bannerHeader1
bannerHeader1
bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Новые условия. Новые рынки

27.04.2023

Новые условия. Новые рынки

Прошел год с того момента, как в отношении отечественных международных автоперевозчиков начали действовать санкции: пакет Евросоюза, предусматривавший запрет на доставки грузов белорусскими автомобилями по территории ЕС, в том числе транзитом, введен в действие с 16 апреля. Да, начало санкционного периода – совсем не то событие, которое хотелось бы отмечать, но и игнорировать его не получится. Буквально в один день произошла смена эпох: завершился прежний и начался совершенно новый период работы нашего транспорта. Каким он был – у каждого перевозчика собственный ответ. У всех появился свой опыт, свои потери и приобретения, наработки и решения. Но есть и то, что объединяет. Это – возможности, которые ситуация, какой бы непростой она ни была, в себе несет, и те цели, к которым нужно стремиться всем вместе. О том, какие шаги необходимо сделать для реализации новых логистических решений и какие проблемы важно преодолеть на этом пути, рассказывает председатель Ассоциации «БАМАП» Николай Боровой.

– Николай Иванович, прошлый год уже назвали временем беспрецедентных вызовов для белорусского международного транспорта и вообще для отечественной экономики. С какими трудностями столкнулись автотранспортные предприятия и как ассоциация отреагировала на эти вызовы?

– Международный автомобильный транспорт нашей страны представлен главным образом организациями малого бизнеса. Статистика показывает, что в среднем на одном транспортном предприятии, занятом в этой сфере, работает около 11 человек, а в его парке – примерно шесть единиц автотранспортных средств. Больше половины организаций, которые объединены Ассоциацией «БАМАП», зарегистрировано и функционирует в небольших районных городах и поселениях.

Таким образом, прямому воздействию санкций Евросоюза подверглись преимущественно малые предприятия, небольшие белорусские автоперевозчики. Уже сам по себе этот факт определил в апреле прошлого года те задачи, которые ассоциации нужно было решать максимально оперативно. Среди них – выработка вместе с органами управления мер поддержки, способных ослабить воздействие санкций, и поиск решений, которые бы дали возможность продолжить перевозчикам работу, а также сохранить трудовые коллективы в период трансформации глобальной логистики.

– Какого рода поддержку государство смогло оказать в тот момент, и какая помощь перевозчикам оказывается в настоящее время?

– Запрос со стороны перевозчиков на государственную поддержку в условиях санкций нашел отражение в Указе Президента Республики Беларусь № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики», принятом 14 марта прошлого года, а также Комплексном плане по поддержке экономики, утвержденном премьер-министром Республики Беларусь 7 апреля 2022-го.

Благодаря принятию 22 апреля прошлого года Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 247 «О перемещении транспортных средств» белорусские компании с применением схемы перецепки/перегрузки ТС продолжили работу по перевозке грузов, следующих из Евросоюза на Восток, в Азию и обратно.

В сложный организационный период Минтрансом и Государственным таможенным комитетом оперативно принимались меры по совершенствованию деятельности специально установленных мест, сокращению времени простоя автомобилей при выполнении грузовых операций, снижению стоимости услуг.

Особое значение имело решение об отмене категорийности российских разовых разрешений «в/из третьих стран» для белорусских перевозчиков. Это создало в прошлом году дополнительные возможности при доставке европейских грузов в Российскую Федерацию. А совсем недавно усилиями нашей стороны решен важнейший вопрос: с 1 марта 2025 года станет возможным для перевозчиков, зарегистрированных в странах – членах ЕАЭС, осуществление по территории России каботажных автомобильных перевозок грузов. Было бы логичным принятие такого же решение в рамках Союзного государства уже в 2023-м. В перспективе это позволит повысить эффективность работы белорусских автоперевозчиков.

…Еще раз повторю, благодаря этим и многим другим мерам поддержки потери удалось минимизировать, транспортные компании смогли продолжить работу и адаптироваться к изменившимся условиям рынка.

– Уже известны результаты, с которыми международные автомобильные перевозчики завершили работу в прошлом году…

– Да, в апреле 2022 года поступления от экспорта автотранспортных услуг снизились на 27% к апрелю 2021-го. Однако с учетом реализованных мер поддержки начался восстановительный рост показателей международного автомобильного транспорта, и уже в декабре его темпы составили 96,4%. По итогам деятельности в январе текущего года экспорт автотранспортных услуг превысил уровень января 2022-го.

– Какие изменения в работе белорусских международных автомобильных перевозчиков, произошедшие в 2022-м, вы считаете важнейшими? Какие из них стали трендами и получили продолжение в этом году?

– После введения санкций белорусские экспортеры начали поиск новых, емких и перспективных рынков сбыта. Если посмотреть статистику внешней торговли, можно увидеть, что отечественные производители в прошлом году расширяли свое присутствие в России, Китае, странах ЕАЭС, СНГ, Азии, Востока. Следуя за внешней торговлей, с запада на восток и юг развернулся и вектор перевозок. В результате по итогам работы за 2022 год доля перевозок в Россию и страны ЕАЭС повысилась до 55%, в страны Азии и Закавказья – до 6%. В 3,2 раза выросли перевозки в Азербайджан, почти в 2 – в Турцию, в 1,6 – в Таджикистан и Узбекистан, в 1,3 – в Монголию. Значительно, в 4,8 раза, за прошлый год увеличились перевозки в Иран, и есть все основания надеяться на дальнейший рост торгового и транспортного взаимодействия с этой страной и соседними с нею: 13 марта Беларусь и Иран договорились о либерализации автомобильных перевозок, то есть об отмене разрешений на перевозку грузов.

– Можно ли надеяться, что тенденция к увеличению поставок белорусских товаров на рынки этих государств продолжится и в дальнейшем?

– Потенциал для развития перевозок грузов и логистики в направлении стран Азии, Востока, Закавказья есть. Однако следует признать, что сроки доставки грузов и простои в ожидании пересечения границ чрезмерно велики из-за неготовности пограничной инфраструктуры к обработке резко выросших грузопотоков. Это касается не только способов доставки товаров по суше. На сегодняшний день ограничены возможности и паромных переправ для перевозки автопоездов в Черноморском бассейне из России в направлении Турции.

Другой аспект проблемы на южном и восточном направлениях связан с действующими в РФ ограничениями на перемещение отдельных категорий товаров через ее таможенную границу, в частности, лесоматериалов. Для Беларуси это одна из ключевых позиций экспорта. Решения российской стороны не позволяют пока широко использовать автомобили для доставки данной категории товаров. Правда, правительством РФ недавно было решено провести эксперимент по перевозке таких грузов с применением навигационных пломб, который реализуется в настоящее время. Его положительный итог может помочь проложить дорогу к азиатским покупателям белорусских лесоматериалов.

– Какую роль в трансформации логистики и транспортных потоков, о которой вы говорите, может сыграть Китай?

– С китайским направлением связаны важные ожидания, касающиеся увеличения товарооборота и развития автомобильных перевозок. В прошлом году белорусскими автомобилями было выполнено около тысячи перевозок грузов из Поднебесной. При этом импорт автотранспортных услуг в нашу страну в 2022-м вырос в 5 раз. Руководством ассоциации проведены встречи с китайскими транспортно-логистическими компаниями по вопросам организации перевозок грузов между нашими странами, налажено сотрудничество с Посольством КНР в Республике Беларусь по оформлению виз для водителей большегрузных автомобилей. Организации международного автомобильного транспорта включились в работу по вывозу (подвозу) с железнодорожных станций контейнеров, прибывающих или отправляющихся в Китай. В этих целях перевозчики инвестируют в приобретение контейнеровозов. Общее количество такого подвижного состава сегодня уже превышает 300 единиц.

– Что необходимо сделать в 2023 году для укрепления позиции белорусских международных автоперевозчиков?

– Правительством Республики Беларусь перед ними поставлена цель прирастить экспорт услуг на 5,5%. Ассоциацией совместно с перевозчиками уже проведен анализ ситуации и определены первоочередные задачи, решение которых поможет нам в достижении обозначенных правительством важных экономических ориентиров. Впрочем, реализация этих предложений имеет важное значение и в целом для дальнейшего развития белорусских перевозчиков.

Так, наши автотранспортные компании ожидают решения вопроса об отмене разрешений при осуществлении перевозок грузов «в/из третьих стран» в Российскую Федерацию. Требуются либерализация выполнения перевозок в Узбекистан, Армению, Кыргызстан, увеличение квот разрешений для поездок в страны Азии, Закавказья и Китай.

Необходимо взаимодействовать с государствами ЕАЭС и иными заинтересованными по вопросам развития транспортного коридора «Север – Юг»: его дорожная и трансграничная инфраструктуры требуют совершенствования. К слову, об этом же говорил премьер-министр Беларуси Роман Головченко во время Евразийского межправительственного совета в Алматы в феврале этого года.

В сегодняшней ситуации необходимо наращивать отечественный контейнерный парк и увеличивать объемы перевозок в контейнерах, особенно в страны дальней дуги, с использованием различных видов транспорта и системно развивать мультимодальные перевозки.

На региональном собрании в Витебске в феврале текущего года мы рассмотрели опыт работы небольшого перевозчика – компании «Белатекавто», которая имеет 15 контейнеровозов и пробует себя как мультимодальный экспедитор по доставке внешнеторговых грузов в контейнерах в Турцию и Индию через порт «Новороссийск». Подобный опыт, связанный с использованием мультимодального транспорта, требует обобщения и его практического применения.

Требуются цифровизация транспортно-сопроводительных документов и реализация возможности признания электронных цифровых подписей в странах ЕАЭС. В связи с имеющейся тенденцией к упрощению логистических операций и повышению их эффективности автоматизация, цифровая трансформация и анализ данных являются сегодня ключевыми приоритетами для развития. Очевидно, что все, кто сможет эффективно управлять данными, получат конкурентные преимущества в нашей отрасли.

Крайне важны меры, которые бы способствовали обновлению парка транспортных средств белорусских перевозчиков. Статистика 2022-го подтверждает остроту этого вопроса: за весь прошлый год ими было приобретено лишь 190 новых тягачей и 430 полуприцепов. Показатель по тягачам в 8 раз меньше того, что был достигнут годом ранее. Предложения в части создания условий для своевременного обновления парка готовятся Ассоциацией «БАМАП», и мы будем просить Минтранс и правительство об их поддержке.

Большого внимания требует и вопрос обеспечения автотранспортной отрасли водителями. Дефицит кадров в Европе огромный (до 14% всех вакансий в компаниях не заполнены), что повышает риски оттока белорусских водителей в соседние страны. Простои в очередях при пересечении границ, отсутствие стоянок и надлежащих социально-бытовых условий при перевозках грузов в южном направлении также создают предпосылки для их ухода. Здесь видится необходимым улучшать условия труда и отдыха водителей международного автомобильного транспорта, совершенствовать подходы к оплате их работы и меры социальной поддержки.

«Транспортный вестник»

« »

Читайте также