Вдохнуть чистый воздух
17.08.2022
Достойно проявили себя в работе по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их вредного воздействия на окружающую среду и здоровье человека представители транспортной отрасли.
Еще в мае Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды обнародовало результаты республиканского конкурса за прошлый год по сокращению выбросов от механических транспортных средств. Дипломы победителям и призерам вручили в торжественной обстановке 11 августа на совместном заседании общественно-консультативного и общественного координационного экологического советов ведомства.
В конкурсе приняли участие 70 субъектов хозяйствования различной формы собственности. Итоги производственной деятельности рассматривались в двух номинациях в зависимости от количества транспортных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организации: от 25 до 100 единиц и 100 и более.
За достижение лучших результатов победителем в первой из номинаций стало ОАО «Белмагистральавтотранс», набравшее наибольшее количество баллов по основным показателям конкурса – 1655. Генеральный директор предприятия Александр Зенькевич.
Во второй номинации первое место – у РУП «Национальный аэропорт Минск» (5657 баллов). Диплом победителя вручен главному инженеру Александру Буракову. Серебро досталось КУП «Брестский общественный транспорт» (4892 балла). Директор Игорь Царук. Бронза – у филиала «Автобусный парк № 5» государственного предприятия «Минсктранс» (3248 баллов). Директор Виктор Половченя.
Напомним, одна из целей конкурса – мобилизация творческой инициативы на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В этой связи генеральный директор ОАО «Белмагистральавтотранс» озвучил перед организаторами свои предложения.
Минувшее трехлетие транспортное предприятие приобретало только седельные тягачи экологического класса Евро-6. Их уже большинство в парке. В текущем году планировали выйти на 90–95%. Появились даже первые три единицы электротранспорта для хозяйственных и служебных поездок. Собирались купить и первый грузовой электромобиль для международных грузоперевозок. Но планы по известным причинам остались нереализованными.
В условиях, когда международные перевозчики оказались отрезанными от Европы, руководство ОАО «Белмагистральавтотранс» не видит экономических возможностей приобретать авто экологического класса Евро-6. Стоят они дороже, а эксплуатационные расходы на них выше, да и ремонт обходится недешево. При вторичной же продаже такие автомобили оцениваются дешевле, чем Евро-5.
Ранее расходы по автотехнике Евро-6 частично компенсировались сниженными дорожными сборами в отдельных странах Европы, возможностью получить больше разрешений для доступа на рынок грузоперевозок, а также льготами при ввозе в Беларусь. Теперь этого нет. Скорее всего, в ближайшее время инвестиции в транспортный сектор международных перевозок Беларуси будут приостановлены.
– Находясь в условиях ограничений, отечественный производитель, если и выпустит автотехнику класса Евро-6, вряд ли сможет ее продать, в то время как КАМАЗ и ВАЗ заявили о выпуске автомобилей только Евро-0. Если у кого-то из перевозчиков будут возможности развиваться, то вряд ли они станут приобретать транспорт Евро-6 и электротранспорт. Все это неизбежно отразится на состоянии экологии, – убежден Александр Зенькевич. – Государственной политикой должны быть предусмотрены меры, стимулирующие переход страны на более экологичные машины. Надо вводить в Беларуси ограничения по допуску к участию в движении как грузовых, так и легковых автомобилей. Те же дорожные сборы на транспортные средства класса Евро-6 и электромобили не уменьшать, но при этом повысить на авто менее экологичных классов. Нужно вывести эти дорожные сборы из бюджетных и перевести в услуги, как это сделано во многих европейских странах. НДС – до 30–40%. Чтобы на фоне снижения количества экологического транспорта мы не остались на нынешнем уровне выбросов вредных веществ. Белорусская экономика и перевозчики от этого не пострадают, а эффект для государства увеличится.
Суть второго предложения от гендиректора ОАО «Белмагистральавтотранс» – учитывать в конкурсе не только выбросы транспорта, но и работу сервисных станций, баз. Все отходы (металлические и пластмассовые изделия, бумага) должны ими направляться на переработку, восстановление и повторное использование, и ноль – в утиль и на свалку.
– Над этим надо работать системно, – подчеркнул Александр Зенькевич. – Возможно, вводя обязательную сертификацию сервисных станций, которая бы предусматривала нулевое выполнение работ в утиль.
Что касается «Белмагистральавтотранса», то здесь уже появилось оборудование, которое позволяет двигаться в указанном направлении.
Тема загрязнения воздуха автомобильным транспортом актуальна во всем мире. Например, в ЕС приблизительно пятая часть выбросов CO2 – это машины. В Китае основная цель поддержки направлена не столько на парниковые газы, сколько в целом на снижение выбросов загрязняющих веществ в мегаполисах. В Беларуси выбросы от автотранспорта составляют львиную долю всех загрязнений. Кроме электротехнологий, которые развиваются в стране, электротранспорт – одно из направлений, перспектива которого не ограничена. Только это может заместить миллионы тонн топлива. Логично начать с социальной сферы, переведя на электротягу пожарные и машины скорой помощи, автобусы. Впрочем, электробусы уже успешно курсируют по нашим улицам. И конечно же, мы не только не должны отставать от мировых трендов, но и обязаны создать что-то свое в части самих электрокаров и инфраструктуры для них. Многое из этого уже сделано.