Бесконтактный умный город: оплата проезда в общественном транспорте
05.10.2020
Обязательным элементом любого «умного города», как показывает мировая практика, является возможность бесконтактных платежей, в том числе в транспорте общего пользования. В наши дни эта тема приобрела дополнительную значимость. Всемирная организация здравоохранения рекомендует переходить на бесконтактные платежи для снижения рисков распространения инфекций через наличные деньги. Сейчас, когда люди стремятся к социальному дистанцированию и избегают дополнительных контактов с окружающими, этот вид оплаты особенно актуален.
В Минске на сегодняшний день реализуется несколько проектов. Один из них – устоявшаяся уже система оплаты и контроля, которая совершенствовалась на протяжении шести лет. По сравнению с существовавшей ранее она стала огромным шагом вперед. Хотя не все возможности системы до сих пор использованы в полной мере, да и считать ее совсем бесконтактной тоже нельзя.
Дело привычки
Внедрение в столице автоматизированной системы оплаты и контроля проезда (АСОКП) проходило в несколько этапов. Практически на каждом из них, помимо транспортных предприятий, одним из основных участников процесса была компания IBA Group – резидент Парка высоких технологий. В компании отмечают, что АСОКП тесно интегрирована с системой диспетчеризации пассажирского транспорта, функционирующей на предприятии «Минсктранс» с 2009 года.
– Сегодня на базе нашей системы диспетчерского управления пассажирским транспортом IBA AVM работают все операторы пассажирских перевозок в стране, за исключением Витебского региона, – рассказывает руководитель проекта IBA AVM/ISP Сергей Поповский. – Практически реализована единая система управления транспортом с единой системой информирования пассажиров. Подобный проект уникален, поскольку пассажирский транспорт в масштабах всей страны на таких расстояниях управляется в рамках одной системы. Но особенно важно, что для пассажиров создан целый ряд возможностей для получения информации.
В их числе специалист назвал:
- электронные табло на остановочных пунктах;
- возможность получения информации с помощью USSD-запросов;
- web-сайт https://transport-by.app/;
- мобильное приложение «Транспорт BY».
Все они подключаются к единой системе информирования (IBA ISP). Мобильное приложение и web-сайт позволяют отслеживать движение общественного транспорта онлайн, узнавать актуальное расписание, фактическое время прибытия транспорта на конкретную остановку и выстраивать удобный маршрут к месту назначения, в том числе между городами региона. Эту систему также можно назвать уникальной, поскольку она позволяет строить маршруты через всю страну с учетом разных видов пассажирского транспорта, включая поезда Белорусской железной дороги.
Автоматизированная система оплаты и контроля проезда Минска интегрирована с системой диспетчерского управления пассажирским транспортом. По словам представителей компании-разработчика, именно такая интеграция способствует созданию множества тарифов для различных видов городского транспорта.
- Платежная система Visa провела исследование на тему бесконтактных платежей в транспорте. Около 50% опрошенных жителей Великобритании назвали их внедрение главным улучшением для пассажиров. 77% пользователей бесконтактных платежей рассказали, что эта функция улучшила их опыт поездок в общественном транспорте. Бесконтактные платежи избавили от стресса благодаря отсутствию необходимости использовать наличные, сокращению времени ожидания в очереди и возможности отслеживать расходы. В целом более трети британских пассажиров считают, что внедрение бесконтактной оплаты по всей сети транспорта улучшает качество обслуживания.
- Одна из недавних разработок компании IBA Group также связана с бесконтактной оплатой проезда. Благодаря T-Pay пассажиры могут оплачивать поездки в транспорте с помощью мобильного приложения или Telegram-бота. Это еще один сервис, который заработал на базе системы диспетчерского управления, – отмечают в компании. – Пассажир должен отсканировать QR-код или ввести ID транспортного средства, наклейки с которыми размещаются в салоне. Далее нужно выслать в Telegram фото QR-кода или ввести ID машины. Приложение запрашивает всю необходимую информацию о транспортном средстве в системе диспетчеризации и формирует билет, включая его стоимость. Подобная интеграция крайне важна, так как рейс может выполняться по разным маршрутам и с разной стоимостью в течение одного дня. Пока T-Pay действует в гомельских маршрутных такси. Планируется запуск системы в других городах и на остальных видах транспорта.
Из истории вопроса
Как в любом новом деле, поначалу в работе АСОКП периодически наблюдались сбои, а пассажиры долгое время не могли привыкнуть к отдельным ее особенностям. Например, к тому, что проездные на определенный период времени в наземном транспорте необходимо каждый раз прикладывать к валидатору, иначе поездка считается неоплаченной.
Некоторых пассажиров разочаровал и другой момент: совмещенные с метро билеты стали записываться на одну карту – так называемый единый проездной. Прежде многие покупали билеты, состоящие из пластиковой карточки метро и бумажного квитка на наземный транспорт. Пользоваться ими с целью экономии могли два члена семьи. При появлении нового типа электронного проездного подобная возможность исчезла.
Зато теперь можно записывать на одну бесконтактную смарт-карту (БСК) одновременно до шести видов проездных, в том числе аналоги разных вариаций бумажных билетов. Правда, из-за недостаточной информированности у пассажиров впоследствии периодически возникали опасения, что поездки теряются. Так случалось, к примеру, когда на «дорожки» БСК записывались разные виды проездных, например, безлимитные на периоды времени и количество поездок. Экраны валидаторов отображали и отображают оставшиеся поездки (дни) лишь проездного, который используется в данном виде транспорта. Полный баланс БСК можно узнать только в точках продаж билетной продукции и на экранах терминалов самообслуживания ОАО «БПС-Сбербанк» в метро.
С введением новой системы оплаты и контроля проезда пассажирам предоставили возможность приобретать в числе других единые проездные на все виды общественного транспорта Минска – метро, автобус, троллейбус, трамвай, а также на поезда городских линий. Причем на карту можно записать любую комбинацию указанных видов и городских линий или только на поезда городских линий. Срок действия таких проездных начинается с момента первого использования смарт-карты (ее активации валидатором в подвижном составе). Это принципиально отличает их от электронных проездных «Минсктранса», действие которых начинается в 00.00 и заканчивается в 24.00, что, по мнению многих пассажиров, в определенном смысле ущемляет их интересы.
Вариации тарифов, записываемых на карту, на протяжении шести лет не раз менялись, как и сроки, в течение которых подобные билеты действительны. Вместе с проездными на разные периоды времени пассажиры получили возможность покупать и желаемое количество поездок. Причем чем их больше, тем дешевле обходится каждая.
Если поначалу проездные на поездки были действительны в любом виде городского коммунального пассажирского транспорта, включая метро, то в конце 2015-го проезд в подземке стал дороже. Для горожан все несколько усложнилось: с тех пор записывать поездки на наземные виды и метро на смарт-карту нужно на разные «дорожки», отдельно они списываются и при прикладывании БСК к валидаторам. Как вариант – отдельная СК метрополитена, на которую тоже можно записать проездной, но лишь на этот вид транспорта. Со временем и к этому пассажиры привыкли.
Только за первый год существования АСОКП количество вариаций тарифов, предлагаемых минчанам, увеличилось более чем вдвое. Сегодня их свыше 180, что, впрочем, далеко не все пассажиры считают достижением. Не раз поднимался вопрос о сокращении числа тарифных комбинаций и введении так называемого единого проездного, действительного в любом виде наземного транспорта (по аналогии с билетами на одну поездку, которыми можно пользоваться как в автобусах, так и в троллейбусах и трамваях). В «Минсктрансе» сообщают, что «тема прорабатывается, и с учетом зарубежного опыта предполагается проводить комплексную с метрополитеном реформу системы оплаты проезда в этом направлении».
Пополнить издалека
Определенные вопросы с тарифами, действующими в рамках АСОКП, не единственная проблема, вызывающая нарекания пользователей. Многие пассажиры уверены, что смарт-карты можно и нужно пополнять дистанционно.
Есть вероятность, что к концу нынешнего года, спустя более шести с половиной лет после начала работы АСОКП, в столице запустят систему удаленного пополнения БСК «Минсктранса» с записанными на них проездными. Как рассказывают на предприятии, когда завершится ее тестирование, станет возможным удаленное пополнение смарт-карт посредством ЕРИП из любой точки, где есть интернет, с любого устройства, без привлечения наличных денежных средств.
Однако процесс имеет свои особенности: после пополнения смарт-карту необходимо будет активировать, приложив к специальному устройству. Их планируется размещать в местах массового пассажиропотока. Однако окончательное решение, в каких именно – в вестибюлях метро, на определенных остановках или в других точках города, пока не принято.
Предполагаемые плюсы системы:
- пополнение можно производить в любое время;
- пассажиры не будут зависеть от режима работы киосков «Агентства Минсктранс», которых в городе чуть более 150 (остановочных пунктов – около 2200);
- активировать проездной документ не обязательно в день его пополнения через ЕРИП. Информация об оплате должна храниться в режиме ожидания на сервере, пока пассажир не активирует БСК перед первой поездкой;
- один человек может пополнить несколько бесконтактных смарт-карт;
- в случае популярности среди пассажиров возможна ликвидация части или даже всех киосков по продаже билетной продукции «Минсктранса», что принесет предприятию определенную экономию средств. А талоны могут продаваться в других торговых точках.
Прогресс из-под земли
Минский метрополитен можно считать самым продвинутым транспортным предприятием в плане развития новых технологий оплаты проезда.
Первые проездные на основе радиокарт (их называют также БСК метро) ввели в обращение еще в 2013 году, а существовавшие до этого билеты на основе магнитных карт постепенно стали выводить из обращения. Последние, надо сказать, уступали по многим параметрам: смарт-карты априори более долговечны, им не грозило размагничивание, их необязательно было доставать из сумочки или портмоне, чтобы пройти через турникет. В 2014-м метрополитен подключился к общегородской АСОКП, которую тогда внедрили во всем коммунальном общественном транспорте столицы.
В минской подземке появились и первые валидаторы для приема оплаты бесконтактными банковскими картами – в одном из вестибюлей «Площади Ленина» они заработали в сентябре 2017 года. В феврале 2018-го такими устройствами оснастили несколько других станций, а уже через четыре месяца появилась возможность бесконтактной оплаты проезда во всем метро. Проект воплощали в жизнь компания Visa, «БПС-Сбербанк», IBA Group и столичные транспортники. Многие пассажиры – как минчане, так и гости столицы – восприняли такой способ с большим энтузиазмом. И на то есть веские причины:
- не надо стоять в очереди в кассу за жетонами или чтобы пополнить БСК;
- процесс списания денег с карты, приложенной к валидатору, занимает меньше секунды;
- благодаря новой системе оплаты несколько снизилась нагрузка на кассиров.
Сегодня рассчитаться за проезд можно посредством бесконтактных банковских карт Visa payWave, MasterCard Contactless, БЕЛКАРТ-Maestro, а также с мобильных устройств, поддерживающих технологию NFC (Near field communication).
Неудивительно, что, по информации службы движения ГП «Минский метрополитен», в 2019 году доля пассажиров, пользующихся жетонами, сократилась до 30% (в 2018-м – 35%), а бесконтактными банковскими картами и мобильными устройствами, поддерживающими технологию NFC, наоборот, выросла: так в метро проходили более 19,6 млн раз, что составило свыше 6% всех способов оплаты проезда в подземке.
Не обошлось без некоторых проблем на начальной стадии. Причем главная причина их возникновения – вновь в недостаточной информированности населения. Механизм списания средств с банковской карты для многих пассажиров оказался не вполне понятен: стоимость поездки автоматически списывается со счета в течение 48 часов. В случае нескольких успешных оплат проезда, совершенных в течение двух суток, операции агрегируются в одну транзакцию, но не более трех оплат. Например, на сегодняшний день, исходя из действующего тарифа 0,70 рубля, сумма одной транзакции – максимум 2,10 рубля. Поначалу пассажиры, не понимавшие такого механизма, возмущались, что за одну сегодняшнюю поездку списываются лишние деньги, забыв, что вчера также пользовались метрополитеном. После неоднократных разъяснений, в том числе и в СМИ, данная тема практически перестала муссироваться.
- В мае 2020 года система бесконтактной оплаты проезда, внедренная в столице Беларуси, получила сертификат Visa Ready For Transit. Благодаря тому, что все турникеты метро оснастили оборудованием для приема оплаты бесконтактными банковскими картами, Минск стал в один ряд с Лондоном и Ванкувером. Именно в этих мегаполисах, по мнению Visa, внедрены самые передовые решения в области бесконтактной оплаты в транспорте, которые уже доказали свою эффективность в увеличении скорости приема платы за проезд, снижении операционных расходов, а также в положительном влиянии на рост пассажиропотока за счет более высокого качества обслуживания.
«Смотри и проходи»
В конце июня текущего года в столичной подземке начали тестировать оплату проезда с помощью системы распознавания лица и оплаты проезда – так называемый биометрический сервис «Смотри и проходи». Первый терминал, установленный с этой целью, появился на станции «Площадь Ленина».
Как действует технология? Прежде всего, нужно скачать соответствующее мобильное приложение и пройти регистрацию, выбрав в списке услуг сервис «Смотри и проходи». К слову, приложение поддерживает привязку карт любых банков страны, а средства должны списываться очень быстро. С помощью камеры мобильного телефона делается снимок лица, но цифровой образ сохраняется на сервере без фотографии. При прохождении через турникет биометрический терминал сканирует лицо и ищет в базе данных соответствие. Индивидуальные черты определяются по фиксированным точкам (система проверяет от 75 до 125 таких точек). Планируется, что новая технология позволит проходить через турникет не дольше двух секунд.
Терминал способен сканировать лицо при недостаточной освещенности и даже в медицинской маске. Кроме того, по словам разработчиков, система распознает близнецов. Не исключено, что на базе биометрического сервиса в будущем появятся цифровые проездные.
Пассажиры смогут опробовать сервис, когда будет запущен первый участок третьей линии метро. А после испытания система, возможно, распространится и на остальные станции.
И снова рельсы…
Чуть позже, в июне 2019 года, оплатить проезд посредством банковских карт стало возможным и в поездах городских линий. Электронные проездные документы реализуются на поезда разных видов сообщения. Как отмечают в пресс-службе Белорусской железной дороги, оплатить заказ на официальном сайте БЖД можно банковской картой Visa, MasterCard и БЕЛКАРТ (через систему платежей ASSIST), через систему «Расчет» (ЕРИП), с помощью интернет-банкинга ОАО «АСБ Беларусбанк». Пользователи смартфонов и планшетов могут использовать с этой целью мобильное приложение «БЧ. Мой поезд».
Достаточно популярно и оформление без посещения билетной кассы льготных электронных билетов на поезда региональных линий экономкласса для граждан, достигших общеустановленного пенсионного возраста.
…Да не все
Пилотный проект оплаты проезда банковской картой был запущен в Минске на трамвайном маршруте № 6 в мае 2019 года запущен. Система пока работает в тестовом режиме. Уже через некоторое время после начала испытания представители ГП «Минсктранс» озвучили недостатки, которые, по их мнению, препятствуют распространению такого способа оплаты проезда на весь наземный пассажирский транспорт. В качестве главной претензии назывались отложенные поступления платежей и потерянные транзакции, хотя и банк, и компания-разработчик отрицают возможность подобных последствий функционирования системы.
Судя по всему, перспектива оплаты проезда банковскими картами в наземном транспорте Минска откладывается на неопределенный срок. Руководители транспортных предприятий столицы и городские власти считают, что эту систему в автобусах, троллейбусах, трамваях и электробусах с успехом заменят другие технологии. Например, оплата проезда посредством QR-кода.
Смартфон в помощь
В мае 2020 года Минск стал одиннадцатым городом страны, где впервые появилась возможность оплаты проезда в наземном общественном транспорте посредством мобильного приложения.
Эта инновационная технология – один из элементов концепции «умного города», предоставляющих жителям дополнительные возможности. Различные мобильные платежные сервисы позволяют пользователям рассчитываться за множество товаров и услуг, в том числе за проезд в общественном транспорте. В разных населенных пунктах Беларуси для онлайн-оплаты проезда на сегодняшний день применяются два основных варианта сервисов – TIX и «Оплати™». О том, что в транспортном средстве можно приобрести билет в электронном виде, сигнализируют опознавательные наклейки.
Пионером в этом плане стал Брест: еще в феврале 2018 года в городе над Бугом начала действовать система электронной покупки разовых проездных билетов. Поначалу услуга была доступна пассажирам лишь двух автобусных маршрутов, потом распространилась и на другие. Сервис работает через мобильное приложение TIX.
Внедрение проекта стало возможным благодаря ОАО «АСБ Беларусбанк». Разработкой приложения занимались «Системные технологии». Как сообщают представители компании, приложение неоднократно совершенствовалось с учетом пожеланий и замечаний пользователей. В итоге обновленная версия TIX стала доступна не только брестчанам, но и с мая 2020-го жителям Минска. Внедрение приложения в столице происходило поэтапно. По информации представителей компании «Системные технологии», на 15 сентября в качестве пользователей TIX в Бресте и Минске было зарегистрировано 75 тысяч человек. В столице через приложение с мая куплено 105 тысяч билетов.
Сервис удобен тем, что:
- не нужно искать точку продажи билетов и стоять в очереди;
- не надо отвлекать водителя;
- через один аккаунт в приложении можно приобрести и подтвердить сразу несколько билетов;
- приложение доступно на русском, белорусском, английском, литовском и польском языках.
Для оплаты достаточно скачать TIX и привязать платежную карту к приложению. Использовать проездной можно предварительно на остановке или в транспорте. В личном кабинете сохраняются купленные и использованные проездные. Пассажир всегда может предъявить документ контролеру.
Мобильное приложение «Оплати™» начало стремительное шествие по стране в феврале 2020 года с города Борисова. Эту технологию реализовали ОАО «Белинвестбанк», частью ЭкоСистемы которого является сервис, и компания LWO – резидент Парка высоких технологий. После Борисова сервис опробовали пассажиры более 30 белорусских городов, включая все областные центры.
В столице изначально приложение запустили в некоторых маршрутных такси, а с 2 июля – на одном из маршрутов коммунального общественного транспорта, по которому курсируют наиболее современные троллейбусы с запасом автономного хода. Постепенно возможность оплачивать проезд смартфонами с «Оплати™» появилась и в других видах общественного транспорта.
Важно: в Минске эта технология стала поистине инновационной. Во время презентации проекта 2 июля руководитель компании LWO Олег Кондратенко подчеркнул, что «подобных возможностей не существует не только в нашей, но и во многих странах мира». Чтобы приобрести электронный билет на поездку, пассажир может воспользоваться любым из нескольких способов идентификации транспорта: QR-код, блютуз, Wi-Fi, а также гаражный номер транспортного средства, который можно ввести вручную.
Самый инновационный способ – посредством блютуз и Wi-Fi-меток. Он позволяет оплачивать проезд, комфортно разместившись в салоне на свободном месте. Приложение само распознает метки и сразу предлагает приобрести билет на проезд. Таким образом рассчитаться за поездки можно во всех столичных электробусах и новых троллейбусах на автономном ходу.
В трамваях, автобусах и троллейбусах определение рейса осуществляется по геолокации. Для этого на главной странице приложения нужно нажать кнопку «Купить», после чего сервис сам определит перечень возможных рейсов и предложит пассажиру выбрать тот, на котором он находится.
С сентября оплата проезда по QR-коду уже доступна практически во всем наземном общественном транспорте ГП «Минсктранс» и на некоторых коммерческих маршрутах, обслуживаемых частными перевозчиками. Продвинутым обладателям смартфонов, которые не имеют или не всегда вовремя пополняют БСК, новшество, скорее всего, придется по душе, поскольку не нужно искать мелочь или переживать, если не успел приобрести талон заранее. Тем более что электронные билеты, купленные посредством смартфона, стоят, как при продаже в киоске (у водителя дороже), а рассчитаться можно не только за себя, но и за своих спутников.
Как сообщают в Центре информации и общественных связей ОАО «Белинвестбанк», всего за 7 месяцев с помощью «Оплати™» приобретено более 1,4 млн электронных билетов. Ежедневно по всей Беларуси их продается более 17 500.
Начиная с момента внедрения системы в столице продано свыше 7500 электронных билетов на пассажирский транспорт ГП «Минсктранс». Кроме того, более 2500 реализовано в маршрутных такси города.
Технология продажи и проверки билетов в электронном виде позволяет существенно экономить бюджетные средства: не нужно устанавливать дорогостоящие валидаторы (в данном случае речь идет не о столице, где они уже установлены); сокращаются расходы на эквайринг; снижаются затраты на реализацию печатной билетной продукции.
И еще один момент, пусть и преходящий, но весьма актуальный в последнее время. Сегодня на первый план вышла эпидемиологическая безопасность населения, а билет в электронном виде позволяет минимизировать контакты между людьми.
Пользоваться системой может клиент любого банка. Операция не откладывается и проводится онлайн. Правда, как раз из-за этого, точнее, из-за внешних причин, могут возникнуть некоторые проблемы. Одной из них может стать отсутствие интернета.
Как подчеркнули в «Белинвестбанке», приобретение билетов с помощью мобильного приложения – это онлайн-платеж: денежные средства списываются с электронного кошелька владельца и поступают на счет транспортного предприятия непосредственно в момент оплаты. Поэтому необходим доступ к мобильному интернету или сети Wi-Fi.
При неустойчивом доступе к сети Интернет, если пассажир успел оплатить проезд и после связь прервалась, контролер сможет с помощью приложения «Оплати. Контролер» удостовериться в приобретении билета на данное транспортное средство. Для этого контролеру достаточно сообщить четыре последние цифры номера своего мобильного телефона. Контролер также сможет проверить оплату, если сеть пропала у него. И это благодаря тому, что в QR-код зашита электронная цифровая подпись ГП «Минсктранс», подтверждающая достоверность билета.
Несмотря на столь стремительную цифровизацию процесса оплаты проезда, наряду с различными современными вариантами в столице и других городах остается возможность использовать бумажные талоны на одну поездку. Это важно для тех, у кого новые способы оплаты вызывают затруднения (например, для людей старшего поколения) и нет смартфона.
- С сентября возможность оплаты проезда посредством мобильных приложений появилась во всем наземном коммунальном общественном транспорте столицы. Причем во многих транспортных средствах действуют оба приложения: руководство города считает, что у пассажиров должен быть выбор. На определенных экспрессных маршрутах частных перевозчиков также можно оплатить проезд, используя смартфон.
- Почему в Минске запустили новые сервисы только в этом году? После изучения опыта брестских коллег, которые опробовали приложение TIX, разработчикам системы предложили его усовершенствовать в соответствии с техническими требованиями предприятия. Отчасти это связано с тем, что в столице в отличие от других городов действует АСОКП. Новый способ оплаты проезда посредством смартфонов необходимо было интегрировать в эту систему, чтобы сохранить ее целостность и безопасность. Определенные дополнительные требования предъявлялись и к разработчикам приложения «Оплати™». Поэтому с внедрением новинок не торопились, стараясь учесть и доработать ряд моментов.
Журнал «Транспорт & Транзит»