На интеллектуальных рельсах
03.01.2020
Цифровая трансформация экономики, промышленности, сферы транспортных услуг является частью четвертой промышленной революции, происходящей в развитых странах мира. В самом широком смысле под этим процессом подразумевается социально-экономическая трансформация, инициированная массовым внедрением и освоением цифровых технологий создания, обработки, обмена и передачи информации.
Важнейшая задача цифровизации на транспорте – внедрение безбумажного электронного документооборота, сопровождающего перевозку, в том числе трансграничную, трансконтинентальную, мультимодальную. Главная сложность в организации электронного юридически значимого документооборота заключается в том, что сегодня он становится многосторонним и, как правило, международным. На трансъевроазиатском пространстве от Дуйсбурга (Германия) до Шанхая (Китай) национальные законодательства имеют множество отличий и особенностей. Кроме того, помимо сторон перевозки (грузовладелец, экспедитор, непосредственный перевозчик) в процессе задействованы государственные органы – службы пограничного, таможенного, фитосанитарного и прочих видов контроля.
Тем не менее это не проблема. Это – вызов. Задача, точнее, задачи, требующие решения. И специалисты Белорусской железной дороги совместно с коллегами и партнерами активно работают в данной области. На внутреннем рынке обеспечена возможность полностью электронной перевозки, за исключением отдельных видов грузов. Перевозки по безбумажной технологии осуществляются с нашими партнерами в Российской Федерации и прибалтийских государствах. В организации эффективного цифрового взаимодействия активно работаем с таможенными органами республики.
В технологиях безбумажного электронного документооборота в дальнейшем предвидятся трансформации, когда вместо традиционных перевозочных и товаросопроводительных документов, пусть и переведенных в «цифру», перевозка будет сопровождаться лишь переносом информации в глобальных информационных системах. В том числе и основанных на развивающейся технологии блокчейн, применение которой, в частности, продвигается китайскими партнерами в рамках семисторонней рабочей группы по оптимизации контейнерных перевозок в сообщении Китай – Европа – Китай.
Перспективной темой международного формата сотрудничества является развитие национальных систем электронной логистики, представляющих собой площадки для цифрового взаимодействия участников перевозочного рынка. Подобные проекты реализуются как на Востоке, например, LOGINK в КНР, так и в Европе – SELIS и FENIX.
Совместно с Институтом прикладных программных систем – ведущим научно-практическим подразделением Министерства связи и информатизации республики – Белорусская железная дорога участвует в проработке вопросов создания цифровых площадок для обслуживания клиентов и взаимодействия перевозчиков. В перспективе именно национальные либо, как в случае Европейского союза, панъевропейские системы электронной логистики, управляемые доверенным оператором, смогут обеспечить возможность эффективного взаимодействия множества железнодорожных операторов и других участников рынка перевозок.
- В современном цифровом мире важнейшим направлением инноваций является создание ресурсов в сети Интернет, позволяющих клиентам воспользоваться услугами железной дороги, что называется, не выходя из офиса. Портал электронных услуг БЖД, пользователями которого являются уже более 1400 юридических лиц и возможности которого постоянно расширяются, а также функционал автоматизированной системы «Электронная перевозка» обеспечивают решение этой задачи.
При рассмотрении ключевых технологий цифровой трансформации чаще всего упоминаются интернет вещей, анализ больших данных, цифровая мобильность, облачные вычисления, искусственный интеллект и машинное обучение, машинное зрение. На первый взгляд, их названия не особо ассоциируются с железнодорожным транспортом. И тем не менее…
Не совсем привычное понятийное сочетание «интернет вещей» (англ. Internet of Things, IoT) означает довольно простую систему. Два десятилетия назад сети передачи данных объединяли стационарные компьютеры, которые работали под управлением человека. Сегодня технологии шагнули вперед, и подключить к сети (глобальной или корпоративной) можно практически любое техническое устройство: от электрочайника до электровоза. И не просто подключить, а снабдить всевозможными датчиками и сенсорами, обеспечивая возможность накапливать, передавать и принимать данные.
В сфере грузоперевозок технология нашла применение для контроля состояния и целостности грузов: как отдельных единиц товара, так и контейнеров прежде всего. Обобщенное ее название – «электронная пломба». Она позволяет в режиме реального времени отслеживать местонахождение транспортного средства с грузом. Это дает прозрачность и безопасность доставки товаров, решает проблему несанкционированного доступа, исключает так называемый ложный транзит, контрабанду и другие коррупционные риски.
Небольшое и относительно недорогое устройство помещается на запирающий механизм контейнера (вагона) и обеспечивает надежный контроль. В случае фиксации попытки несанкционированного вскрытия сигнал автоматически передается через мобильную либо спутниковую сеть связи в диспетчерский центр.
Кроме основного функционала электронная пломба, как правило, имеет встроенную память, способную хранить, например, электронную копию перевозочных и товаросопроводительных документов. Не является большой проблемой подключение к устройству дополнительных датчиков, в частности, температуры, ускорения или ударных перегрузок.
Очевидно, что широкое внедрение электронных устройств и организация бизнес-процессов, основанных на их применении, позволят предоставить грузовладельцам новый уровень сервиса перевозки. Особенно это важно для дорогостоящих грузов, которые все чаще доставляются по железной дороге на многие тысячи километров.
- В рамках ЕАЭС ведется работа по созданию межгосударственной инфраструктуры контроля груза в пути следования с помощью электронных устройств. На Белорусской железной дороге успешно проведено несколько пилотных проектов применения различных видов электронных пломб. В республике разработана программа их использования, определен национальный оператор. Соответствующие программные продукты увязаны с программными продуктами таможенной службы страны.
Еще одна технология цифровой трансформации – анализ объемов данных (Big Data). Большие, даже по современным меркам, массивы информации во многом следствие развития интернета вещей. Почти каждое событие, происходящее в реальном мире, может оставить свой «цифровой след». Проблема хранения решается построением центров обработки данных: как корпоративных, так и «облачных», предоставляющих пространство хранения как услугу. Однако гораздо более важная задача – эффективный анализ массивов данных (Data mining) и построение на его основе бизнес-процессов и управленческих решений.
Специалисты БЖД давно используют технологии анализа больших данных (Business intelligence, OLAP) при организации перевозочного процесса. Сегодня появились еще две сферы, непосредственно связанные с грузовой работой, где эти технологии начинают внедряться.
Современный экспедиторский бизнес невозможно представить без CRM-системы (Customer Relationship Management, система управления взаимоотношениями с клиентами). В хранилище данных собирается информация обо всех контрагентах, договорах, конкретных перевозках, внутренних процессах экспедитора. Ее анализ при помощи специализированного программного обеспечения позволяет определять стратегии взаимодействия с грузовладельцами и перевозчиками, повышать уровень сервиса и оптимизировать внутренние издержки. Важнейшей задачей следующего года как раз и является внедрение CRM-системы на государственном предприятии «БЕЛИНТЕРТРАНС – транспортно-логистический центр», являющемся официальным экспедитором Белорусской железной дороги.
Стоит на повестке дня и внедрение современной системы управления контейнерными терминалами. Закончив строительную модернизацию терминалов «Колядичи» и «Брест-Северный», мы приступаем к внедрению на них программного обеспечения класса TOS (Terminal Operation System, система управления функционированием терминала), аналогичного применяемому в крупных сухих и морских портах. На терминале в Бресте только за счет расширения мощностей перерабатывающая способность увеличена в полтора раза, объем хранения – более чем в два. После внедрения интеллектуальной системы управления терминалами их возможности еще возрастут. И здесь также не обойдется без Big Data, ведь для оптимизации технологических процессов по погрузке, выгрузке, сортировке и хранению контейнеров необходимо постоянно держать в уме каждый контейнер, знать его состояние, местоположение и планируемые грузовые операции.
Цифровая трансформация терминального бизнеса предполагает также «мобилизацию» рабочих мест. Весь персонал на площадке будет обеспечен мобильными устройствами (планшетами), подключенными к системе. Такой подход становится нормой при современной организации технологического процесса.
Сегодняшний цифровой ландшафт трудно представить без бурно развивающихся технологий искусственного интеллекта и машинного обучения нейронных сетей. Как правило, не обходится и без систем машинного зрения, поставляющих искусственному интеллекту данные для обработки. В настоящее время заканчивается подготовка технического задания для выбора поставщика и внедрения программно-аппаратного решения на терминале «Брест-Северный», которое позволит распознавать регистрационные знаки пересекающих границу терминала автомобилей, номера контейнеров и подвижного состава узкой и широкой колеи. И, кроме того, определять количество контейнеров на платформе (от одного до четырех), а также правильно считать сами платформы (различной длины, с разным количеством осей). Задача непростая, но посильная для искусственного интеллекта. Особенно если его обучить.
- Белорусская железная дорога – сложный, многосторонний и многоуровневый производственный механизм. Каждую минуту эксплуатационные предприятия осуществляют множество производственных процессов, при этом задействуется огромное количество материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Цифровая трансформация открывает широкие возможности для их оптимизации и экономии финансовых средств. Снижение себестоимости перевозки при повышении качества предоставляемых услуг – важнейшая задача и единственно правильная стратегия, чтобы выстоять на высококонкурентном рынке транспортных услуг.
Геннадий ГЛЕВИЦКИЙ, заместитель главного инженера ГО «Белорусская железная дорога»
Журнал «Транспорт & Транзит»