bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Цифровой формат транспортных коридоров

08.07.2019

Цифровой формат транспортных коридоров

В Евразийской экономической комиссии завершена разработка концепции создания экосистемы цифровых транспортных коридоров (ЭЦТК).

Суть концепции – объединить на рынке стран Евразийского экономического союза разрозненные сегменты информационных систем перевозок, сделав процесс доставки грузов максимально прозрачным, эффективным и понятным для грузовладельцев, перевозчиков и контрольно-надзорных органов. Открытая экосистема транспортно-логистических информационных сервисов будет формироваться на базе передовых цифровых технологий и платформенных решений, которые обеспечат эффективное взаимодействие перевозчиков и грузовладельцев во всех пяти государствах-членах.

В целом ЭЦТК позволит оптимизировать процессы перевозки, декларирования грузов и государственного контроля, минимизировать барьеры и повысить конкурентоспособность добросовестных участников транспортного процесса. Практическая реализация сократит расходы транспортной составляющей в конечной стоимости продукции, обеспечит качество и безопасность, повысит пропускную способность международного транспортного коридора ЕАЭС, его конкурентоспособность и коммерческую привлекательность, минимизирует административные барьеры.

Сегодня автомобильный транспорт обеспечивает в странах ЕАЭС около 82% общего объема перевозок грузов. Ожидается, что за счет реализации ЭЦТК на международных перевозках, начиная с 2022 года годовой пробег в расчете на каждое транспортное средство вырастет в среднем на 20% за счет снижения непроизводственных простоев. Соответственно, рост годовой выручки на один автомобиль может составить в среднем до 12 тыс. евро.

– Создание экосистемы цифровых транспортных коридоров ЕАЭС направлено на решение задач в сфере эффективности использования накопленного транспортно-логистического потенциала Союза, в том числе транзитного, – поясняет член Коллегии (министр) по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Карине Минасян. – Евразийская цифровая транспортная экосистема – это первый этап встраивания в глобальные цифровые транспортные коридоры. Она подразумевает комплекс взаимосвязанных услуг, сервисов, решений и технологий, где данные в цифровой форме станут ключевым фактором развития и трансформации транспортного комплекса. Концепция должна обеспечить эффективное взаимодействие не только всех участников транспортно-логистической деятельности в рамках Евразийского экономического союза (грузовладельцев, грузоперевозчиков, логистических операторов, национальных таможенных, налоговых и иных контролирующих органов, страховых компаний, кредитно-финансовых организаций, гарантов по уплате таможенных пошлин и налогов, специализированных организаций по транспортной безопасности и других), но и государств – членов Союза с другими странами и интеграционными объединениями, в том числе в рамках инициативы Экономического пояса Шелкового пути.

На вопрос: «Как скоро в рамках цифровой трансформации можно рассчитывать на переход при доставке грузов в рамках ЕАЭС от бумажных сопроводительных документов к электронным?», министр ЕЭК ответила:

– Переход к электронным документам является одной из ключевых задач, которую предстоит решить в ближайшее время. Ее решение как раз находится на стыке двух инициатив, которые в настоящее время реализуются государствами-членами совместно с Евразийской экономической комиссией. С одной стороны, это экосистемы цифровых транспортных коридоров, с другой – внедрение электронных сопроводительных документов и их взаимное признание в рамках ЕАЭС. Вместе с тем мы четко понимаем, что полный переход на электронные документы будет зависеть от желания и готовности государств – членов Союза.

При реализации концепции цифровых транспортных коридоров может быть применен различный спектр технологий, но их непосредственным внедрением должен заниматься бизнес, решая задачи повышения своей эффективности, сокращения транзакционных издержек для всех участников рынка, – поясняет Карине Минасян. – Задача Евразийской экономической комиссии при этом – объединение участников из разных стран, использующих самые современные технологии, организация их взаимодействия, создание совместных ресурсов, стандартизация, формирование правил, способствующих развитию экосистемы.

***

Внедрение цифровых технологий на транспорте, в логистике и администрировании перевозки грузов существенно поможет сократить «транспоpтное плечо» и повысить эффективность доставок товаров. При переводе в электронный вид государственных и других услуг, сопутствующих транспортным, автоматизируется формирование юридически значимых электронных сопроводительных документов, в том числе путем заключения безбумажных смарт-контрактов.

_________________________

Цифровые механизмы планирования и управления перевозками грузов зачастую внедряются на уровне отдельных компаний и не носят системного характера. Отсутствие формата взаимодействия с глобальными международными операторами управления логистическими потоками, товаропроизводителями, грузоотправителями и грузополучателями приводит к сравнительно невысокой коммерческой привлекательности и конкурентоспособности сервисной среды для логистики, перевалки, а также к непрозрачности процедур организации, осуществления и контроля перемещения продукции, грузов и товаров.

« »

Читайте также