Платформа интеграции в мировые товаропотоки
13.01.2020
Логистическая система в Беларуси рассматривается как составная часть экономики, направленная на встраивание в мировые товарные потоки и оказание участникам внешнеэкономической деятельности широкого спектра услуг. О проводимой работе по совершенствованию условий ее функционирования – интервью с начальником управления стратегического развития и международного сотрудничества Министерства транспорта и коммуникаций Еленой Александровной ВАЛЕНТОЙ.
– У нашей страны, учитывая ее географические расположение на перекрестке евро-азиатских маршрутов доставки товаров, а также наличие развитой складской и терминальной инфраструктуры, в том числе вблизи II и IX трансъевропейских транспортных коридоров, – широкий потенциал для привлечения и обработки грузового транзита. Обозначьте, пожалуйста, направления по повышению качества и расширению перечня услуг, а также применению современных практик логистической сферы в Беларуси?
– Главой государства Минтрансу поставлена важная задача по увеличению доходов от транзитных перевозок грузов через нашу страну. В ее решении задействованы многие государственные органы и ведомства.
Логистическая деятельность охватывает все отрасли национальной экономики, способствует интеграции Беларуси в общемировые товарные потоки. Работа в данном направлении осуществляется в рамках Республиканской программы развития логистической системы и транзитного потенциала на 2016–2020 годы. Она предусматривает выполнение 51 мероприятия, за реализацию 28 из которых отвечает Министерство транспорта и коммуникаций. Среди основных направлений – повышение транзитной привлекательности страны, улучшение качества логистических услуг и их расширение, развитие транспортной и складской инфраструктуры, совершенствование правовых и экономических условий.
На территории республики функционируют 58 логистических центров, из них 15 – мультимодальные, 13 имеют государственную форму собственности (остальные созданы с участием национальных и иностранных инвесторов). В них действуют 66 таможенных и складов временного хранения площадью более 458 тысяч квадратных метров, 18 пунктов таможенного оформления, около 400 складов общего пользования (876,2 тысячи квадратных метров), шесть контейнерных терминалов, включающих 145 площадок для обработки контейнеров различных видов и вместимости, а также 55 автостоянок. В ближайшей перспективе предполагается ввести в строй еще порядка 160–200 тысяч квадратных метров складских площадей.
- Расширение возможностей по хранению и переработке товарной продукции позволяет значительно повысить конкурентоспособность отечественных участников внешнеэкономической деятельности. Тем не менее наблюдается проблема наполнения и эффективного использования по отдельным складским комплексам. Причиной видится то, что национальные логистические операторы не в полной мере интегрировались в международные сети движения товарных потоков.
– Вы упомянули о совершенствовании правовых и экономических условий транзита транспортных средств и грузов. Какие изменения в данном направлении произошли?
– Основную роль в развитии логистической деятельности в республике Минтранс отводит созданию правовых основ для ее осуществления.
Логистическую и транспортно-экспедиционную деятельность регулируют более 70 нормативных правовых актов. Основными из них являются Гражданский кодекс, законы «Об основах транспортной деятельности» и «О транспортно-экспедиционной деятельности». Кроме законодательных актов в области логистики разработаны стандарты, которые содержат терминологию, требования к техническому оснащению и транспортно-экспедиционному обслуживанию в транспортно-логистическом центре, классификацию складской инфраструктуры, процедуру сертификации логистического центра, требования к профессиональной компетентности персонала логистического оператора.
Необходимо отметить, что Республика Беларусь год назад приобрела статус постоянного члена Соглашения между правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок.
В целях формирования правовых основ развития международных грузовых перевозок ратифицировано правительственное соглашение с Турцией о международных комбинированных перевозках грузов.
Также подписаны соглашения: с Латвией – о международном железнодорожном сообщении, Польшей – по строительству нового автодорожного пограничного мостового объекта через реку Западный Буг на пограничном автодорожном переходе Домачево – Словатичи на белорусско-польском участке государственной границы.
В настоящее время продолжается активная работа по развитию сухопутных контейнерных перевозок на Евразийском континенте в рамках соглашения между железнодорожными администрациями Китая, Беларуси, Германии, Казахстана, Монголии, Польши и России об углублении сотрудничества по организации контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа и в обратном направлении.
Между ГО «Белорусская железная дорога» и ЗАО «Азербайджанские железные дороги» подписано соглашение, направленное на увеличение объемов перевозки грузов по транспортному коридору «Север – Юг». В развитие достигнутых договоренностей обеспечены разработка графика и расписания курсирования контейнерного поезда по маршруту Минск – Баку и формирование комплексной ставки.
Беларусь ратифицировала соглашение с Китаем о международных автомобильных перевозках, которое было подписано в мае текущего года. Оно применяется к перевозкам грузов между двумя странами, транзиту по их территории и перевозке из одного государства в третьи страны и обратно с использованием транспортных средств, зарегистрированных в Беларуси и Китае. Кроме того, оговаривается содействие в организации и выполнении международных мультимодальных перевозок в направлении обеих стран, а также из них в третьи государства.
- Созданные и создаваемые в Республике Беларусь правовые условия будут способствовать увеличению оказываемых логистических услуг, налаживанию информационного взаимодействия, обмену опытом, развитию предпринимательских связей и стратегического партнерства между национальными и иностранными участниками логистической деятельности, в том числе в рамках индустриального парка «Великий камень» и инициативы «Экономический пояс Шелкового пути».
– «Великий камень» постепенно превращается в крупнейший транспортно-логистический хаб Евразийского региона. Сегодня он представляет собой синтез высоких технологий, международного сотрудничества и возможности воплощения инновационных идей в жизнь. Каково его влияние на процесс развития логистики в нашей стране?
– Прежде всего представляет интерес инициатива Китая по созданию в рамках проекта «Один пояс, один путь» опорных логистических центров, на базе которых можно обрабатывать транзитные грузы и формировать партии товары для их перемещения в направлении Азия – Европа – Азия, а также концентрировать продукцию, произведенную в индустриальном парке «Великий камень».
С резидентами парка договор в рамках транспортно-экспедиционной деятельности заключило РУП «Национальный аэропорт Минск», сотрудничают ГО «Белорусская железная дорога» и государственное предприятие «БТЛЦ».
Располагаясь между большими интеграционными объединениями – Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом, а также вблизи важных транспортных узлов, «Великий камень» развивается как крупный логистический хаб на Новом шелковом пути. Уже функционирует первая очередь логистического субпарка, созданного резидентом China Merchants Group, а в 2020 году на его территории планируется начать строительство железнодорожного контейнерного терминала. С учетом ежегодного роста железнодорожных перевозок в направлении Китай – Европа – Китай это позволит интегрировать парк в главные маршруты глобальной инициативы, превратить его в важное транспортное звено.
- Индустриальный парк «Великий камень» обещает не только вывести на новый уровень транзитный потенциал республики, но и стать драйвером роста экономики нашей страны в качестве ключевого проекта по развитию инновационных производств.
– Концепцией развития логистической системы на период до 2030 года целевым ориентиром определен рост позиции Беларуси в мировом рейтинге по Индексу эффективности логистики LPI, составляемом Всемирным банком каждые два года, до уровня не ниже 50-го места. Если исходить из ключевых показателей оценки – эффективности таможенного и пограничного контроля, качества торговой и транспортной инфраструктуры, профессиональной компетентности и качества логистических услуг, прослеживаемости прохождения грузов, своевременности доставки, простоты организации международных перевозок, что предпринимается для повышения имиджа национального логистического сегмента?
– Процесс совершенствования транспортной и логистической инфраструктуры республики в поступательном развитии. Сформирована сеть логцентров. Помимо Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», значимый логистический объект создается в особой экономической зоне «Бремино-Орша» в поселке Болбасово Витебской области, где планируется организовать производство товаров и оказывать логистические услуги по переработке грузов, доставляемых не только наземным, но и воздушным транспортом.
В логцентрах применяется передовой опыт зарубежных государств, внедряются современные цифровые технологии. Отечественные логистические операторы для управления цепями поставок и автоматизации процессов в своей деятельности используют порядка 120 программных продуктов, функционирующих на различных платформах.
Особое внимание сосредоточено на четырех основных направлениях: цифровизации; совершенствовании документооборота; создании экономически обоснованных преференций для развития логистической инфраструктуры; развитии системы координации государственных органов и предпринимательской инициативы. Решение задач по ним позволит создать в республике конкурентоспособную транспортно-логистическую систему.
В свою очередь, государственные органы управления продолжают работу по упрощению порядка проведения таможенного контроля транспортных средств при пересечении границы страны, чтобы максимально минимизировать сроки их простоя.
Положительной тенденцией стало привлечение в логистическую сферу отечественных уполномоченных экономических операторов, работающих на рынке Евразийского экономического союза. По состоянию на июль в республике функционировало 326 УЭО. Более 50 из них осуществляют свою деятельность, используя складские площади белорусских логистических центров.
Уже можно говорить о начале процесса формирования в республике пула логистического сервиса с учетом мирового опыта, что позволяет объединять возможности определенной группы логистических операторов и предлагать клиентам свыше 50 видов логистических услуг. Отечественные операторы для расширения своей деятельности стали осваивать такие новые виды услуг, как аутстаффинг складского персонала и аутсорсинг, которые эффективно применяются в ряде стран мира.
Среди логистических центров, оказывающих наибольшее количество услуг, например, экспедиторские, складские, таможенного представителя, информационные, страховые, по консолидированию груза на терминале, подготовке и организации международной автоперевозки груза собственным транспортом, оформлению перевозочных и таможенных документов, декларированию, предварительному уведомлению таможенных органов, предоставлению финансовой гарантии и так далее, можно назвать РУП «Белтаможсервис», СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-Логистик», ОАО «Белмагистральавтотранс», СП «Транзит» ООО, СП «Доминик» ООО.
- Для выполнения поставленной республиканской программой задачи по повышению качества и комплексности оказания логистических услуг реализуются мероприятия по развитию конкурентной среды для деятельности логистических операторов, в том числе за счет либерализации рынка транспортных услуг.
– Насколько широко применяются современные подходы к цифровизации логистической деятельности в Беларуси, электронная система документооборота при движении товарных потоков?
– Белорусская железная дорога совместно с коллегами из Латвии и России при транзите порожних приватных вагонов в сообщении Латвия – Беларусь – Россия применяет электронные накладные СМГС, подписанные электронной цифровой подписью. Видится, что подобную практику целесообразно развивать на других видах сообщений и транспорта, особенно при организации мультимодальных перевозок грузов. К 2020 году на БЖД планируется завершение внедрения системы «Электронная перевозка», включая инструментарии безбумажных технологий.
Под эгидой НАН Беларуси создается национальная интеллектуальная система мониторинга товарно-транспортных потоков на базе современных информационно-коммуникационных технологий. В рамках Государственной программы «Развитие цифровой экономики и информационного общества на 2016–2020 годы» компания – резидент Парка высоких технологий ООО «ЛогистЛаб» вывела на рынок принципиально новый продукт: онлайн-платформу транспортного экспедитора Logistlab. Ее основа – реализация решений по быстрому подбору заказа, согласование заявки, трекинг в реальном времени, факторинг, гарантия оплаты заказа и других функций безбумажных технологий.
Более продвинутой цифровой технологией в плане взаимоотношений между участниками транспортного процесса являются омниканальные коммуникации, основанные на Web-, mobile-, API – ERP2ERP-системах, платформа взаимодействия грузовладельцев, логистических операторов и перевозчиков Expeditor.pro. Работа на такой платформе позволяет повысить эффективность по всей логистической цепочке, включая транспортно-экспедиционное обслуживание потребителей. С ее помощью осуществляются маркетинговые исследования рынка, автоматическое распределение заявок среди зарегистрированных перевозчиков, построение оптимальных маршрутов, трекинг, ведение онлайн-документооборота.
- В настоящее время транспортные и транспортно-экспедиционные компании, отечественные логистические операторы используют онлайн-агрегаторы, через которые в текущем году поступало порядка 58% всех заказов для перевозчиков.
С прошлого года группа компаний IBA Group совместно с логистическими операторами, IТ-сообществом под патронатом научно-технологических и логистических ассоциаций Беларуси, Украины и Литвы реализует проект eLogistics и концепцию «Цифровые транспортные коридоры».
Все это будет способствовать расширению использования электронного документооборота, сокращению числа транспортных документов, развитию системы электронных паспортов товаров в товаропроводящих сетях.
Логистическая система Республики Беларусь – в числе важнейших факторов, определяющих конкурентоспособность и устойчивое развитие национальной экономики. Именно с таких позиций строится работа по обеспечению условий стабильного функционирования в данной сфере деятельности.
Журнал «Транспорт & Транзит»