bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Положения Пакета мобильности

28.09.2020

Положения Пакета мобильности

После трех лет интенсивного обсуждения и споров Европейский парламент большинством голосов одобрил реформу грузовых автоперевозок в Евросоюзе – так называемый Пакет мобильности. Он направлен на пресечение в отрасли грузоперевозок ЕС нелегальной практики, а также наделение европейских перевозчиков равными правами. Каковы перспективы применения положений документа к перевозчикам из «третьих» стран, не входящих в ЕС?

  • В Официальном журнале Европейского Союза (L 249) опубликованы документы (правовые акты), входящие в Пакет мобильности, и предназначенные для регулирования международных автомобильных перевозок на территории стран Европейского союза.

Пакет Мобильности включает в себя:

1) Положения о времени вождения и отдыха водителей, контролируемого тахографом.

Регламент (ЕС) 2020/1054 Европейского парламента и Совета от 15 июля 2020 года, предусматривающий внесение поправок в Регламент (ЕС) № 561/2006 в отношении минимальных требований к максимальному дневному и еженедельному времени вождения, минимальным перерывам, ежедневным и еженедельным периодам отдыха и Регламенту (ЕС) № 165/2014 в отношении позиционирования с помощью тахографов.

2) Правила командирования водителей при осуществлении международных перевозок.

Директива (ЕС) 2020/1057 Европейского парламента и Совета от 15 июля 2020 года, устанавливающая особые правила в отношении Директивы 96/71/ЕС и Директивы 2014/67 /ЕС для размещения водителей в секторе автомобильного транспорта и внесения поправок в Директиву 2006/22 /ЕС в отношении требований правоприменения и Регламента (ЕС) № 1024/2012.

3) Условия доступа к профессии перевозчика и рынку международных автомобильных перевозок.

Регламент (ЕС) 2020/1055 Европейского парламента и Совета от 15 июля 2020 г., вносящий поправки в Регламенты (ЕС) № 1071/2009, (ЕС) № 1072/2009 и (ЕС) № 1024/2012 с целью их адаптации к изменениям в секторе автомобильного транспорта.

Несмотря на то, что действие норм Пакета мобильности сейчас распространяется только на перевозчиков из государств – членов ЕС и не относится к перевозчикам из «третьих» стран, в том числе белорусских, ожидается, что компетентными органами ЕС будут инициированы предложения о распространении ряда положений Пакета мобильности на перевозчиков стран, не входящих в Евросоюз, в рамках двусторонних соглашений о международных автомобильных перевозках, в рамках квоты Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), а также об их включении в Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

Ключевыми элементами новых правил являются положения, связанные с временем вождения, перерывами, периодами отдыха, а также определением местоположения с помощью тахографа.

Применение Пакета мобильности к перевозчикам из государств, не являющихся членами ЕС

В соответствии с Регламентом (ЕС) 2020/1054: «(34) Важно, чтобы транспортные предприятия, созданные в третьих странах, подчинялись правилам, эквивалентным правилам Союза, при выполнении дорожных транспортных операций на территории Союза. Комиссия должна оценить применение этого принципа на уровне Союза и предложить адекватные решения для обсуждения в контексте Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, участвующих в международных автомобильных перевозках («Соглашение ЕСТР»).»

  • Регламент (ЕС) 2020/1054 применим в отношении перевозчиков и водителей из стран – членов ЕС. Однако белорусским перевозчикам и водителям в своей работе следует руководствоваться нормами Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР).

Ежедневные и еженедельные периоды отдыха

Пакет мобильности изменяет правило еженедельного отдыха: за любые две недели подряд водитель должен использовать два регулярных еженедельных периода отдыха или один регулярный еженедельный период отдыха и один сокращенный еженедельный период отдыха продолжительностью не менее 24 часов.

Еженедельный период отдыха должен начинаться не позднее, чем по истечении шести 24-часовых периодов с конца предыдущего еженедельного периода отдыха.

Также вводится специальное отступление для международных автомобильных перевозок грузов в части организации еженедельного отдыха: водители, занимающиеся международными грузовыми перевозками, могут использовать два последовательных сокращенных еженедельных периода отдыха, при условии, что водитель в любые четыре последовательные недели использует не менее четырех еженедельных периодов отдыха, из которых как минимум два должны быть регулярными еженедельными выходными периодами.

Сокращенные еженедельные периоды отдыха

Любое сокращение еженедельного периода отдыха должно быть компенсировано эквивалентным периодом отдыха, принимаемым целиком до конца третьей недели, следующей за данной неделей.

После использования водителем двух сокращенных еженедельных периодов отдыха подряд, следующий регулярный еженедельный отдых должен быть с компенсацией.

Транспортное предприятие должно организовать работу водителя таким образом, чтобы такой период отдыха был проведен в стране, где учреждена транспортная компания или по месту жительства водителя. Периоды отдыха в качестве компенсации длительностью более 45 часов нельзя проводить в кабине машины.

Предприятие должно задокументировать, как оно выполняет это обязательство, и хранить документацию, чтобы предоставлять ее по запросу контролирующих органов.

Отдых 45 часов

Отдых продолжительностью более 45 часов должен проводиться вне кабины, в месте с надлежащими спальными и санитарными условиями, соответствующей инфраструктурой для каждого пола. Все расходы по размещению вне транспортного средства оплачивает работодатель. Водители не должны представлять доказательства контролирующим органам (например, в виде счетов за гостиницу). Оштрафован водитель может быть в случае, если его застали на месте в момент нарушения.

  • Запрет на отдых более 45 часов в кабине, в результате принятия Пакета мобильности распространяется на территории всех государств – членов ЕС и применим к иностранным водителям (не из стран ЕС), так как с учетом норм статьи 8 ЕСТР нет оговорок о возможности проведения данного периода отдыха на транспортном средстве.

В соответствии со статьей 8 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), по усмотрению водителя ежедневные периоды отдыха и сокращенные еженедельные периоды отдыха за пределами места приписки могут использоваться на транспортном средстве, если на нем имеются специально установленные приспособления для сна каждого водителя, предусмотренные конструкцией транспортного средства, и если это транспортное средство находится на стоянке.

Перерыв на отдых 45 минут в кабине

В случае работы экипажа, состоящего из нескольких человек, водитель может сделать перерыв на 45 минут в транспортном средстве, управляемом другим водителем, при условии, что водитель, использующий перерыв, не участвует в оказании помощи водителю, управляющему транспортным средством.

Обязательное возвращение водителя в место регистрации

Транспортное предприятие обязано организовать работу водителей таким образом, чтобы они могли вернуться в операционный центр работодателя, где обычно находится водитель и где начинается еженедельный период отдыха водителя, в государстве-члене учреждения предприятия работодателя, или вернуться к месту жительства водителей в течение каждого периода в четыре недели подряд, чтобы они использовали как минимум один регулярный еженедельный период отдыха или еженедельный период отдыха продолжительностью более 45 часов, используемый в качестве компенсации за сокращенный период еженедельного отдыха. Предприятие должно задокументировать, как оно выполняет это обязательство, и хранить документацию, чтобы предоставлять ее по запросу контролирующих органов.

Прерывание отдыха на пароме или в поезде

Если водитель сопровождает транспортные средство, которое перевозится на пароме или поезде и использует регулярный ежедневный или сокращенный еженедельный период отдыха, этот период может быть прерван не более двух раз другими действиями, продолжительностью, не превышающей одного часа. Во время такого отдыха водитель должен иметь доступ к спальной кабине, койке или кушетке, а такая поездка должна быть запланирована минимум на 8 часов.

Продление времени вождения

При условии, что безопасность дорожного движения не ставится под угрозу, в исключительных случаях водитель может превысить дневное или еженедельное время вождения максимум на один час, чтобы добраться до операционного центра работодателя или по месту жительства водителя, чтобы использовать еженедельный период отдыха.

При тех же условиях водитель может превысить дневное и еженедельное время вождения максимум на два часа при условии, что непрерывный 30-минутный перерыв был сделан непосредственно перед дополнительным вождением, чтобы добраться до оперативного центра работодателя или к месту жительства водителя для регулярного еженедельного отдыха. Эта практика должна быть исключением, а не правилом.

Причины продления рабочего времени водитель должен указать вручную на диске тахографа, распечатке или плане работы, не позднее, чем по достижении конечного пункта назначения или по прибытии в подходящее место остановки.

Хранение записей на борту транспортного средства

Базовый период увеличен с 28 до 56 дней. Норма применима с 31 декабря 2024 года.

Смарт (умные) тахографы

Согласно Пакету мобильности, в ближайшие годы должна быть произведена замена аналоговых и цифровых тахографов на смарт-тахографы.

К сентябрю 2021 года ожидается принятие исполнительного акта, по смарт-тахографам второго поколения, которые будут обязательны для всех новых автомобилей к 21 августа 2023 года.

Модернизация аналоговых и цифровых тахографов для международных перевозок смарт-тахографами второго поколения должна быть выполнена не позднее 31 декабря 2024 года, модернизация транспортных средств, работающих в разных странах и оснащенных первой версией смарт- тахографа – не позднее 20 августа 2025 года.

Государства – члены ЕС к 21 августа 2024 года должны оснастить свои контролирующие органы оборудованием дистанционного раннего обнаружения для проверок на обочине дороги.

Новые тахографы автоматически отмечают местоположение транспортного средства в следующих точках или в точке, ближайшей к тем местам, где доступен спутниковый сигнал: координаты начала/окончания ежедневного периода работы; каждое пересечение границы; три часа совокупного времени вождения.

Со 2 февраля 2022 года в свой цифровой или аналоговый тахограф водитель должен ввести символ страны, в которую въезжает после пересечения границы государства-члена, в начале первой остановки водителя в этом государстве-члене. Эта первая остановка должна быть сделана в ближайшем возможном месте остановки на границе или после нее. Если пересечение границы государства-члена происходит на пароме или поезде, водитель должен ввести символ страны в порту или на станции прибытия.

  • В настоящее время на площадке ЕЭК ООН проходит обсуждение вопрос имплементации правил по использованию смарт-тахографов в Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР). До включения в ЕСТР новых требований к установке смарт-тахографов на транспортные средства в отношении стран, не входящих в ЕС, они не применимы к белорусским автотранспортным средствам.

Регламент (ЕС) 2020/1054 вступил в силу на двадцатый день после его публикации в Официальном журнале Европейского Союза (статья 3). В соответствии со статьей 3 вышеуказанные нормы в отношении минимальных требований к максимальному дневному и еженедельному времени вождения, минимальным перерывам, ежедневным и еженедельным периодам отдыха применимы с 20 августа 2020 года, за исключением требования о продлении периода хранение записей на борту транспортного средства, которое будет применяться с 31 декабря 2024 года.

Основные положения, связанные с правилами командирования водителей при осуществлении международных автомобильных перевозок

Применение правил к перевозчикам из государств, не являющихся членами ЕС

В соответствии с Директивой (ЕС) 2020/1057:

«(15) Операторы Союза сталкиваются с растущей конкуренцией со стороны операторов из третьих стран. Поэтому крайне важно гарантировать, что операторы Союза не подвергаются дискриминации. Согласно Статье 1 (4) Директивы 96/71/ЕС, предприятиям, учрежденным в государстве, не являющемся членом, не должно предоставляться более благоприятное отношение, чем предприятиям, учрежденным в государстве-члене. Этот принцип должен также применяться в отношении конкретных правил размещения сообщений, предусмотренных настоящей Директивой. Он должен, в частности, применяться, когда операторы третьих стран выполняют транспортные операции в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями, предоставляющими доступ на рынок Союза.

(16) Многосторонняя система квот Европейской конференции министров транспорта («ЕКМТ») является одним из основных инструментов, регулирующих доступ операторов третьих стран на рынок Союза и доступ операторов Союза к рынкам третьих стран. Количество разрешений, выдаваемых каждой стране-члену ЕКМТ, определяется ежегодно. Государства-члены должны соблюдать свое обязательство не дискриминировать обязательства Союза, в том числе при согласовании условий доступа на рынок Союза в рамках ЕКМТ.

(17) Право вести переговоры и заключать Европейское соглашение о работе экипажей транспортных средств, участвующих в международных автомобильных перевозках («ЕСТР»), принадлежит Союзу в рамках его исключительной внешней компетенции. Союз должен, в соответствии со статьей 2 (3) Регламента (ЕС) № 561/2006 Европейского парламента и Совета ( 8 ), согласовать механизмы контроля, которые могут быть использованы для контроля уважения национальных и социальных прав Союза предприятиями третьих стран с механизмами контроля, которые применяются к предприятиям Союза.»

В соответствии со статьей 2 Директивы (ЕС) 2020/1057 статья 14 Директивы 2006/22/EC излагается в следующей редакции:

«Статья 14.

Переговоры с третьими странами.

После вступления в силу настоящей Директивы Союз должен начать переговоры с соответствующими третьими странами с целью применения правил, эквивалентных тем, которые изложены в настоящей Директиве.

В ожидании завершения этих переговоров государства-члены должны включать данные о проверках, проведенных на транспортных средствах из третьих стран, в свои отчеты в Комиссию, как указано в статье 17 Регламента (ЕС) № 561/2006.»

Особые правила командирования водителей

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Директивы (ЕС) 2020/1057 «особые правила применяются к водителям, нанятым предприятиями, учрежденными в государстве-члене, которые принимают транснациональные меры, указанные в пункте (а) статьи 1 (3) Директивы 96/71 / ЕС».

Эти особые правила командирования водителей, согласно Пакету Мобильности, включают в себя следующие обязательства:

— выплата водителю вознаграждения, в размере, определенном законодательством страны, в которую он командирован;

— предварительное уведомление о командировании водителя;

— наличие на борту транспортного средства определенного пакета документов;

— хранение подтверждающей документации.

Не подлежат новым правилам о командировании водителей:

— транзитные перевозки;

— двусторонние перевозки (перевозка на основании договора из одного государства ЕС, в котором учреждена компания перевозчика, в другое государство ЕС или «третью» страну, или из другого государства ЕС или «третьей» страны в государство ЕС, в котором учреждена компания перевозчика).

Подлежат новым правилам о командировании водителей:

— каботажные перевозки;

— перевозки, содержащие комбинированный транспорт

— перевозки типа cross trade

Не будут подлежать новым правилам о командировании водителей перевозки типа cross trade, когда:

— помимо выполнения двусторонней перевозки водитель выполняет одно действие по погрузке и / или разгрузке в государствах-членах или «третьих» странах, которые водитель пересекает;

— после двусторонней перевозки, которая началась в государстве-члене, в котором учреждена компания перевозчика, и в ходе которой не было выполнено никаких дополнительных действий, осуществляется двусторонняя перевозка в государство-член, в котором учреждена компания перевозчика, в странах, через которые следует водитель, можно выполнить не более двух дополнительных операций по погрузке и/или разгрузке.

Перевозчик обязан направлять уведомления о командировании (декларации о размещении) в национальные компетентные органы государства-члена, в которое отправляется водитель, не позднее начала командирования, с использованием многоязычной стандартной общедоступной формы интерфейса, связанной с Информационной системой внутреннего рынка (IMI). (Чтобы уменьшить административную нагрузку на перевозчиков, процесс подачи и обновления уведомлений о командировании должен быть упрощен. С этой целью будет разработан многоязычный общедоступный интерфейс, через который транспортные операторы смогут представлять и обновлять информацию о командировании.)

Уведомление о командировании должно содержать следующую информацию:

— идентификационные данные перевозчика – по крайней мере, в виде номера лицензии;

— контактные данные транспортного менеджера или другого контактного лица в государстве-члене, в котором учреждена компания перевозчика, для связи с компетентными органами принимающего государства-члена, а также для отправки и получения документов или уведомлений;

— данные о водителе, адрес проживания и номер водительского удостоверения;

— дату начала действия трудового договора с водителем и применимое к нему законодательство;

— предполагаемые даты начала и окончания командировки;

— регистрационные номера автомобилей;

— информация о транспортных услугах (перевозка грузов, перевозка пассажиров, международные перевозки или каботажные перевозки).

Документы, которые должны предоставляться водителем при проведении проверки на дороге:

— копия уведомления о командировании (декларации о размещении), представленная через IMI, в бумажном или электронном виде;

— подтверждение транспортных операций, происходящих в принимающей стране-члене, (например, электронная накладная (e-CMR));

— записи тахографа (с символами стран государств-членов, в которых водитель присутствовал при выполнении международных автомобильных перевозок или каботажных операций).

Проверяющий орган принимающей стороны проверяет действительность уведомления о командировании с помощью IMI-проверки в режиме реального времени и в случае недействительности документа (например, декларация устарела), водитель будет оштрафован. Также компетентный орган принимающей стороны может впоследствии принять решение отправить запрос документов через IMI в компанию, чтобы проверить, получил ли водитель соответствующее вознаграждение за период командирования.

Документы, которые могут быть запрошены у перевозчика компетентными органами государств-членов, в которых осуществлялось командирование, и которые перевозчик должен отправить через открытый интерфейс IMI (не позднее 8 недель с даты запроса):

— записи тахографов;

— накладные (CMR);

— документацию, касающуюся вознаграждения водителя за период командировки;

— трудовой договор водителя;

— табели учета рабочего времени водителя;

— доказательство платежей.

Директива (ЕС) 2020/1057, предусматривающая особые правила командирования водителей, вступила в силу на следующий день после ее публикации в Официальном журнале Европейского Союза (статья 10), но применяться новые правила будут со 2 февраля 2022 года (статья 9).

К этому времени государства-члены должны принять и опубликовать меры, необходимые для соблюдения данной Директивы.

« »

Читайте также