bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

Ожидания складские

07.07.2021

Ожидания складские

Тенденции развития логистической и транспортно-экспедиционной деятельности в Беларуси схожи с процессами в других странах: меняются правила игры в бизнесе, увеличивается доля операций с использованием цифровых технологий виртуального сегмента, совершенствуются системы управления в цепочках поставок.

Согласно статистической отчетности 1-логистика (Минтранс) по итогам 2020-го, логистические и транспортно-экспедиционные услуги в Беларуси оказывали 2047 субъектов хозяйствования, что на 15,3% больше, чем годом ранее. Они осуществляли складирование и хранение, транспортную обработку грузов, прочую вспомогательную деятельность в сфере перевозок. Из них 8,7% – юридические лица с участием иностранного капитала (в 2019-м – 9,5%). Государственную форму собственности имеют 65 организаций, что почти в два раза ниже показателя предыдущего года.

Наибольшее количество осуществляющих транспортно-экспедиционную и логистическую деятельность зарегистрировано в Минске – 47,9% (в 2019 году – 51,5%) и столичном регионе – 15,4% (16,1%). В Брестской области – 9% (8,4%), Могилевской – 6,5% (6,6%), Гродненской – 8,9% (8,5%), Витебской – 7,6% (6,1%), Гомельской – 4,8% (2,8%).

Общий объем транспортно-экспедиционных и логистических услуг за 2020 год составил 6,14 млрд рублей (годом ранее – 5,11 млрд), из которых транспортно-экспедиционные – 5,63 млрд (4,67 млрд), логистические – 511,2 млн (438,5 млн). Выручка от реализации услуг экспедиторов приросла на 43,8% – до 720 млн рублей.

По автомобильному транспорту транспортно-экспедиционные услуги оказаны на сумму 2,79 млрд рублей (49,6% общего значения), железнодорожному – 2,42 млрд (43%), внутреннему водному и морскому – 124,8 млн (2,21%), воздушному – 74,4 млн (1,32%). Доля смешанных перевозок составила 3,9%. Резидентам Республики Беларусь оказано услуг на 1,77 млрд рублей (годом ранее – 1,49 млрд), нерезидентам – 3,86 млрд (3,17 млрд).

Объем логистических услуг в 2020-м достиг 511,2 млн рублей, что на 16,5% выше показателя 2019 года, в том числе оказанных в транспортно-логистических центрах – 203,1 млн (+49,6%), оптовых и торгово-логистических – 38,3 млн (+39%), таможенно-логистических – 8,1 млн (-43,7%), прочих инфраструктурных объектах (терминалы, станции, порты, аэропорты и другие) – 261,6 млн (+5,5%).

На начало текущего года в Республике Беларусь функционировали 58 логистических центров, в ведении которых – 226 складов общего пользования (ответственного хранения), собственных и арендованных, полученных в оперативное управление или хозяйственное ведение, площадью в целом 891 тысяча квадратных метров. Из них 11 центров приоритетно оказывают транспортно-логистические услуги, 17 выполняют оптово-логистические (дистрибуционные, распределительные) функции, 21 предоставляет складские услуги по обработке товарно-материальных ценностей, остальные занимаются оказанием таможенно-логистических услуг и индустриальной (производственной) логистикой.

Субъекты хозяйствования транспортно-экспедиционной и логистической направленности оперируют 70 складами (собственные, арендованные, на правах хозяйственного ведения) временного хранения, таможенными и свободными (в 2019 году – 90) площадью более 359 тысяч квадратных метров, из них 69 (344 тысячи квадратных метров) относятся к классу «А». Складами временного хранения, таможенными и свободными располагает на своей территории 21 логистический центр.

Помимо того, имеются 13 терминалов (в 2019-м – 8) для обработки контейнеров различных типов площадью более 75,3 тысячи квадратных метров (в 2019-м – 108,3 тысячи). Здесь используются 1383 единицы подъемно-транспортных машин и оборудования: ричтраки, штабелеры, погрузчики, контейнерные перегружатели (годом ранее – 740).

Из общего количества 17 логистических центров имеют государственную форму собственности. Остальные созданы с участием национальных, а также иностранных (Азербайджан, Бельгия, Германия, Иран, Китай, Литва, Польша, Россия, Украина, Сербия, Турция и Чехия) инвесторов.

Наибольшее количество услуг – порядка 40 из 88 предусмотренных СТБ 2306-2013 – оказывают логцентры РУП «Белтаможсервис», СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-Логистик», ОАО «Белмагистральавтотранс», СП «Транзит» ООО, СП «Доминик» ООО. Логистические операторы 3PL-уровня осуществляют деятельность в логистических центрах «Балтспед логистик», «ВИТ-Логистик», СЛЦ «Двадцать четыре», «КС-Логистик», «Белсотра».

Остальные собственники логистических центров сдают складские площади (полностью или частично – без определения «якорного» арендатора) в аренду третьим лицам без оказания им каких-либо услуг или организовали на этих площадях хозяйственную деятельность производственного и сервисного характера: выпуск товаров народного потребления, кормов для животных; консервирование рыбной продукции; проведение выставочно-ярмарочной деятельности и спортивно-развлекательных мероприятий.

Мультимодальными являются 18 логистических центров: «Колядичи», «Хладокомбинат Хатежинский», «Озерцо-Логистик», «Великий Камень», «Бремино-Орша», «Бремино-Берестовица», «Михановичский логистический центр», «Евросклад», «Евразия», «Добрада», «Национальный аэропорт Минск», а также семь структур «Белтаможсервиса» – в Бресте (два), Минске (два), Могилеве, Гомеле, Бобруйске.

Некоторые логцентры провели реорганизацию основной деятельности или используют собственные площади в качестве буферных складов в торгово-распределительных сетях.

Транспортно-экспедиционными организациями, логистическими центрами и операторами в 2020 году обработано более 65,5 млн тонн грузов, из которых 33 млн получено, 32,5 млн отправлено. Белорусским субъектам хозяйствования необходимо увеличивать свою долю в международных цепочках поставок товаров, которые следуют через нашу страну по транспортным коридорам. В прошлом году обработано 58,8% (38,6 млн тонн) грузов нерезидентов республики, что говорит об имеющемся потенциале дальнейшего наращивания.

В ближайшие два года прогнозируется ввод в строй порядка 160–200 тысяч квадратных метров складских площадей, в том числе:

  • логистический комплекс ОАО «Минскагротранс» (Минский район, п/у Колядичи) – 5,5 тысячи;
  • индустриально-логистический комплекс ООО «Группа компаний ТМС» (Дзержинский район, г. Фаниполь) – 9,6 тысячи;
  • складской и торгово-логистический центр ООО «Шайнтехно» (г. Минск) – 5 тысяч;
  • центр-холодильник OKS Spezialschmierstoffe GmbH (Германия) (г. Минск) – 3,2 тысячи;
  • производственно-складской комплекс ООО «Изомат-Строй» (Минский район, пос. Привольный) – 5,6 тысячи;
  • производственно-логистический комплекс ООО «Компания Еврологистик» (Минский район, г. Заславль) – 8,4 тысячи;
  • логистический комплекс СООО «Сигмаполюс» (Минский район, д. Дворицкая Слобода) – 4,1 тысячи;
  • складской логистический комплекс ОДО «Белпромстрой» (г. Минск) – 9,7 тысячи.

На глобальном (наднациональном) уровне эксперты выделяют такие процессы, как цифровизация логистической деятельности, развитие услуг, трансформация систем таможенного регулирования, привлечение инвестиций в развитие торговой и транспортной инфраструктуры, совершенствование системы преференцирования и льготирования логистической деятельности, вовлечение в международные цепи поставок финансовых структур и научных кругов.

Прослеживается внутреннее усиление противоречий и повышение конкурентной борьбы на рынке. Так, в национальном сегменте доход транспортно-экспедиционных компаний и логистических операторов из списка топ-25 по итогам их деятельности за прошлый год вырос на 12,8%. Однако многие другие потеряли более 14%, а порядка 13% вообще прекратили свою прямую экспедиторскую деятельность или перешли в так называемый раздел сервисного обслуживания: агентирование перевозки, посредническая деятельность по организации размещения груза на складских площадях, оформление транспортной или иной административной документации, предоставление юридических консультаций и прочее. Прямые оценочные потери таких субъектов в 2020 году составили 150–160 млн рублей, или почти 55,6 млн долларов США. Наибольшую упущенную выгоду (около 20%) понесли субъекты в Витебской, Гомельской и Могилевской областях, отчасти в связи с основной ориентацией услуг на Россию.

В обозримом будущем сохранятся возникшие в период пандемии тренды на рынке логистических и транспортно-экспедиционных услуг. Среди факторов, которые окажут существенное влияние на данную сферу деятельности – ценовой демпинг, кооперация и объединение сервисов, приостановка обновления автопарка, расширение доставок сборных грузов, внедрение новейших IT-технологий, развитие аутсорсинга, бесконтактной курьерской доставки и внутриреспубликанских грузоперевозок. Кроме того, предвидятся переход доставок с автомобильного на железнодорожный транспорт, перевод мировых публичных логистических мероприятий в онлайн-формат.

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также