Ожидаемо бизнесом
14.11.2019
Вступили в силу законодательные акты, положения которых влияют на деятельность предприятий, осуществляющих автомобильные перевозки. Одним определяется освобождение от подоходного налога расходов нанимателя при направлении работников в служебные командировки, вторым – устранение избыточного регулирования в сфере лицензирования. Оба документа были ожидаемы бизнес-сообществом, поскольку именно от него исходила инициатива изменений.
При возмещении командировочных
Опубликован Указ президента Республики Беларусь от 31 октября 2019 г. № 411 «О налогообложении», направленный на корректировку отдельных положений налогового законодательства с учетом правоприменительной практики. В соответствии с подпунктом 1.1 установлено освобождение от подоходного налога расходов нанимателя при возмещении (оплате) следующих расходов на служебные командировки как на территории страны, так и за ее пределы:
– общая выплата возмещения водителям, осуществляющим внутриреспубликанские и (или) международные автомобильные перевозки, расходов по найму жилого помещения и суточных, определяемая в порядке, установленном законодательством;
– суточные в размерах, установленных законодательно;
– фактически произведенные и документально подтвержденные расходы по проезду к месту командировки и обратно (при отсутствии подтверждающих документов от подоходного налога освобождаются суммы возмещения в размерах, установленных законодательством);
– фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на такси, аренду автомобиля в пределах места командировки за границей;
– расходы по найму жилого помещения в размерах, установленных законодательством (если законодательно предусмотрено возмещение (оплата) расходов по найму жилого помещения на основании подтверждающих документов, от подоходного налога освобождаются суммы такого возмещения (оплаты) в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов);
– иные расходы на служебные командировки, в том числе расходы, произведенные работником в командировке с разрешения или ведома нанимателя, оплачиваемые (возмещаемые) в соответствии с законодательством.
Перечисленные положения вступили в силу после официального опубликования (6 ноября) Указа № 411 и распространяют свое действие на отношения, возникшие с 23 марта текущего года, то есть с даты вступления в силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках».
Без избыточного регулирования
За исключением отдельных положений с 1 октября вступил в силу Указ президента Республики Беларусь № 326 от 02 сентября 2019 г. «О совершенствовании лицензирования». Основополагающий принцип документа – недопустимость приостановления и прекращения действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки.
Важная новация касается нарушений, по которым лицензирующий орган принимает решение о приостановлении или прекращении действия лицензии. При выявлении не устраненного на момент проверки нарушения, в том числе грубого, лицензирующий орган выносит предписание об устранении, а при выявлении грубого нарушения – вправе одновременно приостановить действие лицензии, однако может и не приостанавливать. И только в случае не устранения выявленных нарушений либо продолжения осуществления лицензируемой деятельности принимается решение о прекращении лицензии.
Сохранена норма о том, что лицензирующий орган обязан отказать в выдаче лицензии, если прошло менее года с момента ее прекращения (за исключением прекращения действия по причине ликвидации, реорганизации лицензиата или уведомления лицензирующего органа о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности).
В перечне лицензируемых остались международные автомобильные перевозки грузов автотранспортными средствами разрешенный максимальный вес которых, включая прицеп (полуприцеп), превышает 3,5 тонны.
Напомним лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату, при осуществлении деятельности в области автомобильного транспорта:
– наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании не менее одного механического транспортного средства соответствующей категории, отвечающего требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта;
– наличие в штате юридического лица, представительства иностранной организации назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством (для индивидуального предпринимателя – соответствие уровня его профессиональной подготовки требованиям, установленным законодательством, либо наличие у индивидуального предпринимателя привлеченного им и назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством);
– привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителей механических транспортных средств, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством;
– обеспечение проведения предрейсового контроля технического состояния автомобильных транспортных средств, предрейсовых и иных медицинских осмотров водителей механических транспортных средств.
Произошли существенные изменения в перечне грубых нарушений законодательства о лицензировании в области грузового автомобильного транспорта. В соответствии с нормами Указа № 326 таковыми признаются:
– неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителя механического транспортного средства, уровень подготовки которого не соответствует требованиям, установленным законодательством (ранее грубым признавалось выявление повторного такого случая);
– выпуск на линию транспортного средства с неисправностью, при наличии которой запрещается его эксплуатация;
– выполнение автомобильной перевозки с использованием транспортного средства, не допущенного в установленном порядке к участию в дорожном движении либо переоборудованного с нарушением требований законодательства;
– выполнение автомобильной перевозки без заключения в предусмотренных законодательством случаях договора обязательного страхования.
В настоящее время создается электронный реестр, который консолидирует сведения о выданных и прекративших действие лицензиях на одном ресурсе, обеспечивая тем самым открытость информации для субъектов хозяйствования и контролирующих (надзорных) органов. Он будет доступен через единый портал электронных услуг с 1 июля 2020 года. Дату выдачи лицензии определит момент включения сведений в реестр. Через него можно будет подтвердить или проверить наличие лицензии.
В ближайшей перспективе либерализация лицензирования найдет свое отражение в законе о лицензировании, в котором будет предусмотрено в частности, исключение чрезмерных и экономически необоснованных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам; пересмотр перечня грубых нарушений законодательства о лицензировании.