Не наступить на грабли
20.07.2020
Есть два основных вида ответственности за груз. В их сути стоит разобраться до того, как сделать это заставит крайняя необходимость. Поможет нам директор по экспедированию компании Clever Logistic Poland Евгений ДУБРОВИН.
Основной вид страхования, в рамках которого защищена подавляющая часть грузов, перевозимых по Европе и странам СНГ, – страхование гражданской ответственности перевозчика. Например, если водитель вылетел в кювет от усталости и разбил фуру с доставляемым товаром или злоумышленники порезали тент на неохраняемой стоянке. То есть каждый раз, когда перевозчик теоретически мог и должен был, но не до конца позаботился о том, что точно находится в зоне его ответственности.
Очень важный момент – полис гражданской ответственности перевозчика действует только в случае его явной вины. Казалось бы, все просто: при утере или повреждении груза владелец предъявляет претензию, перевозчик обращается в свою страховую компанию, которая выплачивает ему возмещение для покрытия ущерба грузовладельца или непосредственно владельцу товара.
И тут есть нюанс. Если стоимость груза не указана в CMR-накладной, а чаще всего именно так и бывает, то первое, на что обратит внимание страховая компания перевозчика, – это пункт 3 статьи 23 Конвенции КДПГ/CMR: «Размер возмещения не может превышать 8,33 расчетной единицы (SDR) за 1 кг недостающего веса брутто». На практике это означает, что, будь полис хоть на 100 млн евро, страховая не выплатит перевозчику или грузовладельцу больше 10 евро за 1 кг груза.
Пример. Груз стоимостью 1 млн евро общим весом 20 тысяч килограммов. Несложно подсчитать предел ответственности в случае его утери: 20 тыс. кг × 10 евро = 200 тыс. евро. Двести тысяч вместо одного миллиона на инвойсе. Таким образом, возврат 20% стоимости утраченного груза – это совершенно законно, перевозчик чист и исполнил свои обязательства перед грузовладельцем. А у последнего – минус 800 тысяч евро, не считая упущенной выгоды, неустойки и прочих материальных и нематериальных убытков.
Есть и хорошая новость. Двести тысяч евро – это больше, чем ноль. Представим, что фура с вашим грузом попадает в ДТП и виновником признан другой участник дорожного движения. Допустим, дедушка, который раз в год на старенькой машине ездит на дачу и с пенсии не в состоянии оформить страховку. Автосцепка восстановлению не подлежит, груз – в утилизацию, с виновника взять нечего. Вот теперь ноль и безвозвратно утерянный миллион евро.
Четыре практических совета, если вы как грузовладелец надеетесь на полное возмещение стоимости утраченного в случае вины перевозчика в рамках страхования его гражданской ответственности.
- Когда груз относительно недорогой и стоит меньше чем около 10 евро за 1 кг, то в принципе достаточно, чтобы лимит согласно полису гражданской ответственности перевозчика хотя бы равнялся общей стоимости груза (плюс возможные расходы на доставку и таможенную очистку).
- Если стоимость груза превышает 10 евро за 1 кг, то ее следует внести в CMR. Тогда согласно статье 24 Конвенции КДПГ/CMR перевозчик несет ответственность за всю стоимость, но в то же время будет вправе требовать дополнительную оплату. Это и логично: выше ответственность – выше риск – выше вознаграждение.
- Внимательно читайте страховой полис перевозчика, примерно половина содержит формулировку: «Лимит ответственности – 200 тысяч евро по одному страховому случаю. Агрегатный лимит ответственности (по всем страховым случаям) – 300 тысяч евро». Или: «Лимит ответственности – 300 тысяч евро по одному и всем страховым случаям».
Предположим, срок действия годового полиса с подобной формулировкой подходит к концу. Кто, кроме самой страховой компании, может точно сказать, на какую сумму она уже выплатила перевозчику возмещение в рамках данного документа в уходящем году и не исчерпан ли лимит? Лучше всего, если в полисе нет агрегатного лимита ответственности (примерная формулировка: «Лимит ответственности – 500 тысяч евро по каждому случаю»). То есть страховая компания платит за каждый страховой случай отдельно хоть каждый день.
- Большинство годовых полисов оплачивается ежеквартально или ежемесячно. Если перевозчик забыл или по какой-то другой причине своевременно не внес очередной страховой взнос, полис утрачивает силу и не обеспечивает исполнения обязательств.
Именно поэтому стоит проверить, оплатил ли перевозчик свой страховой полис гражданской ответственности и, следовательно, действителен ли он. При необходимости сделайте запрос в страховую компанию. В противном случае есть риск долгой и безуспешной судебной тяжбы с перевозчиком, у которого за душой формально ничего нет: все машины в лизинге или аренде, имущество записано на родственников и так далее…
Вариантом страхования, которое надежно защищает интересы владельца в случае дорогостоящего груза и/или наличия сомнений относительно полиса гражданской ответственности перевозчика, является страхование карго. Да, это дополнительные расходы. Но при средних ставках за полис карго 0,12% страховой суммы, стоимость страхования груза в 1 млн евро составит 1200 евро. Не так уж и много, чтобы надежно застраховать груз и спокойно спать.
В общих чертах это такой вид страхования, возмещение по которому будет произведено независимо от того, кто или что явилось причиной повреждения или утраты: перевозчик, другой участник дорожного движения или стихийное бедствие. Страховая компания выплачивает возмещение выгодоприобретателю и затем уже самостоятельно предпринимает действия по взысканию со страховой компании виновника повреждения/утраты груза или с него самого. Дальнейшие разбирательства участников перевозки и их страховых компаний грузовладельца с этого момента больше не интересуют.
В случае оформления полиса карго при посредничестве перевозчика хочу порекомендовать грузовладельцам проверять не только правильность внесения стоимости, названия груза, маршрута доставки и других важных данных, но и то, насколько тщательно он выбирает и проверяет своих подрядчиков. Представьте, что в результате его безответственного выбора одним из звеньев логистической цепочки окажется недобросовестный подрядчик, по чьей вине и произойдет повреждение или утеря вашего груза. Если в дополнение к этому выгодоприобретателем согласно полису будет ваш перевозчик, то страховая компания на основании договора может обвинить его в халатности и отказать в выплате страхового возмещения, которое предназначалось вам как грузовладельцу. При этом она сочтет, что перевозчик нарочно сделал все, чтобы лишиться груза. А если страховая компания откажет ему в выплате, то сможет и захочет ли он расплатиться с вами?
При страховании карго важно иметь хотя бы отдаленное представление о том, что такое Institute Cargo Clauses (ICC) A, B и C. Самый полный список возможных рисков содержат условия A. Соответственно самый неполный, а значит, и меньшая защита вашего груза – это более дешевые с точки зрения стоимости полиса условия С.
Франшиза в контексте страхования – не магазин брендовой одежды в торговом центре, открытый частным предпринимателем «по лицензии», а заранее оговоренная сумма, которую страховая компания не выплатит независимо от того, полис это гражданской ответственности или карго.
Есть два вида франшизы – условная и безусловная. Условная – своего рода барьер входа, ниже которого вашим случаем страховой компании попросту «неинтересно» заниматься. Безусловная – это оплата рабочего времени страховой компании, которое будет потрачено на урегулирование вашего страхового случая.
Если ущерб не превысил размера условной франшизы, то страховая компания тактично откажет в принятии дела и не выплатит ничего. В случае если убыток больше размера условной франшизы, страховая компания возместит его полностью. Например, если при страховой сумме 100 тысяч евро условная франшиза – 300 евро, то в случае причинения ущерба на 200 евро такой убыток возмещению не подлежит, однако, если он будет 300 евро и более, компания выплатит страховку полностью.
Безусловная франшиза – это часть ущерба, не подлежащая возмещению страховой компанией. Например, если при страховой сумме 100 тысяч евро безусловная франшиза – 300 евро, то в случае причинения ущерба на 200 евро такой убыток не подлежит возмещению, но, если он составит 400 евро, страховая компания выплатит страховку в размере 100 евро (400 — 300 = 100).
Бывает, что размер безусловной франшизы определяется как пропорциональная доля ущерба. А значит, установленный размер безусловной франшизы в любом случае вычитается из суммы страхового возмещения. Допустим, при страховой сумме 100 тысяч евро безусловная франшиза составляет 15% ущерба, а размер ущерба – 2000 евро. В этом случае страховая компания выплатит 1700 евро (2000 × (100% — 15%) = 1700).
Однажды на встрече с крупным корпоративным клиентом, продукцией которого ежедневно пользуются без преувеличения миллиарды людей почти в 200 странах мира, выяснилась очень интересная деталь. Один из руководителей департамента логистики не до конца понимал принципов ответственности автомобильного перевозчика за вверенный ему груз. В его представлении прочно укоренился примерно следующий стереотип: если перевозчик говорит, что у него лимит ответственности – 2 млн евро, значит, в случае утери груза компании его полная стоимость будет возмещена при условии, что она не превышает 2 млн.
На мой взгляд, этот пример прекрасно иллюстрирует тот непозволительный пробел в знаниях, который ежедневно грозит обернуться убытками в десятки тысяч евро. В исключительных случаях цена ошибки намного выше. Потому что слова специалиста по продажам «У нас полис на два миллиона евро» хоть и приятны на слух, но к ним нужно добавить много «но» и «если».
Журнал «Транспорт & Транзит»