Обновление парка: Хотеть – не значит получить
30.12.2021
Пандемическая депрессия отпустила экономику. Ставки на перевозки начали расти. Самое время, казалось бы, обновлять парк и развивать свои предприятия. Но как только перевозчики воспрянули духом, производственные мощности, наоборот, сдали. И вот почти год спрос на новую технику без конца подпитывает ажиотаж. Заказы на 2022-й в Беларуси начали принимать уже в середине 2021-го. Белорусские дилеры автомобильной и прицепной техники подводят итоги уходящего года и делятся планами на следующий.
Валерий БОБЧЕНКО, дилерский центр SCANIA СП ЗАО «Милленниум Групп»:
– В этом году на белорусском рынке мы реализовали 230–240 единиц автотехники. Планы на 2022-й еще корректируются и зависят от того, сколько производственных мест выделит нам завод. Он уже подтвердил поставку 150 машин в будущем году. Так что, думаю, в 2022-м продадим в Беларуси не более 200 грузовиков.
Цена седельного тягача SCANIA экологического стандарта Евро-6 в первом полугодии составит в среднем 87 тысяч 400 евро. Именно с такими сроками поставок мы заключали договоры в ноябре. Если клиент придет к нам в декабре-январе, думаю, поставка автомобилей будет возможна лишь во втором квартале 2022-го.
Марина ДОГОДЬКИНА, ООО «Автомобильный дом «Энергия ГмбХ» – дистрибьютор Daimler AG в Республике Беларусь:
– В уходящем году наблюдается существенный рост спроса на новые грузовые автомобили. Общий уровень продаж такой техники на белорусском рынке, как ожидается, составит примерно 1400 автомобилей. Это более чем на 500 единиц выше показателя 2020-го. В качестве причин роста рынка мы обозначаем, в первую очередь, увеличение спроса на автомобили в связи с восстановлением экономики и выходом ее на допандемийный уровень, а также постепенное, начиная с четвертого квартала 2020 года, улучшение показателей рентабельности работы международных автоперевозчиков на традиционных маршрутах Европа – Беларусь или Россия. Свою роль сыграло освоение новых направлений поездок, в частности, в приграничный Китай, где автомобильные перевозки становятся важной альтернативой контейнерным, которые с начала года подорожали практически в три раза. В Беларуси важное значение имеет также льгота по утилизационному сбору на ввозимые в страну автомобили стандарта Евро-6.
Безусловно, в 2021-м рынок техники – это рынок продавца: спрос значительно превышает предложение. И у всех игроков из-за дефицита полупроводников ограничены возможности поставок автомобилей. В 2022 году, считаю, такие тенденции сохранятся. Несмотря на замедление роста ВВП, спрос на технику останется на достаточно высоком уровне, а предложение по-прежнему будет ограничено возможностями производителей. Что касается марки Mercedes-Benz, то мы реализуем в этом году примерно 300 единиц. В будущем году продажи ожидаются на уровне 2021-го. Это как раз те автомобили, которые уже размещены в производство, а вероятность увеличения квоты для Беларуси невелика.
Говорить о цене на технику возможно уже на второй квартал будущего года. С учетом подорожания стоимость самой популярной модели седельного тягача Mercedes-Benz Actros Prime 1851 LF с двигателем мощностью 510 л. с. составит около 78–79 тысяч евро без учета таможенных сборов и НДС. Ближайшие поставки запланированы на конец второго – начало третьего квартала следующего года.
Виктор ДАВЫДЕНКО, ООО «Белтракэндбас» – официальный представитель MAN в Беларуси:
– В 2021-м продажи седельных тягачей MAN в Беларуси составят около 300 автомобилей. Более точная цифра будет известна к январю. В 2022 году наша квота – 350 автомобилей. К сожалению, уровень продаж зависит от того, что выделил нам завод.
Примерная цена седельного тягача MAN – порядка 82 тысяч евро. Это автомобиль в очень хорошей комплектации, с мотором мощностью 510 л. с. Цена может меняться в зависимости от комплектации. Ближайшие поставки – второй квартал будущего года.
Александр БАЛОВНЕВ, торговый представитель ИООО «Вольво Груп БЛР» по грузовым автомобилям Volvo – официального представителя Volvo Trucks и Renault Trucks в Беларуси:
– За три квартала уходящего года мы продали в Беларуси 125 грузовых автомобилей Volvo. А вот с прогнозами на 2022-й достаточно тяжело. Хотелось бы приблизиться к цифре 200.
Спецификации автомобилей очень сильно отличаются друг от друга. Потому и цены могут разниться, причем сразу на 15–20 тысяч евро. В нынешнем году, кстати, многие перевозчики заказывали автомобили с расширенным набором опций. Средняя цена на седельный тягач Евро-5 у нас начинается от 100 тысяч евро – это уже здесь, в Беларуси. А на Евро-6 – от 106 тысяч евро. Дальше – как фантазия у клиента. Что касается сроков поставки автомобилей Volvo, то на данный момент можем предложить белорусским перевозчикам места на второй квартал. Но их осталось немного…
Александр ОРЕХОВ, торговый представитель по грузовым автомобилям Renault ИООО «Вольво Груп БЛР» – официального представителя Volvo Trucks и Renault Trucks в Беларуси:
– До конца года прогнозируем поставку 70 грузовиков полной массой свыше 16 тонн. Фактически я сейчас назвал ту квоту, тот лимит, который выделил нам производитель на 2021-й. Эта цифра, к сожалению, далека от того, что мы могли бы реализовать на белорусском рынке. Производственные планы формировались еще в прошлом году, когда люди были напуганы пандемией и прогнозы были пессимистическими. Лимит на автомобили Renault, в отличие от наших конкурентов, в 2021-м не был увеличен.
Наши планы на 2022 год – продать в Беларуси 100 машин. Но это, опять же, та квота, которую выделяет завод, хотя мы запрашивали большую.
Сейчас пока еще есть возможность заказать технику на следующий год, ориентировочно – на июль. Большая часть поставок на белорусский рынок – это тягачи стандарта Евро-6. Цена такого автомобиля с завода составит примерно 76 тысяч евро.
Дмитрий ПРАЦЕНКО, СООО «ТурботраксБЕЛ» – официальный дилер DAF TRUCKS N.V. в Республике Беларусь:
– Мы, как и все автопроизводители и их дилеры, сейчас страдаем от нехватки комплектующих в глобальной цепочке поставок. Поэтому имеем и определенные задержки в производстве автомобилей. Если до конца года все будет идти по намеченному плану, то по итогам 2021-го поставим на белорусский рынок до 280 автомобилей. Однако конечная цифра будет зависеть от того, успеет ли завод произвести их и ввезти в Беларусь до конца года, пока действуют льготы на импортную технику стандарта Евро-6.
Официально DAF уже закрыл производственную программу на 2022-й. И как официальный дилер DAF TRUCKS N.V. в Республике Беларусь мы, конечно, позаботились, чтобы максимально удовлетворить спрос наших клиентов на автомобили в стандартной комплектации. Планы – поставить в страну от 200 до 300 грузовиков. Все будет зависеть от производственных возможностей завода, а также от его возможности нарастить производство при наличии автокомпонентов.
С ценой – сложнее. Мы имеем определенное количество мест, но это – стоковые места, и цена автомобиля будет известна примерно за три-четыре недели до того, как он сойдет с конвейера. Сегодня можем говорить лишь о местах на производстве.
Ближайшие поставки тягачей DAF Евро-6 стандартной спецификации – первый квартал следующего года.
Игорь СТРАЧУК, начальник отдела продаж ООО «Трансконсалт Сервис» – эксклюзивного дистрибьютора FORD TRUCKS в Беларуси:
– В 2021-м ожидаем продать в общей сложности около 80 единиц седельных тягачей FORD. Кстати, у нас есть еще две свободные машины.
В следующем году, к сожалению, наша квота на заводе ограничена 80–90 единицами техники. Но это минимум. Пока еще мы боремся за увеличение квоты и надеемся в итоге продать в Беларуси в 2022-м не менее 100 грузовиков. Цены на первое полугодие на тягачи FORD Евро-6 уже известны. Самая популярная спецификация с доставкой в Беларусь – 98 тысяч евро уже с НДС и растаможкой. С завода же такой автомобиль обойдется в 78,5 тысячи евро. Ближайшая поставка под заказ – февраль.
Владимир КУЗУБ, ООО «ТракСторБел», официальный дилер KASSBOHRER в Беларуси:
– По итогам нынешнего года в Беларусь будет отгружено 270 полуприцепов KASSBOHRER, из них около восьми контейнерных площадок и несколько цистерн. Продажи на 2022-й… Хочется быть оптимистами, но на сегодняшний день, исходя из выделенных заводом квот, рассчитываем продать около 300 единиц прицепной техники.
Средняя цена стандартного тентованного полуприцепа в следующем году с доставкой в Минск, но без учета таможенных платежей составит примерно 26 тысяч 300 евро. Ближайшие поставки возможны в феврале.
Дмитрий КРУК, УП «Велтон бай» – дочерняя компания Wielton S.A. в Беларуси:
– В 2021 году на белорусском рынке реализуем около 200 единиц полуприцепов Wielton. Столько же – в планах на 2022-й. К сожалению, наши квоты на каждый месяц будущего года ограничены заводом-изготовителем.
Средняя цена шторного бортового полуприцепа – около 26 тысяч евро на заводе. При заключении договоров сейчас ближайшие поставки планируем на февраль.
Илья ПЕНКРАТ, ООО «Вестфилд» – официальный представитель CIMC:
– В нынешнем году продадим на белорусском рынке порядка 40 единиц техники. Планы на следующий – поставка примерно 100 единиц.
Отмечу, что 2021 год был необычным для нас в плане поставок. Наш завод завязан на международную логистику, а она сыграла с нами плохую шутку: были вопросы по срокам поставки, и в итоге мы продадим меньше полуприцепов, чем планировали ранее.
В уходящем году мы пережили четыре повышения цен. На сегодняшний день по заказам, которые принимаем на 2022-й, стоимость тентового полуприцепа составляет в среднем 34 тысячи 500 евро с учетом НДС и таможенных платежей. Стоимость такого полуприцепа с завода – примерно 25 тысяч евро. Ближайший срок поставки – в конце первого квартала.
Александр ГОВОРКО, ООО «Зейнела Мотор Виэклз» – дистрибьютор продукции Koluman в Беларуси, Украине, Литве, Латвии и Эстонии:
– На 1 ноября продано около 60 единиц прицепной техники Koluman. Но отгрузки в Беларусь продолжаются, и до конца года планируем реализовать еще 30–40 полуприцепов. То есть всего за год будет около 100.
В планах на 2022-й – продать в Беларуси примерно 200 единиц прицепной техники. И надеемся, что пандемия не преподнесет нам сюрпризов. Надо сказать, что все полтора года с ее начала мы ни разу не сорвали сроки. Ожидаем регулярные поставки техники в Беларусь и в следующем году.
Средняя цена шторного бортового полуприцепа с сертификатом XL – около 26 тысяч евро с доставкой до белорусской границы. Цена, конечно, выросла очень сильно. Но это связано с общим повышением цен на комплектующие. Ближайшие поставки – в течение двух недель. Всего же до конца года можем реализовать белорусским перевозчикам около 40 полуприцепов, и они пока свободны.
Дмитрий ВОЛЧЕК, ОДО «Прайд» – партнер марки Krone на рынке Республики Беларусь:
– Около 300 единиц техники Krone планируем продать в этом году. Столько же – в следующем: такие квоты дал нам завод, и больше полуприцепов поставить в Беларусь просто не сможем. На сегодняшний день все полуприцепы для белорусского рынка на 2022 год уже заняты. Таким образом, купить полуприцеп Krone можно будет только в случае отказа клиента.
Стандартный шторный полуприцеп стоит сейчас 24,5–25 тысяч евро с завода. Шторно-бортовой – 26,5–26,7 тысячи евро, а «мега» – порядка 29 тысяч евро. Завод пока остановил прием новых заказов: производственные мощности уже заполнены и на первый квартал 2023-го.
Сергей ПУЦЫКОВИЧ, ООО «КОГЕЛЬ Трейлер БЕЛ» – представитель фирмы Kögel в Республики Беларусь:
– Ближайшие поставки нашей техники возможны лишь в июне-июле 2022-го. Это то, что мы уже запланировали в производство. Цена на прицепную технику Kögel в течение года менялась несколько раз. Сейчас наш шторный бортовой полуприцеп на условиях DDP обойдется примерно в 28 тысяч 500 евро.
Результаты уходящего года будут зависеть не только от того, сколько полуприцепов мы готовы продать, но и будут ли готовы под них седельные тягачи. В 2021-м переносы сроков по поставкам тягачей на два-три месяца – не редкость. И мы тоже вынуждены ждать, хотя полуприцепы готовы к отгрузке. В целом планируем продать до 200 единиц техники. В 2022 году ситуация не изменится.
Алексей РЕПЧИН, ИООО «Шмитц Каргобул Бел» – дочернее предприятие компании Schmitz Cargobull AG в Республике Беларусь:
– В 2021-м поставим на белорусский рынок не менее 500 полуприцепов. Из них рефрижераторов – примерно 35 процентов, остальные – тентовые. В следующем году в планах – продать не меньше, чем в нынешнем. Но многое будет зависеть от настроения рынка после первого квартала. Производственный год у нас, кстати, начинается позже календарного – с 1 апреля.
Цена на тентовый шторный полуприцеп составляет порядка 28 тысяч евро с завода в Германии. Самый популярный рефрижератор обойдется примерно в 55 тысяч 500 евро. На сегодняшний день по «тентам» принимаем заказы на июль – начало августа, на рефрижераторы – на апрель-май. При более поздних сроках поставки на цену будут влиять колебания биржевых индексов.
Журнал «Транспорт & Транзит»