bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Изменения в закон о транспортно-экспедиционной деятельности

03.12.2018

Изменения в закон о транспортно-экспедиционной деятельности

Комментарий к закону Республики Беларусь от 9 ноября 2018 г. № 145-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О транспортно-экспедиционной деятельности». Изменения и дополнения вступают в силу с 18 февраля 2019 г.

Вносимые в закон № 145-З изменения и дополнения носят в основном редакционный характер и направлены, в том числе на согласование отдельных норм закона Республики Беларусь от 13 июня 2006 г. № 124-З «О транспортно-экспедиционной деятельности» с нормами других законодательных актов. Так, в связи с тем, что согласно Указу Президента Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 278 «О мерах по обязательному подтверждению соответствия» и постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 21 октября 2016 г. № 849 «О некоторых вопросах подтверждения соответствия в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь» транспортно-экспедиционные услуги не подлежат обязательному подтверждению соответствия, исключена ст. 14 «Подтверждение соответствия транспортно-экспедиционных услуг требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

Понятийный аппарат, сфера действия

Исключены такие термины как «грузоотправитель», «грузополучатель», «перевозчик» и их определения, поскольку они установлены и регламентированы другими актами законодательства в сферах автомобильного, водного, воздушного и железнодорожного транспорта. Одновременно расширено определение клиента: в соответствии с внесенными изменениями им может быть не только грузополучатель или грузоотправитель, а любое лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции.

Для применения в законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» единого понятия документов, используемых при транспортно-экспедиционной деятельности, введено определение сопроводительным документам – транспортные (перевозочные) и (или) грузосопроводительные, оформленные при выполнении перевозки груза в случаях и порядке, предусмотренных национальным законодательством, международными договорами Республики Беларусь, а также международно-правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

Из сферы действия закона исключено указание на деятельность, связанную с выполнением внутриреспубликанских и международных перевозок грузов.

К транспортно-экспедиционным услугам отнесена, в том числе, организация процесса перевозки любым видом транспорта экспресс-груза, являющегося таковым в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Исключение положений, аналогичных нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь

В закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» внесен ряд правок, дублирующих нормы Гражданского кодекса Республики Беларусь. Поэтому юристам необходимо учитывать положения Гражданского кодекса и постоянно при составлении договоров и установлении прав и обязанностей экспедитора и клиента обращаться к нему.

Так, из ст. 6 «Правовые основы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности» закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» исключено положение о том, что участники транспортно-экспедиционной деятельности свободны в выборе договора, определении его условий, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь. Эта норма дублируется с положениями ст. 2 Гражданского кодекса.

Из закона исключена ст. 20, предусматривающая возможность одностороннего расторжения договора транспортной экспедиции. Это не говорит о том, что теперь участники договора транспортной экспедиции не могут расторгнуть договор в одностороннем порядке, так как аналогичная норма содержится в ст. 759 ГК.

Из ст. 26 исключена норма о том, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор и клиент несут ответственность в порядке и размере, определяемых в соответствии с ГК, как дублирующая положения части первой ст. 756 Гражданского кодекса.

Исключение Правил транспортно-экспедиционной деятельности

Из перечня актов законодательства, регулирующих транспортно-экспедиционную деятельность, исключены Правила транспортно-экспедиционной деятельности. Однако основные положения, определяющие правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности, ранее не содержащиеся в законе «О транспортно-экспедиционной деятельности», включены в него.

В связи с исключением Правил из области законодательства о транспортно-экспедиционной деятельности, также упраздняются и установленные ими примерные формы поручения экспедитору, расписки экспедитора о принятии груза в свое ведение, заказа-поручения.

Все вопросы осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, не урегулированные законом, будут устанавливаться сторонами договора.

Однако ст. 19 закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» установлено, что при оказании транспортно-экспедиционных услуг могут быть использованы формы документов (экспедиторская накладная, экспедиторский коносамент, расписка экспедитора и иные), рекомендованные международными организациями в области транспортно-экспедиционной деятельности. Ранее данная норма была установлена в пункте 8 Правил.

Права и обязанности экспедитора и клиента

Статьи 21-25 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», определяющие права и обязанности экспедитора и клиента, претерпели изменения.

Права и обязанности клиента.

Статья 21 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», определяющая права клиента, дополнена такими правами, как объявлять ценность груза, распоряжаться грузом или передавать право распоряжения грузом иным лицам, приостанавливать перевозку груза или изменять пункт назначения. Данные права перенесены из п. 32 Правил.

Статья 22, определяющая обязанности клиента, изложена в новой редакции. Однако, фактически, она дополнена лишь некоторыми обязанностями клиента, перенесенными из п. 33 Правил, а именно:

– своевременно письменно уведомить экспедитора о необходимости изменения условий перевозки груза;

– обеспечить оформление сопроводительных документов, если обязанность оформления таких документов возложена на клиента, нести ответственность за их полноту и достоверность;

– если иное не указано в договоре транспортной экспедиции, обеспечить предъявление груза, требующего защиты от повреждения, в исправных упаковке, таре, соответствующих для них требованиям.

Одновременно из обязанностей клиента, установленных ст. 22 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», исключены такие его обязательства, как необходимость представить экспедитору документы и другую информацию, необходимые для надлежащего исполнения договора транспортной экспедиции и указать особые свойства груза, вследствие которых может быть причинен вред самому грузу, третьим лицам или их имуществу, другим грузам или окружающей среде, а также свойства груза, подверженного быстрой порче.

Однако это не говорит о том, что клиент больше не обязан исполнять эти обязательства, так как эту обязанность на него возлагает п. 1 ст. 757 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Права и обязанности экспедитора

Статья 23 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» дополнена следующими правами экспедитора, перенесенными из п. 34 Правил:

– выступать в качестве грузоотправителя или грузополучателя;

– принимать груз в свое ведение по внешним признакам (количество мест, вид и состояние упаковки, тары) и сопроводительным документам;

– в случае принятия в свое ведение вносить в транспортные (перевозочные) документы сведения, касающиеся его внешних признаков (количество мест, вид и состояние упаковки, тары);

– в случае принятия в свое ведение проверять правильность погрузки и размещения груза в транспортном средстве и требовать от грузоотправителя устранения выявленных недостатков;

Вместе с тем, не нашло своего отражения в Законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» предусмотренное Правилами право экспедитора отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции и иных договоров в случаях, если:

– перевозка запрещена законодательством;

– груз не может быть доставлен вследствие обстоятельств, вызвавших временное прекращение или ограничение перевозок;

– клиент не передал или не предъявил документы, необходимые для надлежащей организации перевозки;

– груз по своим внешним признакам не соответствует установленным требованиям;

– груз предъявлен в упаковке или таре, не обеспечивающей его сохранность при перевозке и хранении;

– предъявленный груз не предусмотрен заключенным договором.

Рекомендуется указывать данные положения в договоре транспортной экспедиции.

Из обязанностей экспедитора, установленных ст. 25 закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», исключена обязанность запросить у клиента дополнительную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для надлежащего исполнения договора транспортной экспедиции, в случае представления клиентом неполной информации. Однако, несмотря на исключение из закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», такая обязанность экспедитора сохраняется, так как установлена п. 2 ст. 757 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

Порядок предъявления претензий и исков

Претерпела изменения ст. 30 Закона «О транспортно-экспедиционной деятельности», регламентирующая вопросы предъявления претензий и исков.

В связи с упразднением Правил транспортно-экспедиционной деятельности, определяющих порядок и сроки предъявления претензии к экспедитору, эти нормы перенесены на уровень закона.

Так, до предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции. Физическое лицо вправе предъявить иск к экспедитору без предъявления ему претензии.

Если в перечень оказываемых транспортно-экспедиционных услуг входит организация перевозки грузов, претензии к экспедитору предъявляются:

– в течение срока предъявления претензии перевозчику, установленного на том виде транспорта, которым осуществляется перевозка, не являющаяся смешанной;

– в течение срока предъявления претензии перевозчику, установленного на том виде транспорта, на котором имели место обстоятельства, ставшие причиной предъявления претензии, если осуществлялась смешанная перевозка;

– в течение срока предъявления претензии перевозчику, установленного на том виде транспорта, которым осуществлялась доставка груза в конечный пункт назначения, определенный договором транспортной экспедиции, если осуществлялась смешанная перевозка груза и не известен вид транспорта, на котором имели место обстоятельства, ставшие причиной предъявления претензии.

Таким образом, принципиальных изменений в области правового регулирования транспортно-экспедиционной деятельности не произошло, однако рекомендуется провести аудит договоров транспортной экспедиции на предмет урегулирования вопросов, ранее содержащихся в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности и не нашедших свое отражение в законе «О транспортно-экспедиционной деятельности» (ред. от 9 ноября 2018 г.).

Светлана Маковская, Ассоциация «БАМАП»

« »

Читайте также