bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Гарантийные механизмы транзитной системы ЕАЭС

17.12.2020

Гарантийные механизмы транзитной системы ЕАЭС

Для формирования транзитной системы Евразийского экономического союза и ее единых гарантийных механизмов разработано Соглашение об особенностях применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. В настоящее время оно одобрено Указом Президента Республики Беларусь от 10.11.2020 № 411 «О проекте международного договора» и готовится к подписанию государствами – членами ЕАЭС.

Соглашение подлежит применению, когда обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин предоставлено таможенному органу одного государства – члена ЕАЭС, а товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита таможенным органом другого государства – члена Союза. Предусматриваются упрощения при предоставлении генерального обеспечения в случаях помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а также применения поручительства в качестве одного из способов обеспечения.

  • Генеральным считается обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникающей при совершении нескольких таможенных операций, осуществляемых одним и тем же лицом в определенный период времени.
  • Условия признания поручителя национальным гарантом обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин определены Указом Президента Республики Беларусь от 17.07.2015 № 325.

При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита декларанту предоставляются упрощения, предусматривающие возможность оформления сертификатов обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов на общую сумму, превышающую размер предоставленного генерального обеспечения. Условия получения упрощения для оформления сертификатов на сумму 20-процентного превышения определяются Соглашением, 30-процентного – Евразийской экономической комиссией.

Пример. Декларантом предоставлено генеральное обеспечение на сумму 1 млн белорусских рублей. После принятия таможенным органом решения о применении упрощений он может оформить сертификаты обеспечения на общую сумму 1 млн 200 тысяч рублей (1 млн + 20%) без предоставления дополнительного обеспечения.

Для получения упрощений декларант обращается в таможенный орган с заявлением о намерении их применять. При этом должны быть соблюдены следующие условиям:

  • декларант является юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с законодательством государства – члена ЕАЭС, в таможенный орган которого предоставлено генеральное обеспечение;
  • на дату подачи заявления отсутствует не исполненная в установленный в соответствии с Таможенным кодексом Союза срок обязанность по уплате таможенных и иных взимаемых таможенными органами платежей;
  • в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления, не принимались меры по взысканию таможенных и иных платежей в связи с нарушением условий помещения под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, декларантом которых он являлся;
  • имеются в наличии информационные системы, технологии и средства их обеспечения, соответствующие требованиям законодательства государств-членов.

На уровне национального законодательства государства – члены ЕАЭС вправе определять иные условия, при выполнении которых могут применяться упрощения.

В документе также оговаривается, что в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления, декларант должен регулярно (не менее 30 раз в год) выступать декларантом товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита с использованием генерального обеспечения. Однако это условие не применяется в Армении, Беларуси, Казахстане и Кыргызстане в течение трех лет со дня вступления Соглашения в силу.

Определены особенности применения поручительства при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. В частности, для признания национальным гарантом поручитель направляет в таможенный орган, с которым у него заключен договор, заявление о признании национальным гарантом и внесении изменений в действующий договор поручительства либо заключении нового.

Поручитель признается национальным гарантом, если:

  • является юридическим лицом;
  • имеет действующий договор поручительства;
  • на день подачи заявления отсутствует задолженность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов;
  • добровольно исполнялась обязанность по уплате таможенных и иных взимаемых таможенными органами платежей, то есть в течение трех лет, предшествующих дню регистрации заявления, не применялись меры по взысканию;
  • в течение трех лет, предшествующих дню регистрации заявления, регулярно (не менее 50 раз в год) выступал поручителем, обеспечивающим перевозки товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Данное условие будет применимо по истечении пяти лет со дня вступления Соглашения в силу;
  • предоставил гарантии надлежащего исполнения обязательств поручителя перед таможенными органами (банковской гарантией и (или) денежными средствами) на сумму, установленную законодательством государств – членов ЕАЭС, но не менее эквивалентной 5 млн рублей по действующему на день регистрации таможенным органом заявления курсу валют;
  • имеет информационные системы, информационные технологии и средства их обеспечения, необходимые для осуществления деятельности в качестве национального гаранта, отвечающие требованиям законодательства государств-членов.

Поручитель, признанный национальным гарантом в соответствии с нормами Соглашения и национального законодательства, может применять упрощения в части превышения размера обязательств над предоставленной гарантией. Процент превышения зависит от ее размера:

  • 10%, если сумма гарантии составляет не менее эквивалентной 5 млн евро по курсу валют, действующему на день регистрации таможенным органом заявления о признании его национальным гарантом;
  • 20% – не менее суммы, эквивалентной 10 млн евро;
  • 30% – не менее суммы, эквивалентной 15 млн евро;
  • 50% – не менее суммы, эквивалентной 20 млн евро, а также имеется опыт применения упрощений на 10–30% от размера предоставленной гарантии в течение не менее трех лет, предшествующих дню регистрации таможенным органом заявления;
  • 100% – не менее суммы, эквивалентной 20 млн евро, а также при наличии опыта применения упрощений на 10–50% от размера предоставленной гарантии в течение не менее пяти лет, предшествующих дню регистрации таможенным органом заявления.

В Республике Беларусь возможность заключения договора поручительства на сумму, превышающую предоставленной поручителем гарантии, определена Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров от 14.10.2011 № 1374 «О задержанных товарах и обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин».

Реализация Соглашения позволит упростить действующую в ЕАЭС систему транзита товаров для случаев, когда должно быть предоставлено обеспечение.

Людмила ДРОЗД, эксперт по вопросам обеспечения исполнения налоговых обязательств

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также