bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Коллег сталкивают лбами

18.05.2020

Коллег сталкивают лбами

При нынешней тенденции повышения среднего возраста водителей-международников и стремительного снижения количества профессионалов на транспортном рынке, перспективы сегмента автомобильных перевозок грузов неутешительны, что показывает пример Литвы.

Попали в немилость

В первом квартале текущего года уровень безработицы в Литве составил 7,1%, что превышает прошлогодний показатель за аналогичный период на 0,6%. По выходу из периода ограничений в связи с пандемией статистика, наверняка, изменится не в лучшую сторону. На этом фоне нагнетается мнение, мол, коренных граждан с рынка труда вытесняют иммигранты, согласные работать за гораздо меньшую зарплату.

Председатель Балтийского транспортного профсоюза Solidarumas («Солидарность») Гинтарас Чюжас, в котором состоят, в том числе, иностранные водители, трудоустроенные на литовских предприятиях, обеспокоен такими заявлениями, поскольку они могут привести к противостоянию между коллегами.

– В публичных социальных сетях и средствах массовой информации множество неприятных суждений со стороны граждан Литвы, выражающих недовольство засильем работников из третьих стран в национальном транспортном секторе, – поясняет он. – Авторы этих высказываний считают, что иностранные водители отнимают у местных работу, в результате чего они вынужденно отправляются на заработки в другие страны.

Собеседник при этом привел статистические данные, которые не соотносятся с позицией возмущающихся. Так, число литовских граждан, работающих на отечественных транспортных предприятиях, вот уже несколько лет практически не меняется и составляет около 20 тысяч. А водителей из третьих стран принимают в целях удовлетворения растущей потребности ввиду расширения литовского сектора перевозок.

– Иностранные водители вносят свой вклад в развитие экономики Литвы, они исправно платят налоги, которые идут исключительно на пенсии и обязательное медицинское страхование граждан нашей страны, а размер заработной платы регламентируется национальным законодательством. Поэтому, объективно, следует быть терпимыми, – уверен Гинтарас Чюжас.

В данном контексте уточним, что заработная плата водителя-международника в Литве ниже, чем, например, в Германии или Франции. Не в этом ли основная причина миграции литовских профессионалов от руля в другие государства Евросоюза, и как следствие – нехватка кадров в национальном сегменте международных автоперевозок грузов?

– Вряд ли у нас есть моральное право бросаться обвинениями в адрес украинцев, белорусов и других иностранцев, работающих в Литве, тем временем как десятки тысяч литовцев уехали за рубеж в поисках более высоких зарплат, – подтверждает Гинтарас Чюжас. – Не могу говорить от лица всех литовских транспортных предприятий, но, по моим сведениям, в большинстве из них заработная плата водителя не зависит от его гражданства. Более того, иностранные водители беспрекословно едут в рейсы, за которые их литовские коллеги берутся не слишком охотно.

В настоящее время в нашей стране не так уж много желающих мотаться по дорогам за рулем седельного тягача, тем более, когда есть другие вакансии. Как председатель Балтийского транспортного профсоюза Solidarumas, надеюсь, что какие-то сторонние факторы различной направленности не станут предлогом для формирования недопонимания между коллегами на рынке международных автоперевозок грузов, – резюмирует собеседник.

У разбитого корыта

Накал дискуссионных эмоций в Литве нарастает также на фоне принятия в Евросоюзе так называемого «пакета мобильности», которым регламентируются требования к транспортным компаниям, перевозящим грузы за пределами своей страны. В частности, речь идет об отдыхе водителей в кабине седельного тягача, оплате труда, лимите для выполнения каботажных перевозок внутри другого государства – члена Евросоюза.

В министерстве транспорта и коммуникаций Литвы считают, что данными решениями западные перевозчики стремятся вытеснить со своего рынка восточных коллег. В частности, некоторые положения «пакета мобильности», например, обязательный возврат грузовиков в страну регистрации через определенный период, или ограничения каботажа, создадут серьезные проблемы для транспортного бизнеса Литвы. И это уже не формирование честной конкуренции, а ограничение присутствия на рынке.

Генеральный секретарь Литовской ассоциации автоперевозчиков Linava, в свою очередь, придерживается мнения, что процесс трудовой миграции в перевозочной сфере деятельности касается не столько прихода водителей из Беларуси, Украины, России, сколько «переселения» самих литовских транспортных компаний ближе к Франции, Германии, государствам Бенилюкса, которые составляют основу рынка движения товаров в международных направлениях.

В Linava считают, что с принятием «пакета мобильности» транспортный сектор страны понесет огромные потери. В литовских транспортных компаниях, занимающихся международными автоперевозками грузов, опасаются, что при введении квоты въезда работников, ужесточения получения разрешения на трудоустройство водителей из третьих стран отрасли грозит серьезный кризис: национальный транспортный сектор может остаться у разбитого корыта, а объемы перейдет в другие страны, где будут работать уже литовские водители.

  • Миграция кадров происходит на фоне нехватки в транспортных компаниях, осуществляющих международные доставки грузов, квалифицированных водителей. Этой ситуации сопутствует увеличение среднего возраста ныне работающих: по прогнозам, в ближайшее десятилетие две трети из них уйдут на пенсию. В Великобритании средний возраст дальнобойщиков составляет 55 лет, в Германии и Испании – две трети старше 45-50 лет. Приток кадров с восточных рубежей, тем не менее, не покрывает сложившийся дефицит водителей в западноевропейских транспортных компаниях.
« »

Читайте также