bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Новые правила весогабаритного контроля в России

26.01.2021

Новые правила весогабаритного контроля в России

В текущем году 1 января в РФ вступил в силу новый порядок весогабаритного контроля, а 17 января – изменения в федеральный закон об автомобильных дорогах. Ожидается принятие в 2021-м новых штрафов, а также правил проезда через пункты весогабаритного контроля.

Для владельцев и водителей грузовых автомобилей весовой контроль – тема наболевшая. Страдают от него даже добросовестные перевозчики, которые соблюдают действующие нормы, потому что оборудование для весового контроля нередко работает со сбоями. Из-за этого владельцы транспорта получают большие штрафы, которые очень непросто обжаловать.

Согласно новому приказу Минтранса РФ № 348, изменены порядок весогабаритного контроля, правила проезда через автоматические пункты весогабаритного контроля (АПВГК). По определению это должно сделать систему более объективной и избавить перевозчиков от получения несправедливого штрафа.

Основные новации:

  • для каждого нового автоматического пункта весогабаритного контроля, появившегося на российских дорогах начиная с 1 января 2021 года, будет вводиться обязательный тестовый период сроком на три месяца, в течение которого перевозчиков уведомят о зафиксированных нарушениях, но штрафовать за них не будут;
  • на каждом АПВГК появятся информационные табло с отображением выявленного перегруза. Таким образом водитель сразу же получит уведомление о нарушении и должен предпринять необходимые меры для его устранения;
  • перед автоматическими весами появятся дорожные знаки с предупреждением о необходимости сбросить скорость для точного измерения весовых параметров. Они устанавливаются на расстоянии не менее 50 метров до контрольных рамок;
  • владельцы дорог должны проверять АПВГК на соответствие требованиям закона не реже одного раза в три месяца.

Еще одна неоднозначно воспринятая перевозчиками новация заключается в том, что минимальное расстояние между АПВГК и объектами, которые могут сказаться на скорости транспортного средства (нерегулируемые перекрестки, расширения и сужения дорог, объекты придорожного сервиса, разгонные полосы и прочее) сократилось с 250 до 100 метров. Изначально это расстояние было заложено для того, чтобы большегрузы, проезжая через весы, двигались равномерно, без сильного ускорения или торможения.

Теперь об изменениях в федеральном законе, регламентирующем работу пунктов весогабаритного контроля. Ранее предусматривалось всего два их вида: стационарные и передвижные. К ним добавились автоматические. По мнению законодателей, вынесение в отдельную категорию облегчит нормативное правовое регулирование работы АПВГК.

Поправки также регламентируют процедуру взвешивания и устранения перегруза. Введены следующие правила:

  • если АПВГК зафиксирует нарушение, водитель должен быть немедленно об этом уведомлен с помощью оборудования, обеспечивающего визуальное информирование (информационного табло);
  • если водитель увидел номер своего транспортного средства на табло, он обязан остановиться и устранить нарушение, обезопасив себя таким образом от штрафов на других пунктах весогабаритного контроля;
  • остановиться необходимо за пределами проезжей части, не нарушая при этом правила дорожного движения. Подходящее место водитель определяет самостоятельно;
  • водитель обязан принять меры по устранению перегруза. (Когда, например, незначительно превышена нагрузка на ось, это возможно выполнить за счет перемещения груза в полуприцепе или сдвинув колесную пару (если есть такая возможность). Но как быть в случае серьезного перегруза?)

Осенью текущего года ожидается принятие новой редакции КоАП с изменением порядка вынесения штрафов за весогабаритные нарушения. В проекте предусмотрено, что автоматические системы больше не смогут выносить штрафы за минимальные нарушения: перегруз на 5-10%; превышение габаритов на 5-15 см. Предполагается, что это страхует перевозчиков от несправедливых штрафов, чаще всего выписывающихся из-за незначительного перегруза, зафиксированного в результате неправильной калибровки оборудования или нарушений, допущенных при его установке. По мнению экспертов, нововведение позволит перевозчикам избежать 95% штрафов, приходящих из-за сбоев техники.

Сами штрафы при этом останутся высокими:

  • 100 тыс. рублей за превышение по общей массе/осевой нагрузке на 2-10%, по габаритам на 5-15 см;
  • 250 тыс. рублей за превышение по массе на 10-20%, по габаритам на 15-20 см;
  • 350 тыс. рублей за превышение по массе на 20-50%, по габаритам на 20-50 см;
  • 400 тыс. рублей за превышение по массе более чем на 50% и по габаритам более чем на 50 см.

Штрафы будут взиматься не с водителей или должностных лиц, а с собственников транспортных средств. Исчезнут и привычные «вилки» наказаний, их суммы станут фиксированными. Выносить штрафы за перегруз и нарушение габаритных параметров будет Ространснадзор.

  • Еще один законопроект, разработанный Минтрансом РФ, регламентирует правила дорожного движения для водителей грузовиков, проезжающих по территории, на которой расположен АПВГК. В соответствии с его положениями, в зоне «умных весов» для большегрузных транспортных средств будет запрещена остановка и разворот, а также использование фар-прожекторов и фар-искателей. Перед рамками контроля установят соответствующие дорожные знаки, предупреждающие водителей. Кроме того, законопроектом запрещается применять какие-либо приборы или материалы, препятствующие фотофиксации номерных знаков.

Системы автоматического весового контроля действуют во многих регионах России. В будущем их станет гораздо больше. Пресс-служба Минтранса сообщила, что к 2024 году только на региональных дорогах развернут без малого 400 АПВГК. По данным ведомства, для эффективного контроля за весом большегрузов пункты необходимо устанавливать через каждые 100-150 километров трассы.

Местные власти не отстают и планируют к 2024 году установить 366 АПВГК на региональных автодорогах.

И хотя конкретные цифры назвать сложно, ясно одно: в 2021 году в России появятся десятки новых автоматических пунктов весогабаритного контроля.

По утверждению властей именно большегрузные автомобили наносят наибольший вред дорожному полотну. Перевозчики не согласны, отмечая, что колея, как правило, образуется в левой полосе дороги, по которой грузовики обычно не ездят. Также указывается на отсутствие исследований, результаты которых подтверждают, что грузовики действительно являются главными разрушителями асфальтовых дорог. Кроме того, обращается внимание, мол, строить нужно нормально, тогда и ремонтировать придется реже.

  • Наказания за перегруз – практика международная. Грузовики взвешивают практически во всех странах мира, а нарушителям выписывают штрафы.
  • По мнению перевозчиков, власти субъектов федерации нередко рассматривают АПВГК не как средство для сохранения дорог, а как инструмент для пополнения региональных бюджетов. Если это действительно так, то инструмент можно назвать эффективным, ведь штрафы за перегруз весьма велики.
« »

Читайте также