bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

ИНКОТЕРМС 2020. Новая редакция правил международной торговли

14.04.2020

ИНКОТЕРМС 2020. Новая редакция правил международной торговли

Инкотермс – это 11 международных правил, которые приняты участниками внешнеэкономической деятельности для разграничения ответственности между покупателем и продавцом за риск, связанный с доставкой груза. Каждое обозначается тремя заглавными английскими буквами, определяющими условия поставки. Первое издание правил Международная торговая палата опубликовала в 1936 году. По мере изменения параметров торговли и увеличения различных способов доставки поправки вносились в 1953, 1967, 1976 годах, а с 1980-го Инкотермс стал пересматриваться каждые десять лет и обновлялся в 1990, 2000 и 2010 годах.

  • Условия поставки Инкотермс не определяют переход права собственности на товар, не указывают его цену и способ оплаты или последствия нарушения договора. Они лишь отражают распределение между продавцом и покупателем обязанностей и финансовых затрат, таких как перевозка товара, его погрузка и разгрузка с транспортного средства, таможенное оформление, оплата налогов, пошлин и сборов, страхование, переход рисков утери и повреждения.

Путаница между DAT и DAP

Ожидалось, что в Инкотермс 2020 не будет терминов EXW, FAS, DDP и введут новые условия поставки – CNI, DTP и DPP. Однако этого не произошло, за исключением переименования DAT (Delivered at Terminal/Доставка на терминале) в DPU (Delivered Named Place Unloaded/Доставка на место выгрузки). Такое изменение было вызвано двумя причинами.

Во-первых, в редакции 2010 года возникла путаница между терминами DAT и DAP (Поставка в месте назначения). Ключевое различие – в том, что в соответствии с правилом DAT доставка производится после того, как товары будут выгружены с транспортного средства и предоставлены в распоряжение покупателя в указанном терминале. В рамках же DAP доставка осуществляется до выгрузки товаров, когда они предоставлены покупателю на прибывшем транспортном средстве готовые к разгрузке.

Вторая причина изменения – обеспечение большей гибкости в определении точки прибытия товара. Теперь продавцу и покупателю можно согласовать любое место для доставки. Условия поставки DPU Инкотермс 2020 и DAT Инкотермс 2010 в остальном идентичны по содержанию. Правило DPU в редакции 2020 года является единственным термином, который поручает продавцу разгрузку товара.

Универсальность FCA

Около 40% международных коммерческих операций проходит с торговым термином FCA (Free Carrier/Франко-перевозчик). Это наиболее распространенное универсальное условие поставки, позволяющее отгружать товары в различных местах, например, по адресу, в порту, терминале, аэропорту, расположенных в стране покупателя.

Базис FCA Инкотермс 2020 предусматривает две возможные точки отгрузки продавцом товара. Первый вариант – место, принадлежащее продавцу (склад, фабрика, магазин), для которого доставка завершена, когда товар загружен на транспортное средство, указанное покупателем. Второй вариант применяется к месту, которое не принадлежит продавцу, например, морской порт, терминал. В этой ситуации считается, что отгрузка была осуществлена после погрузки товара на транспортное средство перевозчика, оплаченное продавцом. Следует отметить, что выгрузка не является обязанностью продавца.

Проблемы возникли с термином FCA, когда доставка осуществлялась морским транспортом (морским контейнером) и продавец с покупателем договорились использовать банковский аккредитив как способ оплатить товар. Для получения оплаты продавец должен подтвердить отправку покупателю, то есть после погрузки на борт морского судна предоставить в банк коносамент с пометкой «на борту». Но морской перевозчик, как правило, такой документ продавцу не предоставлял. Поэтому экспортеры часто использовали для морских контейнерных перевозок условия поставки FOB, что требовало от продавца погрузить товар на судно, а от морского перевозчика – предоставить коносамент продавцу.

В соответствии с новыми правилами условие поставки FCA позволяет сторонам в договоре купли-продажи определить, что покупатель должен дать указание своему перевозчику выдать коносамент с бортовой записью продавцу с пометкой «на борту».

Страховое покрытие для CIP

Условия поставки CIF (Cost Insurance and Freight/Стоимость, страхование и фрахт) и CIP (Carriage and Insurance Paid to/Перевозка и страхование оплачены до) – два правила Инкотермс, которые обязуют продавца приобрести страховку в пользу покупателя для экспорта товаров.

В новой редакции для условий поставок CIF, как и в редакции 2010, требуется минимальное страховое покрытие. Стороны по желанию могут согласовать в контракте более высокие уровни.

Для условий поставки CIP по Инкотермс 2020 продавец теперь обязан застраховать товар от всех рисков с максимальным страховым покрытием и страховой суммой не менее 110% стоимости товара. Стороны могут согласиться в контракте на более низкий уровень покрытия.

Данная поправка оправданна тем, что условие поставки CIF по Инкотермс 2020 обычно используется для морских перевозок грузов навалом – сырье, минералы и прочее, стоимость за килограмм которых очень низкая, а значит, требование страхования с максимальным покрытием значительно повысило бы конечную цену товара. Условие поставки CIP – это мультимодальный термин, часто используемый для доставки промышленных товаров, которые могут требовать более высокого уровня страхового покрытия.

Другие изменения

Перевозка товаров собственным транспортом. Международные правила Инкотермс 2010 были составлены исходя из предположения, что товары от продавца к покупателю будут доставляться сторонним перевозчиком, нанятым продавцом или покупателем. Это не учитывало ситуации, когда при перевозках был задействован транспорт продавца или покупателя. Новые правила 2020 закрепляют возможность использования собственного транспорта для доставки товаров или заключать договор перевозки.

Распределение расходов. Все затраты, связанные с различными аспектами купли-продажи, теперь перечислены в статьях A9/B9 «Распределение расходов» для каждого правила, а также в соответствующих статьях Инкотермс, к которым они относятся. Целью изменения является предоставление пользователям полного списка расходов в одном месте, чтобы продавец и покупатель были лучше осведомлены о затратах, за которые каждый будет нести ответственность согласно определениям Инкотермс 2020.

Таможенное оформление. В новой редакции международных правил более точно объясняется, какая сторона – продавец или покупатель – несет ответственность за выполнение таможенного оформления и таможенных формальностей на границе, принимая на себя расходы и риски. В отношении выпуска товаров используется правило, согласно которому ответственность возлагается на того, кто принимает на себя риск перевозки до места доставки. Поэтому, если риск перевозки передается в стране происхождения (стране продавца), ответственность за таможенное оформление транзита принимает покупатель. И, напротив, если риск переходит в пункте назначения (страна покупателя), ответственность несет продавец.

Требования безопасности. Безопасность транспорта стала новой нормой, например, обязательная проверка контейнеров. Теперь согласно статье A4/B4 («Перевозка») каждого правила Инкотермс продавец должен, где это применимо, соблюдать любые требования транспортной безопасности до пункта доставки и/или предоставлять покупателю необходимую для организации безопасной перевозки информацию.

Статья A7/B7 («Таможенное оформление экспорта/импорта») каждого правила Инкотермс, где это применимо, напрямую требует соблюдения продавцом любых формальностей по безопасности при оформлении экспорта и оказания покупателю помощи в получении документов или информации, необходимых для таможенных формальностей по импорту или транзиту. Расходы на обеспечение транспортной безопасности фигурируют в отдельном перечне обязательств по расходам статьи A9/B9 каждого правила Инкотермс.

Следует отметить, что ссылки на «безопасность» в Инкотермс 2020 носят общий характер. Конкретной ссылки на кибербезопасность или другие формы безопасности нет.

Пояснительные примечания. В каждом правиле теперь размещены «Пояснительные примечания для пользователей». Они направлены на то, чтобы помочь выбрать наиболее подходящие Инкотермс и предоставить руководство по толкованию в случае возникновения споров.

Обязанности сторон и переход риска

Одиннадцать терминов условий поставки груза в Инкотермс 2020 разделены на четыре группы правил. В основу классификации положены принципы определения обязанностей сторон по отношению к перевозке поставляемого товара и увеличения обязанностей продавца от минимальных к максимальным.

Группа Е (Самовывоз).

EXW (Ex Works/Франко-завод). Продавец обязан предоставить готовый к отгрузке товар. Покупатель – выполнить все необходимые погрузочно-разгрузочные работы, доставку до места назначения, экспортное и импортное таможенное оформление. Риски переходят при передаче товара на складе продавца.

Группа F (Основная перевозка оплачена покупателем).

FCA (Free Carrier/Франко-перевозчик). Продавец обязан выполнить экспортное таможенное оформление, отгрузить товар назначенному покупателем перевозчику. Покупатель – доставить товар до места назначения, провести импортное таможенное оформление. Риски переходят при передаче продавцом товара назначенному покупателем перевозчику.

FAS (Free Alongside Ship/Свободно вдоль борта судна). Продавец обязан выполнить экспортное таможенное оформление, разместить груз вдоль борта судна, указанного покупателем, в порту отправления. Покупатель – погрузить товар, выполнить доставку до места назначения, а также импортное таможенное оформление. Риски переходят при размещении груза вдоль борта судна в порту отправления.

FOB (Free on Board/Свободно на борту). Продавец обязан выполнить экспортное таможенное оформление, доставку в порт отправления и погрузку на борт судна. Покупатель – выполнить доставку до места назначения, а также импортное таможенное оформление. Риски переходят на борту судна при полной погрузке.

Группа C (Основная перевозка оплачена продавцом).

CFR (Cost and Freight/Стоимость и фрахт). Продавец обязан выполнить экспортное таможенное оформление, погрузку на борт судна и доставку в порт назначения. Покупатель – выгрузить и принять товар в порту назначения, выполнить доставку груза до места назначения, а также импортное таможенное оформление. Риски переходят на борту судна после полной погрузки.

CIF (Cost Insurance and Freight/Стоимость, страхование и фрахт). Продавец обязан застраховать груз, выполнить экспортное таможенное оформление, погрузку на борта судна и доставку в порт назначения. Покупатель – выгрузить и принять товар в порту назначения, выполнить доставку до места назначения, а также импортное таможенное оформление. Риски переходят на борту судна после полной погрузки. CIF – один из двух базисов Инкотермс 2020, где страхование груза является обязательным условием поставки, ответственным за выполнение которого определяется продавец.

CIP (Carriage and Insurance Paid to/Перевозка и страхование оплачены до). Продавец обязан застраховать груз, выполнить экспортное таможенное оформление и доставку до места назначения. Покупатель – выгрузить и принять товар в месте назначения, выполнить импортное таможенное оформление. Риски переходят при передаче продавцом груза назначенному перевозчику. CIP – один из двух базисов Инкотермс 2020, для которых страхование груза – обязательное условие поставки, ответственным за выполнение которого является продавец.

CPT (Carriage Paid to/Перевозка оплачена до). Продавец обязан выполнить все необходимые погрузочно-разгрузочные работы, доставку груза до места назначения, а также экспортное таможенное оформление. Покупатель – выполнить импортное таможенное оформление, выгрузить и принять товар на складе или в ином оговоренном месте. Риски переходят при передаче продавцом товара назначенному перевозчику.

Группа D (Полноценная доставка).

DAP (Delivered at Place/Поставка в месте назначения). Продавец обязан выполнить все погрузочно-разгрузочные работы, необходимые до момента доставки до места назначения, доставку груза до места назначения, а также экспортное таможенное оформление. Покупатель – импортное таможенное оформление, а также принять товар на складе или в ином оговоренном месте. Риски переходят при передаче груза на складе покупателя или в ином оговоренном месте.

DPU (Delivered at Place Unloaded/Доставка до места назначения с выгрузкой).

Продавец обязан выполнить доставку груза до места назначения, экспортное таможенное оформление, все погрузочно-разгрузочные работы, включая выгрузку в месте назначения. Покупатель – импортное таможенное оформление, принять товар на складе или в ином оговоренном месте. Риски переходят в месте назначения после полной выгрузки.

DPU в Инкотермс 2020 – новый базис, который заменил DAT. Эти условия поставки практически идентичны по содержанию, за исключением момента завершения доставки и места назначения: при DAT Инкотермс 2010 поставка считается завершенной после выгрузки и приемки товара покупателем в назначенном терминале; при DPU в Инкотермс 2020 – после выгрузки и приемки товара покупателем в любом оговоренном месте. Поскольку правило DPU – единственное условие поставки в Инкотермс 2020, при котором за разгрузку товара в месте назначения отвечает продавец, возможность согласовать любой пункт доставки увеличивает гибкость применения данного базиса на практике.

DDP (Delivered Duty Paid/Доставка с оплатой пошлины). Продавец обязан выполнить доставку груза до места назначения, все погрузочно-разгрузочные работы, необходимые до момента прибытия в место назначения, а также как импортное, так и экспортное таможенное оформление с уплатой всех таможенных платежей. Покупатель – выгрузить и принять товар на складе или в ином оговоренном месте. Риски переходят при передаче груза на складе покупателя или в ином оговоренном месте. Базис поставки DDP возлагает на продавца максимальные обязанности.

  • Ожидается, что следующий пересмотр Инкотермс произойдет в 2029-м. Впрочем, можно ожидать технологические поправки, отражающие события, связанные с цифровой торговлей и все более широким использованием контрактов на интеллектуальную собственность, что отсутствует в Инкотермс 2020. Важность международных правил для торговли не вызывает сомнений, даже если многие контракты не включают их. Во избежание неопределенности и споров торговые компании должны убедиться, что они знают Инкотермс 2020, и внести необходимые изменения в свои контракты.

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также