Новые высоты «крылатой» отрасли
08.02.2019
Итоги, с которыми завершила работу в 2018 году белорусская гражданская авиация, свидетельствуют о положительных тенденциях ее социально-экономического развития. Обеспечены ключевые показатели эффективности работы: экспорт услуг составил почти 436 млн долларов, экспорт товаров – около 27 млн долларов, чистая прибыль – 167 млн рублей.
Темпы развития гражданской авиации в Беларуси в настоящее время в два раза превышают международные показатели. В отрасли реализованы такие крупные инвестиционные проекты, как обновление парка воздушных судов национального авиаперевозчика ОАО «Авиакомпания «Белавиа», строительство второй ВПП, нового авиаремонтного завода и центра управления полетами. Кроме того, в настоящее время реализуется инвестиционный проект по созданию центра бизнес-авиации, а на рынок авиаперевозок уже вышел первый белорусский оператор.
Важно отметить, что в 2018-м были улучшены финансовые показатели работы авиационных организаций. Полученная ими чистая прибыль на 28,2% превысила показатель предыдущего года. Также на предприятиях был обеспечен рост социальной стабильности работников. По итогам работы за декабрь среднемесячная заработная плата составила 2381 рубль, за 12 месяцев – 1735 рублей.
В прошлом году белорусскими авиакомпаниями перевезено 3,4 млн пассажиров. Общий налет воздушных судов коммерческой авиации составил 91 287 часов и вырос к 2017-му на 31,3%. Обеспечено выполнение ключевого показателя транспортной работы по пассажирообороту.
Обновление и увеличение парка пассажирских воздушных судов позволило освоить новые рынки международных перевозок, значительно увеличить частоту выполнения полетов в Европу и страны СНГ, расширить чартерные программы, а также дало ощутимые результаты по снижению эксплуатационных затрат на авиаперевозки и значительной экономии топлива.
В настоящее время сформирована разветвленная сеть международных маршрутов, которая позволяет обеспечивать выполнение регулярных рейсов из Минска и областных городов в 52 аэропорта, расположенных в 27 странах мира. Развитие географии полетов ведется по экономически обоснованным направлениям. На протяжении последних пяти лет национальный перевозчик демонстрирует уверенный тренд на снижение стоимости билетов, что достигается за счет реализации комплекса мер по снижению издержек и экономии на масштабе.
***
Стратегическая для отрасли цель – обеспечение ежегодного 15-процентного роста пассажиропотока, а также реализация в полной мере транзитного потенциала страны.
Отрицательное влияние на авиаперевозчиков оказывает «топливный фактор». Не вполне удачным 2018-й оказался для грузовых воздушных перевозок. Выполнение ключевого показателя по грузообороту составило 74,6 млн т-км (или 90,2% при доведенном задании 106%). Темп роста объема перевозок грузов по сравнению с предыдущим годом уменьшился почти на 15%.
Развитие грузовых авиаперевозчиков способствует увеличению транзита грузов и созданию зон свободной торговли, в то время как без всего этого невозможно войти в лидеры по развитию транзитной и логистической привлекательности. Наращивание объемов перевозки грузов (особенно таких, как фармацевтика, животные и др.) воздушным транспортом одновременно стимулирует развитие инфраструктуры грузовых терминалов.
Основными драйверами роста рынка авиаперевозок грузов являются потребительские расходы населения и деловая активность предприятий и компаний. В частности, речь идет о развивающейся электронной коммерции и экспресс-
доставке товаров.
***
Всего за прошлый год в аэропортах республики было обслужено 4,7 млн пассажиров, что на 11,4% выше уровня 2017-го, обработано 20,6 тыс. тонн груза.
В настоящее время в Беларуси – семь международных аэродромов, 11 – сертифицированных. Объем финансовых средств, направленных на обновление инфраструктуры областных аэропортов для поддержания соответствия стандартам безопасности, в 2000–2018 годах составил около 100 млн долларов.
Значительное увеличение пассажиропотока в прошлом году отмечалось в аэропортах Могилева (в 3,2 раза), Гродно (+73,4%), Бреста (+72,5%) и Гомеля (+48,7%).
Минтрансом совместно с облисполкомами и причастными разработана и утверждена Концепция развития областных аэропортов, предусматривающая увеличение регулярных и чартерных рейсов отечественными и иностранными перевозчиками, развитие приаэродромных территорий и инфраструктуры (в частности, строительство парковок, отелей, объектов сервиса), а также создание программ въездного туризма с узловыми точками в ближайших аэропортах. Должны внедряться технологии обслуживания пассажиров, апробированные в Национальном аэропорту. Кроме того, во всех аэропортах республики должна идти постоянная работа по созданию и развитию доступной среды для инвалидов и людей с ограниченными возможностями.
К слову, в 2018 году была завершена реконструкция аэродромных покрытий ВПП аэропорта Брест, что позволило принимать новые типы самолетов: В-767-300, Ил-62, В-737-800. Выполнен капитальный ремонт взлетно-посадочной полосы на аэродроме «Орша». ВПП длиной 3000 метров и шириной 60 метров позволит использовать аэродром в качестве запасного для грузовых авиаперевозок. В аэропорту Витебск заканчиваются работы по строительству двух модулей для обслуживания пассажиров и гостевой автостоянки.
***
За 2018 год в воздушном пространстве Республики Беларусь было предоставлено аэронавигационное обслуживание 320 тысячам воздушных судов из 102 стран. Темп роста аэронавигационных услуг на маршруте составил 109,5%, объем транзитных полетов увеличился на 10,2%. Выдано 26 тысяч разрешений на выполнение полетов в воздушном пространстве республики, из них почти 3 тысячи разрешений – с посадкой на гражданские аэродромы.
В 2019 году планируется ввести в строй новый центр управления воздушным движением. Перспективной целью гражданской авиации, в том числе для реализации систем «умной навигации», является оборудование всех воздушных судов средствами опознавания. Департамент по авиации предлагает уже сейчас предусмотреть меры, чтобы в новом центре обеспечить возможность наблюдать движение беспилотников, частной авиации и вертолетов.
ИКАО приняла положения, касающиеся наблюдения за самолетами в штатном режиме: каждые 15 минут в районах, где службы воздушного движения такое обслуживание не предоставляют. Это только рекомендация, но она становится требованием для полетов над океаном. Повышению безопасности будет способствовать также реализуемый проект по обеспечению устойчивой радиосвязи на высоте от 100 метров.
***
В прошлом году было принято решение о создании Авиационной инспекции, главной задачей которой является оказание помощи Департаменту по авиации в вопросах сертификации в части инспекционных проверок. Прежде всего, необходимо обратить внимание на безусловное и своевременное внедрение стандартов и рекомендаций Международной организации гражданской авиации. Именно такую задачу поставил перед государствами стратегический план ИКАО «Путеводная нить гражданской авиации в XXI век».
Задачей номер один является также искоренение рисков возникновения коррупционных проявлений в Департаменте по авиации и, что более важно, в последующей работе Авиационной инспекции. Для этого планируется активизировать работу антикоррупционной комиссии с включением в ее состав представителей прокуратуры. Задача комиссии – разработать четкую карту коррупционных рисков в вопросах деятельности департамента и инспекции. Особенно таких, как регистрация воздушного судна, выдача свидетельств авиационного персонала.
В 2019 году особое внимание авиационная администрация намерена уделить внедрению современных цифровых технологий в свою работу и работу Авиационной инспекции. В ближайших планах – приступить к созданию автоматизированной системы электронных контрольных карт инспекционных проверок, а также электронной системы осуществления административных процедур для физических и юридических лиц.
В рамках выполнения функций, возложенных на Департамент по авиации, в 2018 году велась работа по совершенствованию законодательства: разработано 15 правовых актов, из них десять на сегодняшний день приняты. Разрабатывались правила и процедуры внедрения поправок ИКАО в действующие авиационные правила и первичное авиационное законодательство.
В прошлом году был подготовлен и направлен на согласование со всеми заинтересованными проект Соглашения о воздушном сообщении между Правительством Республики Беларусь и Правительством Султаната Оман. Подписан меморандум в области воздушного транспорта с Эстонией и Бельгией. На сегодняшний день с 47 странами заключены межправительственные соглашения о воздушном сообщении.
В международной деятельности приоритетным направлением Департамента по авиации является интеграционная составляющая. В рамках практического исполнения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года авиаторам необходимо реализовывать мероприятия «дорожной карты» в части воздушного транспорта на 2018–2020 годы, а также План мероприятий по устранению барьеров (проблемных вопросов) в сфере транспорта, препятствующих перевозкам государств – членов ЕАЭС.
Среди других важных задач, стоящих перед белорусской авиационной администрацией на 2019 год, – проработка вопросов по заключению международных договоров о воздушном сообщении с Северной Америкой, а также активизация работы по формированию позиции нашей страны в рамках сотрудничества с Международной организацией гражданской авиации.
Инесса Германчук, «Транспортный вестник»
В 2018 году белорусскими авиакомпаниями перевезено 3,4 млн пассажиров. Общий налет воздушных судов коммерческой авиации составил 91287 часов и вырос к прошлому году на 31,3%.
В настоящее время в Беларуси 7 международных аэродромов и 11 – сертифицированных. За прошлый год в воздушных гаванях республики было обслужено 4,7 млн пассажиров, что на 11,4% выше уровня 2017 года, обработано 20,6 тыс. тонн груза.