От регионального рынка – к глобальному
09.01.2020
В транспортной сфере стран – членов Содружества Независимых Государств сформированы основы правовой базы, отвечающей новым социально-экономическим условиям, разделены функции государственного управления и хозяйственной деятельности, создана адекватная рыночным условиям система регулирования, в основном завершена приватизация. О проводимых преобразованиях рассказывает заместитель начальника отдела департамента экономического сотрудничества Исполнительного комитета СНГ кандидат технических наук Екатерина МУРАВКИНА.
- В государствах СНГ за годы проведения реформ значительно возросла системообразующая роль транспорта, а также взаимосвязь его задач с приоритетами социально-экономического развития. Сегодня это не просто отрасль, перемещающая грузы и людей, а в первую очередь межотраслевая система, преобразующая условия жизнедеятельности и хозяйствования. Транспорт призван стать одним из катализаторов экономического развития и укрепления конкурентоспособности экономик государств – членов объединения, важным фактором повышения уровня жизни граждан, инструментом активного геостратегического позиционирования Содружества.
Наряду с другими инфраструктурными отраслями транспорт обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Опережающее устойчивое развитие национальных транспортных систем государств – участников СНГ служит гарантией единства и целостности экономического пространства, свободного перемещения товаров и услуг, обеспечения безопасности, улучшения условий и уровня жизни населения.
Роль государственных органов в функционировании транспортной системы Содружества определяется как содействие экономическому росту и повышению конкурентного преимущества, предоставление гражданам безопасных и качественных услуг. Целями этой деятельности являются:
– развитие современной и эффективной инфраструктуры, способствующей ускорению движения товарных и пассажирских потоков, снижению транспортных издержек в конечной стоимости продукции. Это обеспечивает экономическое и социальное развитие, укрепление связей между государствами – участниками СНГ, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей, рост предпринимательской и деловой активности;
– повышение доступности транспорта и его инфраструктурной составляющей для населения, удовлетворение в полном объеме растущих потребностей по передвижению, что предполагает высокую пропускную способность и техническую оснащенность, устранение ограничений и барьеров, снижение стоимости социально значимых услуг;
– укрепление конкурентоспособности национальных транспортных систем и реализация имеющегося транзитного потенциала. Имеются в виду создание прочной основы для успешной интеграции в мировые сети, наращивание экспорта транспортных услуг как одного из крупнейших источников доходов государств Содружества;
– обеспечение комплексной безопасности, снижение рисков вмешательства в работу транспортного комплекса государств – участников СНГ;
– улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений. Это означает наличие надлежащим образом подготовленных проектов и механизмов перераспределения финансового капитала в транспортный сектор, сформированность законодательной базы государственно-частного партнерства, определенность и устойчивость планов по развитию объектов транспортной инфраструктуры.
- На всех этапах развития Содружества Независимых Государств сотрудничество в транспортной сфере было и остается необходимым условием, основой эффективности региональной экономической интеграции.
Международное транспортное сотрудничество в СНГ, как и в большинстве региональных объединений, является одним из механизмов функционирования мирохозяйственных связей. Транспорт во взаимодействии с динамично развивающимися телекоммуникационными технологиями открывает доступ экономическим субъектам на глобальный рынок, способствует изменениям в организации и методах работы, активизирует международный характер производственного процесса и предоставления услуг.
В Содружестве прилагаются усилия, направленные на формирование общего транспортного пространства. При этом учитывается необходимость оптимального включения национальных транспортных систем в глобальные экономические процессы, вырабатывается взвешенный подход к сочетанию открытости с мерами по защите.
Анализ показывает, что развитие сотрудничества национальных транспортных систем строится, прежде всего, исходя из экономических интересов каждого государства и темпов рыночных преобразований. С учетом имеющих место особенностей, тенденций и недостатков этого процесса интеграция в транспортной сфере направлена на организационное и технико-экономическое единство, гарантированность и беспрепятственность, обеспечение надежности и безопасности функционирования транспорта, максимально адекватное условиям рынка решение проблем взаимодействия национальных хозяйствующих субъектов, осуществляющих международные перевозки.
Согласованность региональной транспортной политики обеспечивается путем координации систем государственного регулирования программ развития, совершенствования законодательства, выравнивания существующих различий в современном состоянии транспортных систем государств – участников Содружества. На сегодняшний день в транспортной сфере СНГ:
– заложены основы международной правовой базы, отвечающей новым социально-экономическим и рыночным условиям, обеспечивающей межгосударственное регулирование. С 1993 года на уровне Совета глав государств, Совета глав правительств и Экономического совета СНГ принято более 50 международных договоров и решений в области транспортной деятельности;
– сформированы и функционируют органы отраслевого сотрудничества (Координационное транспортное совещание государств – участников СНГ, Совет по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, Межправительственный совет дорожников, Совет по авиации и использованию воздушного пространства);
– проводится согласованная политика, направленная на решение задач общетранспортного характера, а также на развитие отдельных видов транспорта;
– сохранено и совершенствуется организационное, тарифно-экономическое, технико-технологическое, информационное единство, проводится согласованная тарифная политика в международном грузовом железнодорожном сообщении;
– решаются задачи развития международных автомобильных перевозок;
– реализуются мероприятия по обеспечению безопасности полетов гражданской авиации, гармонизации национальных систем организации воздушного движения;
– заложены основы сотрудничества в сфере международных транспортных коридоров, а также организационно-правового механизма реализации согласованных мер по обеспечению безопасности объектов инфраструктуры и транспортных средств.
- Транспортные ведомства государств – участников СНГ в качестве новых перспективных направлений взаимодействия позиционируют сотрудничество в обеспечении транспортной безопасности. Оно направлено на выработку и реализацию согласованной системы правовых, экономических, организационных и иных мер, способствующих устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса при перевозках пассажиров и грузов в международном сообщении и соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
Несмотря на общую адаптацию к рыночным условиям, уровень транспортного взаимодействия в Содружестве имеет резервы для дальнейшего наращивания. Доля транспортных затрат в себестоимости продукции составляет 15–20% против 7–8% в странах с развитой экономикой. Наряду с такими объективными факторами, как большие расстояния перевозки и сложные природные условия, это связано с недостаточным уровнем системы товародвижения.
Обеспечение растущего спроса на качественные услуги, прежде всего международные перевозки пассажиров и грузов, происходит на фоне старения подвижного состава, недостаточных темпов его обновления, а также накопленного отставания в области внедрения транспортно-логистических технологий. Сохраняется определенная зависимость внешней торговли от иностранных коммуникаций и перевозчиков.
Показатели безопасности транспортного процесса, в первую очередь дорожного движения, не соответствуют мировому уровню. Доля транспорта в загрязнении окружающей среды превышает аналогичный показатель развитых стран мира более чем в полтора раза.
Далеко не полностью реализованы возможности взаимодействия с национальным машиностроением, отраслями нефтехимии, приборостроения и связи. Отсутствует необходимая комплексность в управлении развитием и функционированием транспорта, а также в координации и взаимодействии различных его видов.
В стратегическом плане актуальными для реализации остаются следующие направления скоординированной транспортной политики государств – участников СНГ:
– развитие конкурентной среды на рынке транспортных услуг;
– создание условий для экономически выгодного использования и развития сети международных транспортных коридоров;
– повышение эффективности использования транспортной инфраструктуры и инвестиционной привлекательности проектов ее развития;
– обеспечение включения транспортных систем государств – участников СНГ в европейскую и азиатскую транспортные системы;
– внедрение инновационных транспортно-логистических технологий, в том числе в области энергоэффективности;
– применение современных информационных технологий на транспорте;
– кооперация и разработка общих программ в области машиностроения;
– совместное использование и развитие научного и кадрового потенциала в транспортной сфере.
- Проблемы в развитии транспорта в СНГ обостряются из-за существующих инфраструктурных ограничений, недостаточного объема финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов, дефицита высококвалифицированного персонала, а также различного рода фискально-административных и технических барьеров, что не позволяет эффективно реализовать внешнеторговый и транзитный потенциал Содружества, обеспечить достаточную транспортную мобильность населения и доступность национальных территорий.
Развитие транспорта и его инфраструктуры в государствах – участниках СНГ происходит на фоне цифровой трансформации и широкомасштабного внедрения цифровых сервисов, в том числе на основе платформенных решений. В качестве приоритетных задач рассматриваются:
– создание единого цифрового информационного пространства на международных транспортных коридорах СНГ;
– внедрение цифровых технологий и интеллектуальных систем на основе спутниковой навигации для мониторинга изменения транспортных потоков, управления техническими средствами регулирования и организации дорожного движения, повышения пропускной способности инфраструктуры, прослеживаемости движения грузов и транспортных средств;
– цифровизация процедур транспортного и таможенного контроля;
– формирование взаимодействия участников перевозочного процесса с использованием безбумажных товаро- и грузосопроводительных документов;
– использование цифровых форм передачи данных о грузах и транспортных средствах, включая электронный документооборот, электронное предварительное информирование и декларирование;
– подготовка предложений по совместному применению в государствах – участниках СНГ данных мониторинга с использованием технологий и средств электронной идентификации;
– мониторинг режима труда и отдыха водителей, осуществляющих международные перевозки по регионам СНГ, с использованием цифровых технологий и устройств.
- Скоординированные усилия государств – участников СНГ в части соблюдении требований по охране окружающей среды позволяют формировать общую систему экологической безопасности, совершенствовать и гармонизировать законодательство, расширять применение современных энергоэффективных транспортных средств с учетом международного опыта и передовой практики. Реализация данного направления предполагает соблюдение соответствующих требований при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов транспортно-логистической инфраструктуры.
Взаимодействие стран – участниц Содружества в сфере транспорта позиционируется ключевым интеграционным направлением. В ходе последних заседаний Совета глав государств и Совета глав правительств отмечались важность реализации инициатив в области развития транзитного потенциала и заинтересованность в формировании разветвленной интегрированной транспортной сети. Главами делегаций Беларуси и Туркменистана были высказаны пожелания по выводу партнерства в рамках СНГ на более широкие географические и экономические горизонты, ускорению процесса интеграции национальной и региональной транспортно-логистической инфраструктуры в мировую сеть посредством совместной реализации масштабных инфраструктурных проектов в Евразии по линиям Восток – Запад и Север – Юг, в том числе выходящих за границы Содружества.
Подчеркивается необходимость рассмотрения предложений по совместному строительству международной транспортной инфраструктуры для вывода стран СНГ на континентальные связи, имея в виду ее интеграцию в инфраструктуру Евразийского континента, а также сопряжение возможностей государств – участников Содружества по реализации крупных международных проектов, в частности, таких, как «Шелковый путь».
Исполнительным комитетом совместно с Координационным транспортным совещанием проведена работа по обобщению предложений и инициатив транспортных ведомств государств-членов и органов отраслевого сотрудничества, чтобы учесть их в рамках подготовки Плана мероприятий по реализации Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2030 года.
- В сфере транспорта взаимодействие государств – участников СНГ ориентировано на системное и последовательное совершенствование согласованной транспортной политики, создание равных и благоприятных условий осуществления международных перевозок в географических границах СНГ и динамичной интеграции в мировой рынок транспортных услуг, снижение или снятие барьеров в международном сообщении.
Журнал «Транспорт & Транзит»