bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Избежать последствий

05.01.2022

Избежать последствий

Объектами перевозки опасных грузов считаются не только вещества и предметы, которые ввиду присущих им свойств несут угрозу жизни и здоровью человека, состоянию окружающей среды, но и используемые транспортные средства, коммуникации, сооружения, технические устройства и прочее. На начало этого года в Госпромнадзоре Республики Беларусь были зарегистрированы 24 909 потенциально опасных объектов в области перевозки опасных грузов, в отношении которых осуществляется государственный контроль (надзор).

В Законе Республики Беларусь от 06.06.2001 № 32-З «О перевозке опасных грузов» среди основных понятий и их определений называются «авария» и «инцидент». Под ними подразумевается произошедшее событие (взрыв, возгорание, утечка, просыпание), которое повлекло («авария») либо не повлекло («инцидент») причинение вреда имуществу или окружающей среде, жизни или здоровью физического лица (физических лиц).

Приведем два прошлогодних примера инцидентов (аварий не зафиксировано), зарегистрированных и подлежащих учету Госпромнадзором, которые были на перегоне Копысь – Шклов Могилевского и станции Калинковичи Гомельского отделения Белорусской железной дороги. В обоих случаях обнаружилась утечка дизельного топлива (относится к опасным грузам) из вагонов-цистерн. Причиной первого стала техническая неисправность универсального сливного прибора, второго – трещина по сварному шву в месте соединения кронштейна крепления лестницы с котлом цистерны.

Аварии при перевозке опасных грузов влекут тяжелые последствия. Подтверждением может служить происшествие в Львовской области (Украина). Было это в июле 2007 года, но подобные случаи не имеют сроков давности. На железнодорожном перегоне Красное – Ожидов с рельсовой колеи сошли 15 вагонов-цистерн, груженных 600 тоннами желтого фосфора. От ударов о землю и друг о друга несколько из них разгерметизировалось с последующей утечкой охлаждающей воды и выпадением на землю фосфора, который на воздухе легко окисляется и самовоспламеняется. Мгновенно начался пожар, температура в эпицентре достигала 1500 ºС. Количество пострадавших, по данным различных источников, составило от 120 до 460 человек.

С 2011 по 2020 год в Беларуси зарегистрировано 43 инцидента в области перевозки опасных грузов (см. рисунок 1 и таблицу). Из них 38 (88%) – при доставке железнодорожным транспортом, 5 (12%) – автомобильным.

Основной причиной технического характера явилась капельная течь в котлах железнодорожных цистерн в результате их незначительной разгерметизации. Наибольшее количество таких инцидентов зарегистрировано в 2011-м – 17 (45%).

Среди организационных причин, как правило:

  • отступления от требований проектной, технологической документации, несоответствие проектных решений условиям производства работ и обеспечения безопасности;
  • отсутствие производственного контроля на местах;
  • недостаточный уровень производственной и технологической дисциплины;
  • неудовлетворительные знания работниками требований безопасности.

Для оценки состояния организации автомобильных перевозок опасных грузов необходимы исходные сведения, которые позволяют провести детальный анализ основных причин возникновения аварий, определить возможные риски на различных участках дорог, разработать и внедрить дополнительные меры. Таковыми видятся: объемы доставок по классам опасности; число транспортных средств с соответствующими разрешениями; показатели причин, видов и последствий ДТП; количество утерянного груза. Важно также учитывать состояние водителя (экипажа) в момент происшествия.

В национальном сегменте не прослеживается четкое распределение статистических данных по авариям с опасными грузами на автотранспорте, притом что чаще всего они сопровождаются гибелью водителей. Поэтому используем сведения о дорожно-транспортных происшествиях, полученные из базы данных Центра «Антистихия» МЧС России. Основную долю составляют горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, аварийно химически опасные вещества и сжиженные углеводороды (см. рисунок 2). Главными причинами являются человеческий фактор (85,2%), техническая неисправность (5,3%), транспортная инфраструктура (5,1%), погодные условия (4,4%).

Из зарубежной статистики подробные данные о происшествиях с опасными грузами представлены по США. Наиболее опасным является автомобильный транспорт. За десятилетие число погибших составило 96 человек, пострадавших – 1430, общее количество аварий и инцидентов – 142 322. На воздушном, железнодорожном, водном транспорте смертей не зафиксировано, пострадавших – 103, 420 и 30, аварий и инцидентов – 590, 6523, 12 962 соответственно. По экономическому ущербу опять-таки «лидируют» автомобильные перевозки опасных грузов. На железной дороге этот показатель почти в три раза меньше, на водном и воздушном транспорте – на два порядка ниже. На этапах доставки (погрузка, транспортировка, транзитное хранение и разгрузка) чаще всего инциденты случались при разгрузке, однако наибольший экономический ущерб влечет непосредственно транспортировка.

  • Контрольная (надзорная) деятельность Госпромнадзора Республики Беларусь в области промышленной безопасности, а также при перевозке опасных грузов ориентирована на предупредительный характер, преимущественное применение профилактических мер правонарушений. Данная направленность позволяет предотвращать факторы, влияющие на риск возникновения аварийных ситуаций.
  • При постоянном росте автопарка достаточно высока вероятность (10-4–10-3 в год) возникновения дорожно-транспортных происшествий. Аварии с участием автомобилей, перевозящих опасные грузы, – это дополнительные риски нанесения ущерба жизни и здоровью людей, окружающей среде.
  • В мировой практике установлено следующее распределение происшествий с опасными грузами по видам транспорта: 56% – автомобильный, 32% – водный, 5% – железнодорожный и 1% – воздушный. Своеобразным подтверждением может служить статистика по Германии, где при перевозке на расстояние свыше 300 километров автомобильный транспорт считается в 12 раз опаснее железнодорожного.

Вадим ПОЛЯКОВ, доцент ГИПК «ГАЗ-ИНСТИТУТ»

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также