bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

И в 65 Volat силен

31.07.2019

И в 65 Volat силен

На протяжении 65 лет ОАО «Минский завод колесных тягачей» (бренд Volat) разрабатывает и производит уникальную технику для перевозки тяжелых грузов по дорогам общего пользования и в условиях трудной проходимости.

Предприятие ведет отсчет своей истории с 23 июля 1954 года. В этот день на Минском автомобильном заводе было создано специальное конструкторское бюро № 1 (СКБ-1) с опытной базой по колесным артиллерийским тягачам и двигателям к ним. Главной целью определялась разработка тяжелой и сверхтяжелой техники для армейских нужд. Спустя год появился первый проект – колесный тягач МАЗ-528 для работы с толкаемым и буксируемым навесным и прицепным оборудованием.

Настоящей научно-технической революцией в автостроении СССР стал выпуск в 1957 году первого четырехосного МАЗ-535 с колесной формулой 8 х 8 для транспортировки артиллерийских систем массой до 10 т. Гидромеханическая трансмиссия, полуавтоматическое переключение передач без разрыва мощности, торсионная независимая подвеска, централизованная накачка шин, семь дифференциалов в системе силового привода – автомобилей с такой «начинкой» в мире тогда не было.

Конструкция также имела ряд отличительных технических решений: корытообразная рама с Z-образными лонжеронами, независимая подвеска всех ведущих односкатных колес, тележечная схема расположения осей, управляемые колеса передней тележки, межосевые и межколесные самоблокирующиеся дифференциалы, цельнометаллическая четырехместная кабина, гидроусилитель рулевого управления, пневмогидравлическая тормозная система.

В машине применили двигатель Д12А-375 Барнаульского завода транспортного машиностроения мощностью 375 л.с., который позволял развивать среднюю скорость до 40 км/ч.

В 1958-м МАЗ-535 стали выпускать серийно. Легендарный тягач нашел широкое применение в войсках для транспортировки артиллерийских систем и занял свое достойное место в истории. Именно он участвовал в многочисленных военных парадах на Красной площади.

Кроме сугубо военного применения, тягачи МАЗ-535 использовались и в народном хозяйстве для перевозки крупных неделимых грузов.

  • СКБ-1 дало дорогу в жизнь таким предприятиям, как БЕЛАЗ, куда передали техническую документацию на самосвал МАЗ-535 (1958 г.), Могилевский автомобильный завод имени С.М. Кирова (МоАЗ), где в 1960 г. начали изготавливать скрепер МАЗ-529, Курганский завод колесных тягачей (КЗКТ) по выпуску МАЗ-535В и -537 с полуприцепом для транспортировки гусеничной техники – танков и самоходных орудий.

Легендой считается МАЗ-543, опытный образец которого появился в 1961 г. Этот автомобиль до сих пор (!) серийно выпускается в разных модификациях. Он обладал рядом особых технических решений: базовое шасси с колесной формулой 8 х 8 и четырьмя ведущими мостами, система центральной накачки шин, независимая торсионная подвеска с управляемыми колесами первой и второй осей, автоматическая трансмиссия с четырехступенчатой (три вперед и одна назад) коробкой передач. При дорожном просвете 440 мм машина была способна преодолеть 30-градусный подъем и брод глубиной 1,1 метра.

МАЗ-543 положил начало целому семейству машин. Более 60 военных надстроек (вооружение или спецоборудование) были смонтированы на этом шасси. Среди них тактическая ракета «Скад», зенитно-ракетный комплекс С-300, система залпового огня «Смерч», артиллерийский комплекс «Берег» и противокорабельный «Рубеж». Но именно благодаря установке известной системы залпового огня за этими машинами в народе закрепилось название «Ураган».

Каждое новое колесное шасси, разрабатываемое в СКБ-1, имело свои особенности и технические решения, которые в те времена не были описаны даже в теории. Здесь можно вспомнить создание в конце 1970-х семиосного шасси МАЗ-7912 (14 х 12) под ракету «Тополь», уникальное двенадцатиосное шасси МАЗ-7907 с электротрансмиссией, которое состояло из двух шестиосных полноприводных звеньев, соединенных между собой специальными узлами сочленения с шарнирами (испытание опытного образца прошло в 1987-м).

В 1997 г. был изготовлен совершенно новый четырехосный седельный тягач повышенной проходимости МЗКТ-74135 с колесной формулой 8 х 8, управляемыми колесами двух передних осей, обеспечивающими минимальный 16-метровый радиус поворота. Для оптимального распределения нагрузок по осям и базе тягача, а также рационального размещения кабины с экипажем из семи человек конструкторы впервые на машинах МЗКТ применили капотную компоновку с установкой двигателя перед кабиной.

Сегодня ОАО «МЗКТ» выпускает автотранспортные средства для нефтегазовой и строительной отраслей, в том числе по индивидуальным техническим заданиям, шасси под автокраны, прицепы и полуприцепы. Техника с высокими ходовыми качествами в условиях полного бездорожья выполняется в различных вариантах колесной формулы: 4 х 4, 6 х 6, 8 х 8, 10 х 8, 10 x 10, 12 x 12, 14 х 14, а диапазон грузоподъемности составляет от 10 до 56 т.

Хорошо известен потребителям широкий модельный ряд прицепов и полуприцепов с максимальной грузоподъемностью от 15 до 80 т и количеством осей от 2 до 6. Помимо обычной прицепной техники для перевозки грузов, под брендом Volat выпускаются полуприцепы с двигателями для размещения, транспортировки и привода бурового оборудования.

Также шасси Volat служат надежной опорой для размещения кранового оборудования грузоподъемностью от 50 до 100 т.

Помимо поставки готовых решений МЗКТ успешно разрабатывает и воплощает проекты по индивидуальным запросам конкретного заказчика. Шасси с высокой грузоподъемностью используются не только для транспортировки грузов, но и для монтажа специального оборудования.

  • С приобретением в 2014 г. предприятия «Лидские автобусы «Неман» ОАО «МЗКТ» открыло для себя принципиально новое направление – производство пассажирской техники. На лидском заводе изготавливаются автобусы большого и среднего класса городского, пригородного, междугороднего, туристического, школьного предназначения.

В структуре ОАО «МЗКТ» 10 производственных цехов и столько же отделов, три цеха вспомогательной деятельности, 25 функциональных управлений. На предприятии трудятся более 5000 высококвалифицированных конструкторов, инженеров, представителей рабочих специальностей. Юбилей предприятия – это и их знаменательная дата, ведь каждый вносит немалый вклад в то, чтобы и в 65 Volat был силен, крепок, надежен и уникален в своем техническом решении.

Александр МИХАЙЛОВ, журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также