирана активно работает над развитием данного транспортного коридора. Для увеличения его пропускной способности реализуются мероприятия по повышению эффективности межгосударственных стыковых пунктов, выработаны конкурентоспособные тарифы на перевозку грузов в контейнерах и вагонах.
Одновременно с этим Казахстанские железные дороги вместе с отечественными грузоотправителями определили объемы планируемых в текущем году к перевозке грузов в страны Европы с задействованием инфраструктуры БЖД. Речь идет приблизительно о 700 тыс. тонн, что на 30% больше, чем в 2023-м. По словам директора департамента маркетинга и развития сервисов ТОО «КТЖ – Грузовые перевозки» Дархана Муратханова, наблюдается восстановление традиционного грузопотока двух-трехлетней давности.
В целях увеличения транзитного транспортного потенциала Казахстан реализует крупные инфраструктурные проекты на границе с Узбекистаном, возводит третий погранпереход на рубеже с Китаем. Это позволит увеличить пропускную способность инфраструктуры на 20 млн тонн грузов в год. Строится обводная магистраль вокруг Алматы – ввод ее в эксплуатацию поспособствует ускорению прохождения составов через Алматы-железнодорожный узел.
Еще одна страна, по территории которой проходит восточный маршрут коридора «Север – Юг», имеющий прямой выход на Иран, а также через Пакистан в Индию и другие государства Азии, – это Туркменистан. Обладая выгодным геополитическим положением, здесь стремятся восстановить свое историческое значение перекрестка семи дорог света, то есть стать связующим звеном глобальной транспортной оси.
Имеющиеся транспортные коммуникации позволяют осуществлять доставку экспортно-импортных грузов как в направлении Дальнего и Ближнего Востока, так и в страны Центральной и Западной Европы. Поэтому Туркменская железная дорога (акционерное общество открытого типа «Демирёллары») также рассматривается БЖД как ключевой партнер.
На протяжении длительного периода грузооборот «Демирёллары» увеличивается. Грузовладельцев привлекает то, что путь из стран Индийского океана и Персидского залива в Россию и Беларусь по международному транспортному коридору «Север – Юг» в три раза короче, чем через Суэцкий канал. Это открывает безграничные возможности для бизнеса.
В 2023 году на международной выставке «ТрансРоссия» ТТО «КТЖ – Экспресс» (Казахстан), АО «РЖД Логистика» (Россия) и OAO «Транспортно-логистический центр Туркменистана» подписали меморандум о создании совместного предприятия для развития перевозок вдоль коридора «Север – Юг».
– Этот международный транспортный коридор для Туркменистана является одной из главных точек роста в развитии транспортных и экономических связей с Ираном и Индией, – отмечает заместитель генерального директора АООТ «Демирёллары» Аллагулы Худайбердыев. – Мы создали специальные тарифные условия для грузовых перевозок по всем транзитным участкам на территории Туркменистана. Очевидными преимуществами сухопутного пути через Казахстан являются высокая скорость доставки грузов и практически всепогодность транспортировки, что способствует расширению интеграции между Востоком и Западом.
Представитель Туркменской железной дороги акцентирует внимание и еще на одном маршруте МТК «Север – Юг», который проходит через Каспийское море и где располагается международный морской порт Туркменбаши, один из крупнейших в регионе. По словам Аллагулы Худайбердыева, железнодорожным, морским и автомобильным транспортом можно доставить грузы из Туркменистана в Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Иран, Пакистан и Индию, Объединенные Арабские Эмираты, страны Африки. А совсем недавно туркменский морской флот, помимо Астрахани, стал ходить в направлении портов Махачкалы. Условия для перевозки грузов по транскаспийскому маршруту созданы практически такие же, как на сухопутных коридорах.
- Эксперты отмечают большой интерес к обоим маршрутам коридора «Север – Юг», особенно в части гарантированных сроков доставки. Именно на этом делает сегодня акцент мировая логистика. А еще на качестве оказания услуг. Когда есть стремление выстраивать совместный бизнес, расстояния и границы – совсем не помеха.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, «Транспортный вестник»