Идеология лицензирования
02.10.2019
На устранение избыточного регулирования в сфере лицензирования и упрощение предъявляемых к лицензиатам требований направлен Указ № 326 от 02.09.2019 «О совершенствовании лицензирования», который за исключением некоторых положений вступил в силу с 1 октября. Документ имеет концептуальный характер и определяет новую идеологию лицензирования. Основополагающим закреплен принцип о недопустимости приостановления и прекращения действия лицензии за незначительные нарушения и формальные проступки.
Наиболее ожидаемым со стороны бизнеса, и им же инициированным через профессиональные ассоциации и союзы, стало изменение порядка приостановления и прекращения действия лицензий в связи с нарушением лицензионных требований и условий (см. таблицу).
Еще одна важная новация касается нарушений, по которым лицензирующий орган принимает решение о вынесении предписания, приостановлении или прекращении действия лицензии. Таковыми считаются только те, которые не устранены на момент выявления или в ходе проведения проверки.
Таким образом, при выявлении не устраненного на момент проверки нарушения, в том числе грубого, лицензирующий орган выносит предписание об устранении, а при выявлении грубого нарушения – вправе одновременно с вынесением предписания приостановить действие лицензии (может не приостанавливать). И только в случае не устранения лицензиатом выявленных нарушений либо продолжения осуществления лицензируемой деятельности, лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии.
В новой редакции Положения сохранена норма о том, что лицензирующий орган обязан отказать в выдаче лицензии, если прошло менее года с момента ее прекращения (за исключением прекращения действия по причине ликвидации, реорганизации лицензиата или уведомления лицензирующего органа о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности).
Решения лицензирующего органа за допущенные нарушения
Нарушение законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий *
_______________________ |
Требование (предписание) об устранении выявленных нарушений в срок до 6 месяцев
______________________ |
Не устранены указанные в требовании (предписании) нарушения, не представлено письменное уведомление об устранении
______________________ |
Приостановление действия лицензии на срок до 6 месяцев
______________________ |
Грубое нарушение законодательства о лицензировании **
______________________ |
Требование (предписание) об устранении выявленных нарушений в срок до 6 месяцев. В дополнение к предписанию может быть приостановлено действие лицензии до устранения грубого нарушения, но не более, чем на 6 месяцев
______________________ |
Не устранены нарушения, повлекшие приостановление действия лицензии; не представлено письменное уведомление об устранении; продолжалось осуществление лицензируемого вида деятельности
______________________ |
Прекращение действия лицензии
______________________ |
Выявление повторного (в течение 12 месяцев подряд) после представления лицензиатом уведомления об устранении аналогичных нарушений)
______________________ |
Требование (предписание) об устранении выявленных нарушений, либо приостановление, либо прекращение действия лицензии
______________________ |
Примечание: Определения «нарушение особых лицензионных требований и условий», а также «нарушение лицензиатом иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия лицензии в соответствии с законодательными актами, регулирующими соответствующий лицензируемый вид деятельности», за которые были установлены приостановление действия лицензии на срок до 6 месяцев и прекращение действия лицензии, исключены из Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в редакции Указа №326.
* особые лицензионные требования и условия – лицензионные требования и условия, сведения о которых указываются в лицензии;
** грубое нарушение законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий – нарушение, предусмотренное Положением в качестве такового для конкретного вида деятельности и повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, субъектов хозяйствования либо создавшее угрозу причинения такого вреда, а равно нарушение особых лицензионных требований.
______________________
В рамках приведения норм Положения о лицензировании в соответствие с Декретом от 23.11.2017 №7 «О развитии предпринимательства» исключены требования о лицензировании нерегулярных автомобильных перевозок пассажиров. В перечне лицензируемых остаются городские, пригородные, междугородные и международные автомобильные перевозки пассажиров, а также международные автомобильные перевозки грузов автотранспортными средствами разрешенный максимальный вес которых, включая прицеп (полуприцеп), превышает 3,5 тонны.
Напомним лицензионные требования и условия, предъявляемые к лицензиату, при осуществлении деятельности в области автомобильного транспорта (с принятием Указа №326 не изменились. – Авт.):
– наличие на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании не менее одного механического транспортного средства соответствующей категории, отвечающего требованиям нормативных правовых актов, в том числе обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов, и международных договоров Республики Беларусь в области автомобильного транспорта;
– наличие в штате юридического лица, представительства иностранной организации назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством (для индивидуального предпринимателя – соответствие уровня его профессиональной подготовки требованиям, установленным законодательством, либо наличие у индивидуального предпринимателя привлеченного им и назначенного в установленном порядке лица, ответственного за организацию и выполнение автомобильных перевозок, уровень профессиональной подготовки которого соответствует требованиям, установленным законодательством);
– выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении транспортными средствами, находящимися у лицензиата на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления или ином законном основании (кроме аренды транспортных средств с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации);
– привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителей механических транспортных средств, уровень подготовки которых соответствует требованиям, установленным законодательством;
– обеспечение проведения предрейсового контроля технического состояния автомобильных транспортных средств, предрейсовых и иных медицинских осмотров водителей механических транспортных средств.
Произошли существенные изменения в перечне грубых нарушений законодательства о лицензировании в области грузового автомобильного транспорта. В соответствии с нормами Указа №326 таковыми признаются:
– повторное (в течение 12 месяцев подряд) выполнение автомобильной перевозки пассажиров водителем механического транспортного средства, не прошедшим предрейсовое медицинское обследование и иные медицинские осмотры, включая обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование);
– неоднократное (два раза и более в течение 12 месяцев подряд) привлечение к осуществлению лицензируемой деятельности водителя механического транспортного средства, уровень подготовки которого не соответствует требованиям, установленным законодательством. (Ранее грубым признавалось выявление повторного такого случая. – Авт.);
– выпуск на линию транспортного средства с неисправностью, при наличии которой запрещается его эксплуатация;
– выполнение автомобильной перевозки (а не просто использование. – Авт.) с использованием транспортного средства, не допущенного в установленном порядке к участию в дорожном движении либо переоборудованного с нарушением требований законодательства. (Из перечня грубых нарушений исключены случаи, когда используется транспортное средство, не допущенное к участию в дорожном движении либо переоборудованное с нарушением требований законодательств, но при этом автомобильная перевозка им не выполняется, например, порожним движется к месту проведения техосмотра или ремонта. Кроме того, исключен из перечня грубых нарушений выпуск на линию транспортного средства без оформленного в установленном порядке путевого листа и (или) других транспортных документов, предусмотренных законодательством. – Авт.);
– выполнение автомобильной перевозки без заключения в предусмотренных законодательством случаях договора обязательного страхования;
– выполнение автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении без заключения в предусмотренных законодательством случаях договора об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении.
Исключены из перечня грубых нарушений:
– повторное (в течение 12 месяцев подряд) выполнение автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении без оформленного в предусмотренных законодательством случаях в установленном порядке заказа-наряда на фрахтование транспортного средства;
– повторное (в течение 12 месяцев подряд) использование транспортного средства, оформленного в соответствии с установленными требованиями к оформлению автомобиля-такси, в том числе с отдельными элементами оформления, для нужд, не связанных с осуществлением лицензируемой деятельности, а также без оформленного в установленном порядке путевого листа.
- Создается электронный реестр, который консолидирует сведения о выданных и прекративших действие лицензиях на одном ресурсе, обеспечив тем самым открытость информации для субъектов хозяйствования и контролирующих (надзорных) органов. Он будет доступен через единый портал электронных услуг с 1 июля 2020 года. Дату выдачи лицензии определит момент включения сведений в реестр. Через него можно будет подтвердить или проверить наличие лицензии.
___________________
В ближайшей перспективе новая идеология лицензирования найдет свое отражение в законе Республики Беларусь о лицензировании, в котором будет предусмотрено в частности:
- исключение чрезмерных и экономически необоснованных требований и условий, предъявляемых к соискателям лицензий и лицензиатам;
- пересмотр перечня грубых нарушений законодательства о лицензировании;
- максимальное использование информационных технологий в процессе взаимодействия лицензирующих органов с соискателями лицензий и лицензиатами.
Светлана МАКОВСКАЯ, юрист
Журнал «Транспорт & Транзит»