
Национальный гарант в новых условиях
15.10.2021

Указом от 20.08.2021 № 318 в Беларуси скорректированы условия признания поручителей перед таможенными органами национальными гарантами обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, налогов.
- Институт национального гаранта создан в Беларуси на основании Указа от 17.07.2015 № 325 для совершенствования таможенного транзита, в том числе с целью доставки иностранных товаров от границы ЕАЭС в республике до таможенных органов государств – членов интеграционного объединения. Корректировка новым документом расширяет рамки возможностей признания в качестве национального гаранта.
Прежде чем рассматривать новые условия признания национальным гарантом, разберемся в понятии поручительства. В соответствии со статьей 63 Таможенного кодекса ЕАЭС, это – один из способов обеспечения уплаты таможенных, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, налогов (далее – таможенные платежи), а также исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора или осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела юридического лица. Поручитель в рамках договора с таможенным органом гарантирует возмещение платежей при неисполнении или ненадлежащем исполнении непосредственным плательщиком.
Поручителем могут выступать:
- включенные в соответствующий реестр банки и небанковские кредитно-финансовые организации, признанные гарантами уплаты таможенных платежей, перечень которых размещен на официальном сайте ГТК Республики Беларусь;
- иные юридические лица и индивидуальные предприниматели на условиях и в порядке, установленных Постановлением Совета Министров от 14.10.2011 № 1374 «О задержанных товарах и обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин».
Условия признания в качестве поручителя:
- осуществление деятельности не менее трех лет со дня государственной регистрации (с учетом реорганизации при условии правопреемственности);
- представление в таможенный орган, с которым планируется заключение договора, гарантии выполнения своих обязательств как поручителя в форме: банковской гарантии либо поручительства банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, включенных в соответствующий реестр ГТК Республики Беларусь; денежных средств, внесенных на текущий (расчетный) счет, открываемый Министерству финансов в белорусских рублях в Национальном банке для зачисления платежей в бюджет, контроль за которыми осуществляется таможенными органами;
- отсутствие не исполненной в установленные сроки обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов на день подачи заявления о признании поручителем.
Заинтересованное лицо подает в таможенный орган, с которым планируется заключение договора, заявление с приложением документов, подтверждающих выполнение условий признания лица в качестве поручителя. Срок вынесения решения не должен превышать 30 дней.
Следующий этап после принятия положительного заключения – признание поручителя в качестве национального гаранта. Новые критерии, которым он одновременно должен соответствовать, существенно отличаются от ранее установленных (см. таблицу), но порядок признания остался прежним.
Отметим, что в последние годы поручительство активно используется субъектами хозяйствования при совершении внешнеэкономической деятельности. Наряду с классическими случаями помещения иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита оно часто применяется импортерами с целью приобретения акцизных марок Республики Беларусь для маркировки ввозимых подакцизных товаров, а также для включения в реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела.
Особое значение поручительству придаст вступление в силу подготовленного на площадке Евразийской экономической комиссии Соглашения об особенностях применения обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при перевозке (транспортировке) товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Проект одобрен Распоряжением Совета ЕЭК от 10.07.2020 № 16 и готовится к подписанию государствами – членами интеграционного объединения.
Документом предусматриваются упрощения для поручителей, признанных национальными гарантами, при помещении иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита. Их суть сводится к тому, что поручитель сможет оказывать услуги по предоставлению обеспечения на сумму, превышающую гарантийную, вплоть до 100 процентов.
Таким образом, Указ № 318 направлен на усовершенствование национальной системы гарантий, используемой при помещении иностранных товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, а также на повышение транзитной привлекательности Республики Беларусь.
Критерии, которым одновременно должен соответствовать поручитель
Людмила ДРОЗД, специалист таможенного дела
Журнал «Транспорт & Транзит»