bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

На цифровых платформах

20.04.2021

На цифровых платформах

Основным инструментом обеспечения экономической эффективности и конкурентоспособности всех отраслей экономики стала цифровизация. Данная тенденция коснулась внутренних процессов предприятий, взаимодействия между компаниями (B2B), а также между бизнесом и государством (B2G).

Цифровая трансформация обеспечивает оптимизацию производственных и управленческих процессов, организационной структуры. При этом наряду с общей методологической основой имеют место значительные особенности, учитывающие специфику компаний – производителей товаров и услуг.

Автотранспортная отрасль занимает важное место в ВВП всех развитых стран и вносит порядка 15% в стоимость потребительских товаров. Помимо транспортных предприятий, доставку грузов обеспечивают также собственные подразделения производственных и торговых компаний. Кроме того, автоперевозки являются составной частью мультимодальных цепочек, обеспечивая «первую и последнюю мили».

Цифровизация этой сферы деятельности охватывает технологические процессы оказания услуг, включая мониторинг состояния и прогнозирование технического обслуживания подвижного состава, управление перевозками, в том числе мультимодальные.

Рассмотрим инструменты цифровизации автотранспортной отрасли – платформы TOPBY и TRANSINET, предлагаемые аттестованным EDI-оператором в Беларуси ООО «Современные технологии торговли» (член европейской сети EDI-EEDIN) и европейским поставщиком транспортных и логистических услуг компанией TRANSINET GmbH.

***

Облачный сервис «Система управления транспортным предприятием» (СУТП) предназначен для субъектов хозяйствования, занятых перевозками любых видов грузов и пассажиров автотранспортом во внутреннем и международном сообщении. Он позволяет осуществлять комплексный учет и контроль деятельности компании, обеспечивать соблюдение нормативных требований по организации безопасности деятельности.

Базовыми компонентами сервиса являются подсистемы управления автопарком и водителями.

Первая дает возможность контролировать текущее состояние подвижного состава, оптимизировать его использование и техническое обслуживание. Модуль «Учет транспортных средств (ТС)» обеспечивает хранение следующей информации:

  • документы на ТС и сроки их действия;
  • выполненные заказы и рейсы;
  • учет шин, АКБ, оборудования и комплектующих;
  • ремонт и техническое обслуживание, включая данные по замененным запасным частям и использованным материалам;
  • учет сведений о ДТП и страховых случаях;
  • анализ затрат, производственных и финансовых показателей работы.

Модуль «Управление водительским составом» позволяет вести учет показателей по каждому водителю. Это:

  • выполненные рейсы, дни пребывания за границей;
  • данные по режиму труда и отдыха согласно ЕСТР, включая автоматическую считку и хранение показателей с тахографа и карт водителей (DDD-файлы), документы и сроки их действия (водительское удостоверение, паспортные данные, визы, медицинские справки и другие);
  • анализ работы водителя.

Подсистема управления перевозками (TMS) обеспечивает:

  • формирование рейсов и контроль их выполнения;
  • планирование оптимальных маршрутов движения (точки загрузки, выгрузки, границы, таможни);
  • контроль выезда и возврата в/из рейса;
  • учет сопроводительной документации, бланков разрешений и иных необходимых для выполнения перевозок документов;
  • анализ выполнения рейса и отклонений в режиме онлайн;
  • возможность коммуникаций во время транспортировки всех участников процесса: менеджера, диспетчера, технических и эксплуатационных служб, водителей;
  • электронный путевой лист;
  • формирование мобильного приложения для водителей (мобильный офис), позволяющего вести переписку, отправлять и получать документы, фото, системы координат для навигации;
  • оперативное информирование заказчика о движении автомобиля (геолокация).

Платформа TRANSINET предоставляет также ряд дополнительных возможностей:

  • взаимодействие с другими участниками рынка, что потенциально может обеспечить транспортные компании дополнительными грузами, а также с европейскими транспортными объединениями, например, «Транскооп 09»;
  • получение встречных грузов из Европы, доставки внутри нее при наличии ЕКМТ;
  • анализ наличия транспорта у компании для перевозки, в том числе в нужное время, соответствие подвижного состава необходимым требованиям по состоянию и оснащению.

***

Цифровые цепочки поставок призваны повысить эффективность процессов взаимодействия всех участников мультимодальных перевозок, включая отправителей и получателей грузов, перевозчиков, экспедиторов, финансовых и страховых организаций. Основой является использование электронного документооборота и обмена данными (EDI).

Преимущества перехода «к цифре» очевидны: снижение затрат на обработку данных (документов) на этапах подготовки, отправки, получения и оплаты товара, ускорение и оптимизация доставки, прозрачность и контроль всеми участниками цепи поставки товаров и, как следствие, получение дополнительных финансовых и страховых инструментов по осуществлению сделки

Также отметим дополнительные преимущества для всех видов компаний, включая перевозчиков:

  • повышение эффективности бизнес-процессов;
  • упрощение работы с бизнес-партнерами;
  • безопасность обмена конфиденциальной информацией;
  • оптимизация рабочего времени сотрудников;
  • сокращение издержек на бумагу, распечатку, доставку и хранение;
  • возможность работы с документами удаленно;
  • снижение времени на оформление и обмен документами;
  • получение и отправка электронных первичных учетных документов напрямую из своей учетной системы;
  • ускорение отгрузки и поступления товарно-материальных ценностей;
  • гарантия доставки документов до контрагентов;
  • отслеживание статуса документов онлайн;
  • упрощение процедуры взаимодействия с проверяющими органами.

Первым аттестованным EDI-провайдером в Республике Беларусь ООО «Современные технологии торговли» (код 001) разработана платформа TOPBY для обеспечения электронного взаимодействия участников цепочек поставок. Она предоставляет два варианта: веб-интерфейс (онлайн из любой точки мира) и прямое взаимодействие между информационными системами партнеров (прямой EDI).

Основные сервисы веб-интерфейса:

  • доступ к каталогу товаров и возможность онлайн-заключения сделки;
  • формирование и отправка как строго структурированных (заказы на перевозку, уведомления об отгрузке, накладные, акты сверок), так и неструктурированных документов (договоры, свидетельства, разрешения и прочее);
  • подписание документов сертифицированным средством ЭЦП (придание юридической значимости документу);
  • печать и выгрузка в собственную информационную систему полученных и отправленных документов;
  • уведомления о получении новых документов;
  • контроль статуса документа (отправлен, прочитан и прочее).

***

Интеграция с учетной системой «Прямой EDI» является более сложным вариантом подключения, предназначена для организаций с высокой IT-инфраструктурой и оборотом в среднем более 10 документов в день. Пользователь работает в своей учетной системе и при этом имеет возможность обмениваться документами с внешними партнерами через транспортный EDI-модуль провайдера.

Основные сервисы при интеграции:

  • подписание документов сертифицированным средством ЭЦП (придание юридической значимости документу);
  • получение и отправка документов, в том числе в международном формате EANCOM 2002 S3 (основной европейский стандарт в торговых операциях);
  • преобразование в формат пользователя полученных документов и загрузка их в собственную учетную систему;
  • выгрузка из учетной системы и преобразование в формат EANCOM 2002 S3 отправляемых документов;
  • получение служебных уведомлений о доставке, ошибках, прочтении и прочем;
  • проверка данных документов перед отправкой на наличие и корректность.

При этом в EDI-платформе TOPBY реализована возможность обмена любыми юридически значимыми документами (с применением ЭЦП), в том числе электронными накладными.

Этапы прохождения документов:

  • создание электронной накладной, а также реестра товарно-транспортных накладных в цифровом формате;
  • передача перевозчику (экспедитору, водителю) товара и реестра товарно-транспортных накладных в виде электронных документов. При этом водитель может получить информацию о составе груза любым удобным для него способом: на мобильном устройстве, экране монитора либо на бумажной распечатке;
  • доставка груза. На руках у перевозчика должен находиться реестр товарно-транспортных накладных на любом материальном носителе (мобильное устройство, планшет, флеш-диск, телефон, бумага);
  • проверка в процессе транспортировки по реестру товарно-транспортных накладных. При наличии веских оснований дополнительный осмотр товара проводится в присутствии налогового инспектора, имеющего онлайн-доступ к электронным накладным;
  • передача груза получателю. Подписание реестра товарно-транспортных накладных и электронной накладной, составление актов (при необходимости);
  • реестр товарно-транспортных накладных остается у перевозчика и служит основанием для расчетов за оказанные услуги и учета выполненных работ.

***

Использование платформ TOPBY и TRANSINET позволит сократить транспортную составляющую в конечной цене товара, оптимизировать процесс доставки по стоимости, методике поиска и заключения договоров, расчетов между сторонами. Для участников сделки процесс станет оптимальным по затратам, простым по поиску транспорта, обеспечит контроль перевозки заказчиком. Конечной целью является повышение прозрачности, эффективности и рентабельности логистики.

Основные преимущества:

  • упрощение и ускорение перемещения товаров между отправителем и получателем, выбор оптимального предложения по доставке (интеллектуальная биржа перевозок);
  • увеличение скорости отгрузки, доставки и приемки товаров;
  • снижение затрат на доставку и оформление товаросопроводительных документов в мультимодальных перевозках, онлайн-взаимодействие с госорганами разных стран;
  • внедрение электронного документооборота, в том числе юридически значимого, на всех этапах транспортировки, создание единого центра документооборота для всех участников;
  • мониторинг перемещения груза и контроль статусов прохождения электронных документов на всех этапах (событийность и прослеживаемость товара по цепи поставки);
  • оплата и страхование груза, бронирование инфраструктуры, разрешение спорных ситуаций, аналитика, хранение данных и документов, прочее.

Сергей ЕНИН, исполнительный директор РОО «Информационное общество», к. т. н., доцент

Сергей ТУМЕЛЬ, член Комитета по электронной торговле и логистике «Конфедерации Цифрового Бизнеса» Беларуси, партнер Европейской сети EDI-операторов EEDIN, страновой эксперт Ernst&Young по направлениям eTrade и eLogistics

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также