Драйверы белорусского транспорта
08.02.2019
Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси подвело итоги работы в 2018 году и определил задачи на 2019-й. Работа была направлена на обеспечение условий стабильного функционирования транспорта в соответствии с целями устойчивого развития, возрастания транспортной мобильности населения, улучшения качества перевозки пассажиров и грузов. В целом транспортный комплекс сработал с опережающими темпами общего роста экономики страны.
Основные показатели транспортной деятельности – грузооборот и пассажирооборот, в прошлом году продолжили положительный тренд. Объем грузооборота в 2018 году имеет рекордное значение за последние 10 лет – 139 млрд т-км (+4,1%). Такой рост достигнут существенным оживлением внешней торговли и увеличением транзита. Кроме того, последние два года основным драйвером в грузовых перевозках является железнодорожный транспорт, с 2017 года его грузооборот увеличился на 28%.
Более чем на 3% увеличился пассажирооборот (+3,4%). Здесь продолжает лидировать воздушный транспорт – 117,2%. Положительный вклад в показатель пассажирооборота также внесли субъекты хозяйствования автомобильного (+2,4%) и внутреннего водного транспорта (+13,7%).
Еще одним показателем эффективности деятельности является привлечение прямых иностранных инвестиций на чистой основе. За 2018 г. по виду экономической деятельности «Транспортная деятельность, складирование и вспомогательная транспортная деятельность» они сложились с превышением задания более чем в два раза. Экспорт же транспортных услуг республики за январь-ноябрь 2018 г. увеличился на 11,8% по сравнению с соответствующим периодом 2017 года.
С 26 февраля 2018 г. сфера автомобильных перевозок, где сосредоточено большое количество представителей малого и среднего бизнеса, функционирует в условиях норм Декрета Президента Республики Беларусь № 7, предусматривающим либерализацию требований к осуществлению их деятельности. Введен уведомительный порядок осуществления внутриреспубликанских автомобильных перевозок пассажиров и багажа, а также упрощены требования в части оформления транспортных документов.
С принятием Закона Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» и реализации его норм отмечается двукратный рост перевозчиков частной формы собственности в области междугородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.
В 2018 году продолжался процесс обновления пассажирского парка организаций транспорта общего пользования: транспортными организациями коммунальной формы собственности приобретено свыше 320 автобусов, 14 троллейбусов, 17 электробусов.
Проведена оптимизация работы более 930 маршрутов городских и пригородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.
В части регулирования международных автомобильных перевозок ежегодно Республикой Беларусь осуществляется обмен соответствующими разрешениями с 49 государствами. На 2018 год получено более 700 тыс. разрешений на проезд по территории иностранных государств, в том числе дополнительно более 45 тыс. разрешений, что в 3,5 раза больше дополнительных разрешений, полученных в 2017 году. Для дальнейшего расширения возможностей по осуществлению международных автомобильных перевозок в 2018 году принят Закон «О присоединении Республики Беларусь к Соглашению между правительствами государств – членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок»; ратифицированы изменения в соглашение с Республикой Армения; подписано соглашение с Французской Республики; подготовлены проекты Указа Президента Республики Беларусь о заключении соглашения с Китайской Народной Республикой, а также о присоединении Республики Беларусь к Дополнительному протоколу к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, касающемуся электронной накладной.
В 2018 году в сфере железнодорожных перевозок грузов получило дальнейшее развитие направление Китай – Европа – Китай контейнерными поездами. Количество контейнеров, проследовавших по Белорусской железной дороге, увеличилось на 21% и составило 635,4 тыс. ДФЭ.
В области воздушного транспорта в прошлом году продолжилось стремительное наращивание основных показателей деятельности гражданской авиации. За год в аэропортах республики обслужено 4,6 млн пассажиров, обработано 48,7 тыс. тонн грузов.
С учетом увеличения спроса на перевозки воздушным транспортом на регулярных маршрутах количество рейсов увеличено на 7,2%, чартерных – на 17,2%.
С целью наращивания объемов авиаперевозок продолжалась работа по развитию и увеличению трансфертных потоков через Национальный аэропорт Минск. По оценке доля транзитных и трансфертных пассажиров от общего числа обслуженных составила 27%.
В 2018 году начаты регулярные полеты из Минска по четырем направлениям: Казань, Ростов, Кишинев, Воронеж. Национальным аэропортом «Минск» привлечена авиакомпания Finnair, выполняющая полеты с частотой два раза в неделю по маршруту Минск – Хельсинки.
В 2018 году авиакомпанией «Белавиа» приобретено три самолета Embraer-175/195. Их эксплуатация позволила снизить затраты на 10,8 млн руб.
Завершено строительство второй взлетно-посадочной полосы в Национальном аэропорту Минск. Ее эксплуатация планируется с апреля текущего года.
Начата реализация инвестиционного проекта по реконструкции аэродрома Орша. В ноябре 2018 г. завершены строительно-монтажные работы по 1-й очереди проекта.
В 2018 году продолжалась работа по развитию инфраструктуры внутренних водных путей республики. Для исполнения обязательств, взятых Беларусью в рамках Европейского соглашения о важнейших внутренних водных путях, велась работа по ликвидации узких мест на основе реконструкции судоходного шлюза № 3 «Рагодощ» восточного склона Днепро-Бугского канала. Для улучшения уровнего режима реки Припять проводились работы по возведению долговременных выправительных сооружений. Выполнялись работы по строительству причалов минерально-строительных грузов речного порта за пределами г. Бреста (Ямно).
В планах Минтранса – преобразование республиканских унитарных предприятий внутренних водных путей; акционирование предприятий водного транспорта; присоединение либо ликвидация микроорганизаций.
Наиболее значимыми объектами для отрасли дорожного хозяйства и страны в целом были реконструкция автомобильной дороги М-6 Минск – Гродно с привлечением кредита Всемирного банка (завершены работы на 35км из 154) и начало работ по реконструкции автомобильной дороги Р-80 Слобода – Паперня с участием Европейского банка реконструкции и развития.
Завершена реконструкция путепровода через железную дорогу на 104,3 км автомобильной дороги Р-41 Слоним – Мосты – Скидель – граница Литовской Республики и проведена реконструкция участка автомобильной дороги Р-23 Минск – Микашевичи (102,2 км – 110,7 км).
С участием Европейского инвестиционного банка проводилась подготовка к реализации проекта «Транспортное сообщение Беларуси», который включает в себя реконструкцию автомобильной дороги М-7/Е 28 Минск – Ошмяны – граница Литовской Республики (Каменный Лог).
Совершенствованию логистической деятельности и транзитного потенциала страны способствовало привлечение в эту сферу отечественных уполномоченных экономических операторов, работающих на рынке Евразийского экономического союза. В 2018 году 310 таких операторов оформили порядка 75% экспортных товаров относительно их общей стоимости и 40% импортных товаров.
В республике с учетом мирового опыта начался процесс формирования пула логистического сервиса, что позволило объединить возможности определенной группы логистических операторов и предложить клиентам более 50 видов логистических услуг.
Современные подходы к цифровизации логистической деятельности позволили шире применять электронную систему документооборота при движении товарных потоков.
В рамках международного сотрудничества проводилась работа по снятию ограничений на использование разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок, выработке единого железнодорожного права, внесению изменений в Европейские правила судоходства по внутренним водным путям и разработке иных документов, направленных на развитие пассажирских и грузовых перевозок воздушным и водным транспортом.
Подписаны межправительственные соглашения с Латвийской Республикой «О международном железнодорожном сообщении», с Турецкой Республикой «О международных комбинированных перевозках грузов», с Республикой Польша «О содержании приграничных дорожно-мостовых объектов на белорусско-польской государственной границе».
Для Министерства транспорта и коммуникаций приоритетами развития транспортного комплекса являются наращивание экспортного и транзитного потенциала, развитие транспортно-логистической деятельности, экономия и эффективное использование ресурсов, повышение качества и конкурентоспособности оказываемых услуг и производимых товаров, обеспечение транспортной безопасности, усиление требований к технологической, исполнительской и трудовой дисциплине, привлечение инвестиций и информационно-коммуникационных технологий в отрасль, развитие отраслевой науки и профессионального образования, обеспечение эффективной занятости и достойного уровня заработной платы в увязке с ростом производительности труда.