Отличить экспедитора
15.07.2019
Экспедиторы осознают свои место и роль в белорусской экономике: обеспечивая условия доставки международных грузов из точки «А» в пункт «Б», они вносят собственный вклад в копилку финансовых поступлений от экспорта услуг в бюджет. Для нашей страны валютный аспект – приоритетный. В этом плане достаточно вспомнить слова главы государства Александра Лукашенко, который открывая майское совещание по актуальным проблемам экономики, отметил: «Естественно, наиважнейший вопрос – валовой внутренний продукт. Но экспорт волнует больше всего. Потому что это поступления валюты в страну, без которой нам весьма сложно существовать, да и экономике развиваться также».
Генеральный директор Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ» Елена Ильина констатирует значительное количество обращений от грузовладельцев, перевозчиков и других участников транспортной сферы о недобросовестной конкуренции на рынке, краже грузов, нарушениях условий договоров. Анализировать такие случаи можно и нужно не только с правовой, но и с экономической точки зрения. Ведь с одной стороны, речь идет о нарушении закона, а с другой – об экономических и деловых аспектах. Присутствие на рынке тех, кто откровенно пренебрегает общепринятыми профессиональными правилами, допускает грубые ошибки из-за недостаточного опыта работы – бросает тень на весь бизнес. В результате дестабилизируется обстановка, нарушаются условия здоровой конкуренции, снижается степень доверия субъектов внешнеэкономической деятельности к профессиональным экспедиторам.
Негативные тенденции – следствие, в том числе, отсутствия механизмов защиты рынка. В рамках либерализации предпринимательской деятельности лицензирование в экспедиторской сфере было отменено, и в открывшиеся двери вошли не только с намерением работать хорошо и качественно. «Просочились» и те, у кого минимальный баланс материальных активов, а значит, низкая финансовая ответственность, кто не обладает необходимыми профессиональными компетенциями.
– Для минимизации рисков и возможных потерь, построения взаимовыгодных долговременных партнерских отношений и формирования стратегического сотрудничества требуется укрепление взаимодействия между белорусскими участниками транспортного процесса и национальными субъектами промышленного комплекса, экспортерами, – уверен председатель Ассоциации «БАМЭ» генеральный директор ОАО «Белмагистральавтотранс» Николай Горбель. – Поскольку законодательно не предусмотрено каких-либо условий допуска на рынок, критериями оценки надежности экспедиторов видятся членство в ассоциации, опыт работы в транспортно-экспедиционной сфере на протяжении определенного времени, наличие оборотных средств, урегулированные в срок перед перевозчиками и заказчиками финансовые обязательства.
– Мы, конечно, принимаем меры защиты от преступного и непрофессионального произвола, – обращает внимание начальник управления координации внешнеэкономической и коммерческой деятельности ГО «Белресурсы» – управляющая компания холдинга «Белресурсы» Павел Кохно. – Ввели соответствующие требования, пересмотрели положение о договорной работе наших предприятий, включили обязательный механизм страхования грузов, организовали необходимую учебу для специалистов.
В определенной мере поправить положение дел могло бы введение критериев оценки выбора поставщика услуг, считает начальник управления транспорта и логистики ОАО «Белшина» Виктор Дудинский. Однако сегодня законодательно закреплено, что заключение договоров транспортной экспедиции осуществляется на основании проводимого в установленном порядке конкурса (тендера), к подаче предложений на который допускаются абсолютно все юридические лица, имеющие право заниматься транспортной экспедицией. По факту торгов вполне может сложиться ситуация, когда перевозчик не исполняет свои обязательства, отказывается от заключения контракта под предлогом, что им были ошибочно произведены расчеты. И, по сути, заказчик перевозки не может своевременно осуществить поставку продукции.
Как объективно и точно определить опыт работы на рынке экспедитора или его порядочность? К примеру, европейские коллеги четко придерживаются позиции, что подтвердить профессионализм участников рынка способны отраслевые саморегулируемые организации. В нашем случае таковой выступает Ассоциация «БАМЭ», которая действительно может не только оценить уровень надежности экспедитора, но и помочь в урегулировании спорных вопросов между контрагентами.
– Очевидно, такое содействие возможно исключительно в случае, когда экспедитор является членом нашего некоммерческого объединения, поскольку ассоциация принимает на себя ответственность, гарантирует деловую репутацию и одновременно представляет его интересы, – констатирует генеральный директор «БАМЭ» Елена Ильина. – Мы принимаем только профессионально зарекомендовавшие себя компании, руководствуясь принятыми нами критериями. Кроме того, участвующие в ассоциации компании, одновременно обладают подтверждением своей стабильности и надежности на уровне членства в международной федерации FIATA.
Словом, вхождение в ряды профильного некоммерческого объединения – весомый фактор подтверждения добросовестности экспедитора и защита потребителя услуг от риска быть обманутым. Вполне допустимо, что в обозримом будущем работать такая система будет не только на региональном, но и международном уровне. Сейчас между национальными ассоциациями разных стран обсуждается возможность создания единых «белых» реестров проверенных экспедиторов.
Рынок транспортно-экспедиционных и логистических услуг очень динамичный, в силу чего подвержен частой смене субъектного состава. Из-за отсутствия критериев вхождения он перенасыщен мелкими экспедиторами, которые, не имея финансового, правового и законодательного опыта, дестабилизируют здоровую конкуренцию, что влечет снижение степени доверия к добросовестным участникам. Нарушение профессиональной этики зачастую приводит к демпингу цен, и это отражается снижением результативности сделок.
Тема безопасного и эффективного взаимодействия грузовладельцев, международных перевозчиков и экспедиторов будет поднята в рамках Белоруской транспортной недели, которая пройдет в начале октября текущего года. Принять участие в дискуссии будет предложено профессионалам рынка из разных стран, что позволит скоординировать совместные усилия для реализации оптимальных комплексных решений.
_______________________________
На белорусском рынке работает более двух тысяч компаний, предоставляющих транспортно-экспедиционные услуги, а также индивидуальные предприниматели. По данным статистической отчетности формы «1-Логистика», объем оказанных транспортно-экспедиционных и логистических услуг за прошлый год составил 2146,9 млн долларов США, что на 28,8 млн больше по сравнению с предыдущим показателем. Из них по договорам с нерезидентами республики – 1434,1 млн долларов США, с резидентами – 722,8 млн. Рост объемов транспортно-экспедиционных услуг отмечается в организации перевозок грузов всеми видами транспорта. Итоговый показатель 2018 года по автомобильному сектору составил 1089,7 млн долларов США, железнодорожному – 946,5 млн, водному и морскому – 80,3 млн, воздушному – 30,3 млн.
***
Объем логистических услуг в Беларуси за прошлый год составил 148,3 млн долларов США, в том числе по договорам с резидентами – 109 млн долларов США, с нерезидентами – 39,3 млн. Дальнейшими актуальными задачами государственно-частного партнерства в повышении имиджа логистической системы республики видятся упрощение бизнес-процессов, снятие имеющихся барьеров, широкое внедрение электронного документооборота, формирование определенных экономических преференций для логистических операторов. Концепцией развития логистической системы республики на период до 2030 года целевым ориентиром определено место в мировом рейтинге по Индексу эффективности логистики LPI (Logistics Performance Index), составляемого Всемирным банком, до уровня не ниже 50-й позиции.
Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО, журнал «Транспорт & Транзит»