bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

General Average

01.04.2020

General Average

В морских перевозках существует не слишком широко известный риск общей аварии (General Average). Это понятие сформулировано в Йорк-Антверпенских правилах: «Ситуация общей аварии существует тогда и только тогда, когда любые чрезвычайные потери или расходы намеренно и обдуманно сделаны или понесены ради общей безопасности в целях сохранения имущества, участвующего в совместном морском рейсе».

С грузовым морским судном в пути могут случиться различные непредвиденные ситуации, например, пожар, остановка вследствие поломки оборудования, посадка на мель, падение яруса контейнеров, нарушение устойчивости из-за погодных условий и прочее. В подобных обстоятельствах капитан и (или) судовладелец обязаны принять все разумные меры с целью обеспечения безопасности корабля, груза и, что наиболее важно, экипажа. Для спасения могут понадобиться сброс за борт тяжелых или нарушающих устойчивость грузов, не предусмотренный графиком заход в ближайший порт для проведения срочного ремонта, участие профессиональных спасателей, из-за действия которых возможно повреждение груза.

Если сложилась чрезвычайная ситуация и судно и (или) грузы потерпели преднамеренные разумные убытки во время спасения от общей для них опасности, судовладелец может объявить общую аварию (General Average). К примеру, когда корабль сел на мель и пришлось запускать двигатели на максимальных оборотах, чтобы с нее сойти, убытком будет являться стоимость дополнительно израсходованного топлива и ущерба, причиненного двигателям из-за работы на пределе возможностей.

Все участвующие в подобном рейсе стороны пропорционально разделяют понесенные убытки. Допустим, перевозились сто контейнеров для ста клиентов. Один из контейнеров в пути загорелся, огонь распространился на девять других. Все десять были сброшены за борт, чтобы уберечь остальные девяносто, а также судно и экипаж. Поскольку корабль, груз и экипаж были спасены в результате этого действия (успешное завершение операции по спасению – обязательное условие объявления общей аварии), все убытки будут распределены между ста клиентами и судовладельцем, а пострадавшие стороны получат компенсацию своих потерь.

В морском страховании оценщиком выступает аджастер (от англ. adjuster) или диспашер (от итал. dispassiare – развязывать) – специалист по проведению расчетов распределения ущерба по общей аварии между участниками морского предприятия, то есть судном, фрахтом и грузом. По окончании рассмотрения происшествия и признания его общей аварией аджастер (диспашер) составляет расчет – диспашу (Dispache), в котором содержатся подробное изложение ситуации и распределение убытков с указанием долей каждой из сторон – участников морской перевозки.

Расчет производится следующим образом. Сумма общей аварии делится на контрибуционный капитал (стоимость имущества – судна, провозных платежей (фрахта) и груза), ради спасения которого она была произведена. Получается величина контрибуционного дивиденда. Произведение контрибуционного дивиденда и части контрибуционного капитала, принадлежащей участнику морского предприятия, составляет размер его взноса на покрытие общей аварии. Сумма взносов всех участников компенсирует общеаварийные убытки. Эти средства направляются на возмещение общей аварии и распределяются между понесшими убытки лицами.

Морской перевозчик (судовладелец) придерживает выдачу грузов получателям до момента предоставления необходимого финансового обеспечения и оформления сопутствующих документов.

Рассмотрим конкретные примеры.

В январе 2019 года на борту судна Yantian Express в одном из контейнеров начался пожар, который перекинулся на находящиеся рядом. Тяжелые погодные условия не позволили экипажу самостоятельно справиться с ситуацией. Морская линия Hapag Lloyd, которой принадлежал 320-метровый контейнеровоз, объявила общую аварию.

Контракт на спасение открытой формы был подписан с компанией Salvor SMIT Salvage Americas, что фактически означало ее право удержания доставляемых грузов, пока их владельцы не обеспечат свою часть расходов на спасательные работы и ремонт судна. Треть не внесли требуемую плату или не предоставили гарантии от своих страховщиков, и бремя более высоких затрат легло на остальных участников перевозки.

В начале текущего года владелец контейнеровоза Northern Juptiter после пожара в машинном отделении судна, в результате которого серьезные повреждения получил главный двигатель, также объявил общую аварию. Аджастер сообщил, что для получения грузов владельцы должны предоставить гарантийные письма от своих страховых компаний или внести денежный депозит в размере 10% стоимости принадлежащих им товаров. Контейнеровоз – до сих пор на якорной стоянке Сингапура из-за задержек с оплатой.

Словом, не так-то просто получить свой груз в случае объявления общей аварии. К тому же если она крупная, то сбор информации о судне, стоимости груза, общих расходах и других убытках, последующий перерасчет всех затрат и возмещений занимают весьма продолжительное время, что препятствует быстрому урегулированию претензий к страховщику.

Также следует отметить, что в случае возникновения чрезвычайного морского происшествия сумма убытков увеличивается примерно на 10–30% в связи с начислением процентов, комиссионных и вознаграждения диспашера. То есть General Average имеет свою собственную стоимость для страховщиков, которые возмещают ущерб как заинтересованных в грузе и судне, так и рискующей фрахтом стороны.

  • Убытки от общей аварии распределяются между судовладельцем и всеми грузовладельцами независимо от того, чей именно груз был поврежден или уничтожен. Поэтому крайне желательно, чтобы страхование при доставке морским путем осуществлялось с покрытием риска General Average.

Дмитрий КУРОЧКИН, журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также