Снижение объемов грузоперевозок происходило постепенно
17.07.2020
Международные перевозки грузов, экспедирование и логистика оказались в числе наиболее пострадавших секторов экономики из-за пандемии коронавируса. О ситуации на польском рынке транспортных услуг беседа с заместителем генерального директора PKS International CARGO S.A. Витольдом Моландом.
– Я согласен с тем, что сектор экспедирования и логистики существенно пострадал от пандемии. Однако спад не столь серьезен, как в случае перевозок пассажиров, которые были фактически приостановлены.
В нашей компании снижение объемов грузоперевозок происходило постепенно. Все началось в середине марта и продолжало нарастать в течение апреля и мая. Сейчас ситуация стабилизируется. Мы даже заметили определенные признаки оживления.
Тем не менее некоторые производственные компании наших клиентов остаются закрытыми либо их функционирование ограничено. Следовательно, падение продаж приводит к снижению спроса на транспорт.
На мой взгляд, основной проблемой, ограничивающей стабильное функционирование польских компаний в секторе экспедирования и логистики, являются неплатежи за предоставленные услуги. Этот фактор весьма болезненно отражается на многих компаниях, а для некоторых может оказаться фатальным.
– Какой период потребуется для стабилизации и восстановления рынка перевозок грузов?
– Все зависит, конечно же, от того, насколько сильно рецессия ударит по европейским и мировым рынкам и когда экономика восстановится до предпандемического состояния. Я думаю, такой период может продлиться два-три года. В течение этого времени сектор грузоперевозок должен привыкнуть функционировать на несколько иной основе.
– Ваша компания имеет таможенные агентства на погранпереходах. Как обстояли дела на границе во время обострения эпидемиологической ситуации?
– Пандемия сильно повлияла на таможенное оформление грузов. С одной стороны, закрытие предприятий или приостановка их работы в Евросоюзе, а также за его пределами привели к снижению обычного трафика. С другой – ужесточение процедур безопасности на пограничных переходах стало причиной возникновения длинных очередей на внешних границах ЕС.
Негативные последствия вызвало и решение о закрытии пограничных переходов с Украиной – «Медыка» (Medyka) и «Гребенне» (Hrebenne).
На данный момент грузопоток по маршрутам Евросоюза идет в основном без каких-либо проблем или задержек. Кроме того, страны ЕС приостановили действие некоторых ограничений движения транспорта, например, в выходные и праздничные дни или относительно требований к работе водителей.
– Изменилась ли стоимость оказания транспортных услуг, фрахтовых ставок?
– Безусловно, закрытие границ, перераспределение транспортных потоков, увеличение сроков поставок привели к росту издержек транспортных компаний. Существуют также дополнительные расходы, связанные с профилактикой коронавируса и гигиеной, но они были компенсированы более низкими затратами на топливо. Как правило, ставки фрахта не повышались, а в некоторых случаях даже снижались.
– Как складываются взаимоотношения с коллегами?
– Все знают и о рисках, связанных с нынешней пандемической ситуацией, и о главной задаче, которая актуальна сегодня и будет таковой в ближайшем будущем. Трудности и проблемы подвигли участников транспортного бизнеса к сплочению и объединению усилий, чтобы вместе двигаться вперед и развиваться.
- PKS International CARGO S.A. (Польша) на рынке уже четверть века. Работает в сфере автомобильных (сборные, комплектные, опасные (ADR), рефрижераторные и негабаритные грузы) и железнодорожных перевозок, экспедирования, логистики, таможенно-брокерских услуг. Это единственная в Польше компания, имеющая свои таможенные агентства на всех пограничных переходах со странами, не входящими в Евросоюз.
Журнал «Транспорт & Транзит»