Ключевая идея Большого Евразийского партнерства
28.10.2020
Влияние пандемии на глобальную и национальные экономики, а также меры по укреплению международной торговли обсудили руководители экономических и внешнеполитических министерств государств – членов Евразийского экономического союза и Китайской Народной Республики, а также член Коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев в канун первого заседания Совместной комиссии по реализации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве ЕАЭС и Китая. Дискуссия прошла в рамках пленарной сессии видеофорума «Сопряжение Евразийского экономического союза и китайской инициативы «Один пояс, один путь».
– Пандемия стала катализатором ряда процессов. Прежде всего, это усиление цифровизации и переход на новый технологический уклад. Самая настораживающая тенденция и следствие пандемии – не глубокая рецессия мировой экономики со времен Второй мировой войны, которую прогнозирует Всемирный банк, а обострение как политических, так и торговых конфликтов, раздробленность международной жизни в условиях парализации деятельности такого универсального института, как Всемирная торговая организация, – заявил в рамках своего выступления Андрей Слепнев. Он выразил уверенность в том, что современный мир требует координации усилий всех участников международных отношений. Только так можно дать ответ на глобальные вызовы, руководствуясь рациональными экономическими решениями.
Несмотря на незначительное снижение торгового оборота вследствие пандемии, Китай остается главным стратегическим и торговым партнером государств-членов ЕАЭС в Азии, занимая первое место во внешнеторговом обороте. В январе-августе 2020 года на Китай приходилось 20,1% внешнеторгового товарооборота ЕАЭС. С учетом падения деловой активности в мире вплоть до середины второго квартала текущего года, сокращение взаимного товарооборота между ЕАЭС и КНР на 6,3% можно считать незначительным.
По мнению Андрея Слепнева, ЕАЭС благодаря благоприятному географическому положению и общему регулированию мог бы стать экономическим мостом между Евросоюзом и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
– Сопряжение ЕАЭС с Китаем, с одной стороны, и с Европой, с другой стороны, является ключевой идеей Большого Евразийского партнерства, к которому мы стремимся, – заявил министр.
Заместитель министра коммерции Китайской Народной Республики Ван Шоувэнь отметил, что страны ЕАЭС являются важными партнерами Китая. По мнению представителя КНР, Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем – важное достижение для реализации стыковки китайской инициативы «Один пояс, один путь» и ЕАЭС.
– Уверен, что совместными усилиями сторон реализация соглашения создаст политическую среду для региональной экономической интеграции и сделает институциональные дивиденды ощутимыми для нашего сотрудничества, – подчеркнул заместитель министра коммерции КНР.
Он также констатировал снижение торговли со странами ЕАЭС с февраля по август этого года, однако темпы снижения торговли с государствами-членами оказались ниже, чем с другими партнерами. Инвестиции в страны Союза росли вопреки тенденциям и достигли 710 млн долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,9%.
– Темпы снижения товарооборота между КНР и ЕАЭС значительно ниже в сравнении с другими странами, и мы видим перспективы не только по скорому восстановлению товарооборота до предпандемийного уровня, но и более быстрому его наращиванию, – считает Ван Шоувэнь. – Такие возможности может открыть заключение между нашими странами соглашения о свободной торговле. Китай уже подписал 17 соглашений о свободной торговле со странами Юго-Восточной Азии, уже сейчас заметен эффект этих договоров: товарооборот между Китаем и странами-партнерами вырос в несколько раз.
Скорее всего, в процессе регионального экономического сотрудничества стороны активно реализуют Соглашение с ЕАЭС о многопрофильном торгово-экономическом сотрудничестве, совместно обсуждая вопросы запуска переговоров по соглашению о свободной торговле и активно практикуя трехстороннее сотрудничество Китай – ЕАЭС – ЕС в области транспортной логистики и упрощения торговых процедур через Евразию, считает Ван Шоувэнь.
Представитель КНР также отметил, что Китай призывает все стороны защищать многостороннюю торговую систему, выступать против протекционизма, поддерживать свободную торговлю, придерживаться ценностей ВТО, сохранять рынок открытым.
Ван Шоувэнь отметил, что Китай готов взаимодействовать со всеми странами Союза, чтобы справиться с вызовами, для процветания и лучшего будущего евразийского региона.
– Китай готов работать со странами ЕАЭС, углублять экономическое сотрудничество, расширять двустороннюю торговлю с учетом того, что у Китая огромный рынок. Важно также наращивать взаимные инвестиции, активно улучшать региональную деловую среду, углублять сотрудничество в производстве, строительстве, инфраструктуре, сельском хозяйстве и сфере услуг, – заявил заместитель министра коммерции КНР.
Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Игорь Моргулов подчеркнул значимость вступления в силу соглашения, подписанного между ЕАЭС и Китаем. Замглавы МИД высказал уверенность, что первое заседание Совместной комиссии по реализации соглашения призвано положить начало качественно новой стадии сопряжения планов развития ЕАЭС и инициативы «Один пояс, один путь».
Представитель российского МИДа также согласился с министром ЕЭК, что пандемия выступила катализатором ряда процессов, включая цифровизацию. Также можно наблюдать трансформацию глобального геополитического ландшафта, формирование более демократичного мироустройства.
Министр торговли и интеграции Республики Казахстан Бахыт Султанов считает, что для восстановления высоких докризисных темпов развития торговли важно координировать усилия между ЕАЭС и КНР.
– За время карантина отмечалось увеличение онлайн-торговли в 2,5 раза. Казахстан ставит задачу увеличить долю онлайн-торговли до 15% в 2025 году. Основная задача электронных площадок – это снижение барьеров для доступа на рынок для среднего бизнеса, – заявил министр.
При этом в Казахстане предусмотрен запуск цифровой платформы по защите прав потребителей по принципу «одного окна» в рамках нового закона «О защите прав потребителей».
Делясь результатами работы и планами на будущее в части развития логистической инфраструктуры, используя налаженные железнодорожные и автомобильные коммуникации Международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос», Бахыт Султанов призвал придать этой физической инфраструктуре евразийскую историю.
Заместитель министра экономики Республики Армения Варос Симонян поделился программами социальной поддержки и экономического развития в условиях пандемии. Он также отметил, что мир после пандемии не будет прежним. При этом необходимо выйти более сильными, с новыми предложениями и идеями. Говоря о сопряжении ЕАЭС и китайской инициативы «Один пояс, один путь», он отметил, что проект рассчитан не только на крупных игроков, но и так называемые «малые экономики» могли бы придать ему большую гибкость.
Министр экономики Кыргызской Республики Санжар Муканбетов уверен, что для укрепления торговых отношений между Китаем и странами ЕАЭС необходимо сокращение барьеров между странами, поощрение взаимного экспорта, создание совместных производств, дальнейшая реализация намеченных проектов в сфере торговли. При этом он считает, что интеграция между ЕАЭС и Китая «не придумана и началась не вчера, а проистекает из древней истории с тысячелетним корнем». В то же время, если говорить о национальных приоритетах, необходимым и важным, по мнению Санжара Муканбетова, для Кыргызстана является строительство железной дороги Китай – Кыргызстан – Узбекистан.
Первый заместитель министра иностранных дел Республики Беларусь Александр Гурьянов отметил, что в сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем видится выход из сложившейся сегодня сложной ситуации в мире. Это большие перспективы в дальнейшем углублении сотрудничества между ЕАЭС и КНР в рамках вступившего год назад Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве Союза и Китая.
По его мнению, существенные перспективы имеет уже зарекомендовавший себя как успешный проект – индустриальный парк «Великий камень», который открыт для участия инвесторов не только Беларуси и Китая, но и всех стран ЕАЭС. Развивается ещё одна особая экономическая зона на востоке Беларуси «Бремино – Орша», где прорабатывается авиационная составляющая транспортно-логистического маршрута.
Участники видеофорума выразили осторожный оптимизм относительно выхода из кризиса, а также подчеркнули важность углубления торгово-экономических связей как внутри ЕАЭС, так и между Союзом и КНР как фактора обеспечения устойчивости экономик и способности реализовывать крупные инфраструктурные проекты, проекты в области совершенствования цифровых решений и развития цифровых платформ, в том числе в сфере электронной торговли.