bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

«Мозговой штурм»

25.04.2019

«Мозговой штурм»

Текущий год начался для международных перевозчиков, экспедиторов и иных профессионалов в области транспортной деятельности со своеобразного «мозгового штурма» при изучении новой редакции Налогового кодекса Беларуси. Более чем тысячестраничный документ вобрал в себя множество новаций и поправок. Сделаем акцент лишь на некоторых основных нормах, а также обратимся к разъяснениям и рекомендациям Министерства по налогам и сборам.

Отменено, продлено, исключено

Отдельные нормы, закрепленные в новой редакции Налогового кодекса, или непосредственно влияют на условия работы международных автоперевозчиков (и не только отечественных) и экспедиторов, или очень сильно затрагивают их профессиональные интересы. В числе таких – отмена сбора за проезд иностранных автотранспортных средств по белорусским автодорогам общего пользования. Госорганы надеются в том числе и таким образом повысить транзитный имидж страны, получив своеобразную компенсацию позже: за счет возможного роста иностранного транспортного потока и даже (а вдруг?) увеличения квот иностранных разрешений, выделяемых для белорусских автоперевозчиков. Во всяком случае, такие ожидания были озвучены.

До 1 января 2021 года продлено действие нормы, которой установлена нулевая (0%) ставка НДС в отношении реализации работ (услуг) по ремонту, техническому обслуживанию транспортных средств нерезидентов, выполняемых авторизованными сервисными центрами для иностранных организаций или физлиц, за исключением белорусских граждан. Эта норма появилась в кодексе четыре года назад и по отзывам тех, с кем доводилось о ней разговаривать, работает довольно успешно.

Кроме того, с текущего года из объектов обложения госпошлиной исключены такие действия, как выдача нового талона к водительскому удостоверению, выдача документа (сертификата) о прохождении гостехосмотра (приложения к свидетельству о регистрации транспортного средства) и др.

Контроль и последствия

Что и говорить, проверочная нагрузка в последнее время снизилась. В контролирующих органах при этом отмечают смещение акцента на профилактику налоговых нарушений, а также расширение возможностей камерального контроля, т.е. таких проверок, которых субъект практически и не замечает: их основу составляет анализ данных, поступающих во всевозможные информационные системы. Что же нового появилось здесь?

Статьей 33 Налогового кодекса введены положения, определяющие основания для корректировки налоговой базы (суммы) подлежащего уплате налога (сбора) исходя из всех фактических сведений и обстоятельств совершения хозяйственных операций при проведении проверки. В МНС при этом говорят о прекращении практики признания контролирующими органами первичного учетного документа не имеющим юридической силы для целей налогообложения. Таким образом, корректировка налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога (сбора) будет производиться налоговым органом исключительно при наличии подтвержденных документально фактов и данных о деятельности проверяемого субъекта в каждом конкретном случае.

Еще один немаловажный момент заключается в изменении периода, за который налоговым органом могут проводиться проверки соблюдения налогового законодательства. Согласно новой редакции кодекса (ст. 74) выездные проверки проводятся за период, не превышающий 5 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, и за истекший период текущего календарного года. Правда, есть и некоторые исключения….

Последствия, которые наступают вслед за проверкой, теперь также будут иными. Статьей 55 Налогового кодекса закреплена норма, в соответствии с которой сумма пени по налогу, доначисленному по результатам проверки, не должна превышать размера доначисленного налога. Взыскание налогов, сборов (пошлин) не будет производиться, если требование об их уплате не предъявлено в течение 5 лет со дня истечения срока уплаты, за исключением случаев, когда проверяемый период в соответствии с законодательными актами превышает 5 лет, а также плательщиком представлена налоговая декларация (расчет) с внесенными изменениями и (или) дополнениями.

С 2019 года в Налоговом кодексе появилась норма, аналогов которой в нем прежде не было. Вслед за утверждением в документе принципа презумпции добросовестности плательщика законодатель пошел на либерализацию порядка приостановления операций по счетам при неисполнении субъектами налоговых обязательств по результатам текущей деятельности. То есть, если 22-го числа субъект не заплатил налоги, но в течение 6 предыдущих месяцев своевременно исполнял налоговые обязательства в установленный законодательством срок, приостановление операций будет происходить не ранее чем через 10 рабочих дней после наступления срока уплаты. Если же последние полгода он погашал задолженность до первого числа месяца, следующего за отчетным, тогда операции будут приостановлены не ранее чем через 5 рабочих дней после наступления срока уплаты. За это время, как ожидается, плательщик сможет рассчитаться с бюджетом без вмешательства налогового органа в его деятельность.

Нормируемые затраты

В Налоговом кодексе появилось понятие нормируемых затрат. Все их виды собраны в статью 171 Налогового кодекса. При этом в отношении некоторых видов нормируемых затрат плательщикам предоставлено право учитывать их по нормативу, установленному в размере 1% от выручки с учетом НДС.

Обратим внимание на некоторые особенности учета нормируемых затрат. Так, для налогового учета расходов на автомобильное топливо можно использовать данные технической документации завода-изготовителя, а можно самостоятельно устанавливать нормы его расхода.

Еще в конце февраля МНС посчитало необходимым дать некоторые комментарии по этому поводу, и письмом Министерства по налогам и сборам от 22.02.2019 года № 2-2-10/00460 «О нормируемых затратах», было разъяснено следующее.

Нормирование расходов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 31.12.2008 года № 141 (Инструкция № 141). При этом в Налоговом кодексе закреплено, что при отсутствии норм, установленных в соответствии с законодательством для механических транспортных средств, затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых – в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством.

Пунктом 7 Инструкции № 141 предусмотрено, что нормы, установленные руководителем, действуют до момента установления норм в соответствии с законодательством, но не более 6 месяцев. Затраты на топливо по истечении шестимесячного срока и до момента установления норм в порядке, установленном законодательством, не будут учитываться при налогообложении прибыли, и будут считаться сверхнормативными.

Пунктом 5 Инструкции № 141 определено, что повышение (понижение) норм расхода топлива устанавливается приказом руководителя организации или ИП на основании Инструкции № 141. То есть при отсутствии норм, установленных в соответствии с законодательством, используются нормы завода-изготовителя либо нормы, установленные руководителем, а с момента установления норм в соответствии с законодательством должны применяться эти нормы при определении налоговой базы по налогу на прибыль без пересчета истекших отчетных (налоговых) периодов.

В соответствии с Инструкцией № 141 при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автоперевозок, норма расхода топлива устанавливается руководителями организаций и, следовательно, стоимость топлива включается в затраты, учитываемые при налогообложении, в полном объеме в пределах таких норм. Следует понимать, что это положение позволяет применять установленные руководителем нормы только при эксплуатации автомобилей, используемых для выполнения международных автоперевозок. При выполнении международной автоперевозки для собственных нужд, например, для перемещения своих работников за пределы страны при служебных командировках, затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств будут учитываться в порядке, установленном подп. 1.2 п. 1 статьи 171 Налогового кодекса, без применения положений пункта 2 Инструкции № 141.

И еще несколько слов об инвестиционном вычете. В новой редакции Налогового кодекса с целью повышения инвестпривлекательности Беларуси и стимулирования реинвестирования прибыли расширяются возможности его применения: размер вычета увеличился в 1,5 раза, а именно по машинам, оборудованию и транспортным средствам – с 20 до 30%; по зданиям, сооружениям, передаточным устройствам – с 10 до 15%.

Объект налогообложения

Изменений, касающихся исчисления и уплаты НДС, в новой редакции Налогового кодекса немало. Так, с 2019 года у экспедиторов в соответствии со статьей 115 Налогового кодекса объектом налогообложения НДС не признаются только те обороты по возмещению сумм понесенных расходов, получаемых от клиента, которые определены договором транспортной экспедиции.

В отношении услуг транспортной экспедиции скорректированы и подходы к определению налоговой базы НДС. Согласно пункту 30 статьи 120 Налогового кодекса это сумма, полученная (подлежащая к получению) в виде вознаграждения экспедитора по договору транспортной экспедиции. Вознаграждение, в свою очередь, определяется как сумма, полученная (подлежащая к получению) от клиента за оказанные ему услуги за вычетом возмещаемых клиентом средств, перечисленных (подлежащих перечислению) перевозчикам и иным организациям и ИП, оказывающим услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции.

Приведенные положения распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором транспортной экспедиции обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

С текущего года упрощен порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС при реализации экспортируемых транспортных услуг: упразднена необходимость заполнения и представления реестров как приложения к налоговой декларации (расчету) по НДС. Вместо них в качестве основания для применения нулевой ставки НДС по экспортируемым транспортным услугам, оказанным с 1 января 2019 года, перевозчики (экспедиторы) обязаны указать в электронном счете-фактуре (далее – ЭСЧФ):

– дату и номер договора, предусматривающего оказание экспортируемых транспортных услуг (для экспедиторов – дату и номер договора транспортной экспедиции);

– дату и номер международного транспортного (товарно-транспортного документа) или иного международного документа (для экспедитора – дату номера заявки (задания или иного документа));

– маршрут перевозки грузов, пассажиров, багажа, грузобагажа (для экспедиторов – маршрут экспедирования грузов).

Как же подтверждается обоснованность применения ставки НДС в размере ноль (0) процентов? В соответствии с пунктом 2 статьи 126 Налогового кодекса к экспортируемым транспортным услугам, облагаемым НДС по ставке ноль (0) процентов, относятся услуги транспортной экспедиции, услуги по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, речным и другими видами транспорта (комбинацией этих видов транспорта), грузобагажа железнодорожным транспортом за пределы либо за пределами Беларуси, из-за ее пределов, а также транзитом через территорию нашей страны, включая частичное оказание этих услуг на ее территории.

К экспортируемым транспортным услугам не относятся: услуги, не предусмотренные договором транспортной экспедиции и не подлежащие (подлежащие) возмещению экспедитору клиентом, а также услуги, предусмотренные договором транспортной экспедиции и не подлежащие возмещению экспедитору клиентом. Эти положения распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором транспортной экспедиции обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

Экспортируемые транспортные услуги облагаются НДС по ставке в размере ноль (0) процентов при оформлении их международными транспортными или товарно-транспортными документами либо иными международными документами. В отношении автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении международными транспортными документами признаются:

– разрешение на выполнение международных автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении, выдаваемое Минтрансом;

– утвержденное Минтрансом расписание движения транспортных средств по маршруту международных автоперевозок пассажиров в регулярном сообщении.

В вопросе обоснованности применения нулевой ставки НДС следует обратить внимание на письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 08.01.2019 года № 2-1-10/07265 «О копиях CMR-накладных при реализации экспортируемых транспортных услуг». Не пересказывая письма (оно находится в открытом доступе, например, на официальном сайте МНС), отметим вот что. В письме разъясняются особенности применения ставки НДС в размере ноль (0) процентов международными перевозчиками и экспедиторами в условиях, когда у первых после оказания услуги может остаться копия CMR-накладной с оригинальной печатью грузополучателя, но без отметки таможенных органов (оригинал экземпляра CMR-накладной с отметками таможенных органов передается перевозчиком нерезидентам – заказчикам перевозки по их требованию), а в отношении вторых нормы международного законодательства вовсе не предусматривают обязательств по изданию оригинала либо изготовлению копии документа, сопровождающего груз, предназначенного(ой) для передачи экспедитору.

Идем дальше. Определение момента фактической реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав для целей уплаты НДС происходит теперь в соответствии со статьей 121 Налогового кодекса: он определяется как приходящийся на отчетный период день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав независимо от даты проведения расчетов по ним, если иное не установлено настоящей главой. Вместе с тем, учитывая специфику деятельности международных перевозчиков и практику перевозки сборных грузов, Налоговым кодексом с текущего года определены даты оказания услуг при перевозке груза автотранспортом. Отметим здесь, что дата оказания услуг будет единообразно определяться всеми перевозчиками в зависимости от даты получения груза грузополучателем или иным уполномоченным на получение груза лицом.

Согласно пункту 16 статьи 121 Налогового кодекса днем оказания услуг при перевозке груза (грузов) автотранспортом по одной заявке заказчика, по одному договору, заказу-поручению или другому аналогичному документу (по одному поручению экспедитору – в случае, если перевозчик также выполняет функции экспедитора) с доставкой груза (грузов) в:

– одно место разгрузки – признается дата получения груза (грузов) грузополучателем или иным уполномоченным на получение груза (грузов) лицом;

– несколько мест разгрузки – признается дата получения груза (грузов) грузополучателем или иным уполномоченным на получение груза (грузов) лицом в последнем (конечном) пункте разгрузки.

Несколько слов скажем об оформлении электронных счетов-фактур (ЭСЧФ). Пунктом 19 статьи 131 Налогового кодекса определено, что при реализации услуг транспортной экспедиции выставление ЭСЧФ клиенту осуществляется экспедитором исходя из размера вознаграждения, определяемого в соответствии с пунктом 30 статьи 120 Налогового кодекса.

Выставление клиенту ЭСЧФ в отношении расходов по привлечению перевозчиков, иных организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги, указанные в договоре транспортной экспедиции, но не включенные в размер вознаграждения экспедитора, осуществляется экспедитором в соответствии с положениями пункта 17 статьи 131 Налогового кодекса отдельно от ЭСЧФ, выставляемого экспедитором клиенту в отношении своего вознаграждения.

***

…И это далеко не всё. Определенные изменения в будущем предполагаются в порядке исчисления и уплаты имущественных налогов, подоходного налога с физических лиц, применения особых режимов налогообложения и т.д. А работа над совершенствованием налогообложения будет продолжена. В Минфине для этих целей уже формируется специальная рабочая группа.

Вячеслав МИЛЬЯНЕНКО, журнал «Транспорт & Транзит»

 

« »

Читайте также