По колее нововведений
26.03.2021
Текущий год привнес в сферу международных автоперевозок грузов ряд нововведений, о которых следует знать при осуществлении транспортной деятельности. Они касаются ограничений на проезд, разрешительной системы, дорожных сборов и административной ответственности.
Евро-6 в приоритете
По многосторонним разрешениям ЕКМТ в Австрию теперь могут въехать только грузовые автомобили экологического стандарта Евро-6. На 2021 год не предоставлялись дозволы «без ограничений» и «с ограничением по Греции» – для Евро-5; «с ограничением по Австрии, Греции» – для Евро-6. На сайте Международного транспортного форума даны пояснения по наиболее часто возникающим у перевозчиков вопросам.
Один из них касается допуска на территорию Австрии грузовых машин класса EEV – более высокой категории по сравнению с Евро-5. Увы, стандарты EEV не могут считаться эквивалентными Евро-6, поэтому доступ в рамках квоты ЕКМТ предоставляется только грузовикам, соответствующим экологическим стандартам Евро-6.
Также транспортные операторы интересуются, разрешено ли движение грузовых автомобилей категорий Евро-5 и -6 транзитом с использованием лицензии ЕКМТ, ограниченной на территории Австрии, в сочетании с другими средствами доступа, как это предусмотрено статьей 3.4 Руководства пользователя по многосторонней квоте ЕКМТ: «Если груз перевозится через территорию страны ЕКМТ, в которой использование разрешений ЕКМТ ограничено, то эту страну можно пройти транзитом по двустороннему разрешению, разрешению Европейского сообщества либо посредством другого вида транспорта (по «катящемуся шоссе», то есть на железнодорожной платформе). При этом разрешение ЕКМТ остается на борту от пункта погрузки до места разгрузки». Например, машина категории Евро-5 следует из Беларуси в Италию по разрешению ЕКМТ с австрийскими ограничениями и транзитом через Австрию по двустороннему разрешению.
По этому поводу разъясняется, что в отношении поездок в/из Австрии и через ее территорию:
- требуется разрешение ЕКМТ в полном соответствии с действующим в Австрии режимом ограничений по экологическому стандарту;
- необходимо разрешение ЕС в полном соответствии со сводом правил, поэтому нет никаких ограничений в отношении технических стандартов, кроме законодательства Европейского союза;
- требуется разрешение в соответствии с двусторонними соглашениями со странами-партнерами.
Кроме названного нововведения по допуску грузовых автомобилей определенного экологического стандарта, в Австрии с текущего года действует запрет движения в ночное время на участке км 6,35 – км 90 автомагистрали А 12 Inntal в обоих направлениях с 20.00 до 05.00, а в воскресенье и праздничные дни – с 23.00 до 05.00. Под ограничения подпадают: большегрузные автомобили; сочлененные транспортные средства и самоходные машины с разрешенной максимальной массой более 7,5 тонны; грузовые и самоходные машины с прицепами, у которых общая разрешенная максимальная масса превышает 7,5 тонны.
Запрет не распространяется: на большегрузные автомобили экологического класса Евро-6 (выбросы NOx не превышают 0,4 г/кВт-ч) при условии подтверждения принадлежности к этой категории маркировкой и наличием на борту соответствующего документа; при перевозке скоропортящихся пищевых продуктов со сроком хранения несколько дней, живых животных; на автомобили с приводом исключительно от электродвигателя или с водородными технологиями и топливными элементами, с двигателем на одновалентном метане (на природном газе NGV); на гибридные электромобили (PHEV) с минимальным запасом хода 50 километров при питании только от электродвигателя.
BiReg – контроль дозволов
Министерством инноваций и технологий Венгрии для контроля и отслеживания законного использования двусторонних и многосторонних разрешений на международные автомобильные грузоперевозки с февраля 2021 года введена система предварительной электронной регистрации дозволов BiReg. Ее применение распространяется на доставки с использованием двустороннего или разрешения ЕКМТ транспортными средствами максимальной допустимой полной массой более 3,5 тонны за собственный счет, по найму или за вознаграждение, а также каботаж.
Для подачи заявки необходимо предварительно зарегистрироваться в системе, указав название, юридический адрес и контактные данные компании, номер лицензии на международные перевозки грузов, уникальный идентификатор.
Пользователи с правами администратора могут предварительно вносить основные данные об используемых автомобилях и прицепах.
В случае перевозки в Венгрию регистрация транспортной операции должна осуществляться до въезда, из Венгрии – до начала погрузки на территории страны. Следует ввести данные о месте погрузки-разгрузки, регистрационный номер автомобиля и его экологический класс. На основании полученной информации определяется необходимость специального разрешения.
При регистрации транспортных операций в соответствии с двусторонними и разрешениями ЕКМТ, на которые требуется лицензия, нужно указать ее тип и серийный номер, а также загрузить сканированную копию. Электронная система генерирует идентификатор BiReg и отправляет на адрес электронной почты пользователя как подтверждение регистрации.
Во время проверки на дорогах контролируются точность и полнота зарегистрированных в системе BiReg данных. Если отсутствует какая-либо требуемая информация, инспекторы заполняют недостающие сведения и налагают штраф. Его размер равен административному наказанию за перевозку без разрешения или использование ненадлежащего дозвола и составляет порядка 2220 евро.
Пятая ось
В Чехии действуют новые тарифы автодорожных сборов. Они включают плату за проезд, загрязнение воздуха и шум. Дополнительно введена ставка для транспортных средств с пятью и более осями. В этой связи перевозчику важно правильно установить на бортовом приборе OBU актуальное значение и обязательно зафиксировать параметр «количество осей 5+» (отображается на устройстве одновременно диодами 2 и 3).
Сумма автодорожного сбора рассчитывается умножением тарифа на протяженность определенного участка. Тарифы подразделяются в зависимости от:
- категории наземной коммуникации (автомагистраль, автодорога I класса);
- категории транспортного средства;
- класса эмиссии (Евро-4, Евро-5 и EEV, Евро-6, КПГ/БИОГАЗ E6);
- максимальной допустимой массы (3,5–7,5 тонны; 7,5–12 тонн; свыше 12 тонн);
- количества осей (2, 3, 4, 5 или более);
- периода суток (дневной тариф – с 05.00 до 22.00; ночной – с 22.00 до 05.00).
В счетах-фактурах и выписках транзакций содержится разбивка на отдельные виды платы: за пользование наземными коммуникациями, за загрязнение воздуха, за шум от дорожного движения.
Для транспортных средств категорий М2 и М3 (автобусы) тарифы теперь разграничены по количеству осей.
В электронной системе взимания автодорожных сборов введен новый класс эмиссии – КПГ/БИОГАЗ E6. К этой категории относятся транспортные средства, которые работают на компримированном природном газе (КПГ) или биометане (исключительно или в сочетании) и в то же время соответствуют нормам Евро-6 по выбросам. Таким образом, категория Евро-6 разделена на две, исходя из типа топлива.
Транспортные средства, ранее зарегистрированные по классу эмиссии Евро-6 и работающие исключительно на природном газе или биометане либо в сочетании, должны пройти перерегистрацию с направлением заявки по адресу электронной почты: cngbio@czechtoll.cz. В техпаспорте при этом должно быть указано одно из следующих сокращений: NG, CNG, LNG, D-CNG, BIO METAN, METAN, ERDGAS NG, METANO, NM+CNG, BA+CNG, NM+LNG, BA+LNG.
В случае присоединения прицепа с двумя и более осями к транспортному средству максимальной допустимой массой от 3,5 до 7,5 тонны применяется ставка категории от 7,5 до 12 тонн, а к машине от 7,5 до 12 тонн – ставка категории ≥12 тонн.
Brexit внес поправки
Международный союз автомобильного транспорта IRU проинформировал об изменениях в процедурах оформления доставок грузов автомобильным транспортом в/из Великобритании.
Перевозки между Соединенным Королевством и Северной Ирландией с другими странами можно осуществлять как в рамках процедуры общего транзита с использованием NCTS, так и по Конвенции МДП. Последняя используется для любых транзитных операций между Великобританией и Евросоюзом.
Декларации надежности и безопасности SSD отменены в отношении импорта до 1 июля текущего года. С 1 апреля вводится дополнительный санитарный и фитосанитарный контроль: потребуется предварительное уведомление о всех регламентируемых растениях и растительных продуктах, они также должны сопровождаться фитосанитарным сертификатом.
С 1 июля в отношении всех товаров необходимо будет заполнять полную таможенную декларацию. На пограничных контрольно-пропускных пунктах увеличат количество физических проверок и идентификации всех продуктов растительного и животного происхождения.
При экспорте из Великобритании действует полный контроль таможенных деклараций, включая подачу экспортных деклараций и SSD при выезде.
Перевозчикам необходимо получить номер GB EORI, чтобы иметь возможность подавать декларации ENS и EXS или декларацию временного хранения. При доставках по книжкам МДП пока не требуется электронное предварительное декларирование в Великобритании. Их держателям номер GB EORI нужен будет с 1 июля.
Товары из Великобритании рассматриваются в ЕС как ввозимые с территории третьих стран. Следовательно, таможенные декларации должны подаваться с соблюдением тех же условий, которые применяются на текущий момент для товаров неевропейского происхождения.
Не оплатишь – не проедешь
Согласно новому положению транспортное средство не впустят в Россию на внешней границе, если при въезде будет выявлен факт неуплаты административного штрафа, наложенного за нарушение правил дорожного движения, совершенное ранее на территории РФ с использованием этого автомобиля. Погасить задолженность иностранный перевозчик или лицо, действующее от его имени, должны в течение трех часов с момента прибытия в пункт пропуска. В противном случае дальнейшее движение на территорию России будет запрещено.
Возможность проверки неуплаченных административных штрафов по иностранному регистрационному знаку транспортного средства реализована в разделе сервиса «Проверка штрафов» официального сайта ГИБДД.
С 7 июля 2021 года вступит в силу обязательство по уплате наложенного административного штрафа за нарушения законодательства в области дорожного движения при выезде с территории России. Оно распространяется в том числе на иностранные транспортные средства, участвующие в перевозочной деятельности.
На пленарном заседании весенней сессии Госдумы РФ планируется рассмотрение во втором чтении законопроекта об ответственности водителей и должностных лиц за движение крупногабаритных и большегрузных машин без специального разрешения. Предлагается установить ее только для собственников и владельцев транспортных средств, которые и должны нести в правоотношениях с государством риски и неблагоприятные последствия необеспечения надлежащего контроля за своим работником. Таким образом, штраф в отношении должностных лиц и водителей за перегруз может быть исключен.
Законопроектом также намечено не устанавливать зависимость размера административного штрафа за нарушения весогабаритных параметров от способа фиксации правонарушения – автоматическими средствами контроля или инспектором ГИБДД.
Сегодня штрафы для юридических лиц и ИП за движение по российским дорогам крупногабаритных и большегрузных транспортных средств без специального разрешения с превышением установленных весогабаритных параметров составляют от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Для должностных лиц, ответственных за перевозку, – от 10 тысяч до 50 тысяч, а для водителей – от одной тысячи до 10 тысяч в зависимости от превышения весогабаритных норм.
В рассматриваемом законопроекте они также существенны:
- 100 тыс. рублей за превышение по общей массе/осевой нагрузке на 2-10%, по габаритам – на 5-15 см;
- 250 тыс. рублей за превышение по массе на 10-20%, по габаритам – на 15-20 см;
- 350 тыс. рублей за превышение по массе на 20-50%, по габаритам – на 20-50 см;
- 400 тыс. рублей за превышение по массе более чем на 50%, по габаритам – более чем на 50 см.
В заключение нелишним будет напомнить, что с 1 февраля тариф российской системы взимания платы с большегрузов «Платон» составляет 2,34 рубля за один километр, что на 14 копеек превышает предыдущее значение.
Журнал «Транспорт & Транзит»