bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader1bannerHeader2
bannerHeader bannerHeader bannerHeader

Белорусский информационно- аналитический ресурс

транспортно-транзитный потенциал Европы и Азии

RussianBelarusianEnglish

При ввозе товаров в ЕАЭС

16.07.2021

При ввозе товаров в ЕАЭС

Существует ряд ситуаций, когда таможенные органы в пункте пропуска вправе запросить документы, напрямую не перечисленные в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза или принятых в его развитие актах.

При ввозе товаров хозяйствующие субъекты предоставляют документы, основной перечень которых отражен в таможенном законодательстве. Чаще всего это происходит в рамках таможенного декларирования по месту нахождения декларанта либо в пункте пропуска. Однако таможенные органы наделены полномочиями затребовать дополнительные документы.

Запрос оформленной в стране вывоза экспортной декларации (далее – ЭД) на практике не является редким. При этом необходимо учитывать несколько этапов, которые проходят в пункте пропуска товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС.

Согласно пункту 1 статьи 87 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, после пересечения границы интеграционного объединения товары должны быть доставлены в место прибытия или указанное в пункте 3 статьи 10 ТК ЕАЭС. Их перемещение осуществляется через пункты пропуска или другие предусмотренные законодательством государств-членов места. В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь от 21.07.2008 № 419-З, пункт пропуска – это территория (акватория) в пределах железнодорожного вокзала (станции), речного порта, аэропорта, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный и оборудованный участок, где осуществляется пропуск через государственную границу физических лиц, транспортных средств и товаров.

Перевозчик обязан в пункте пропуска уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза. Это осуществляется подачей предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС документов и сведений в зависимости от вида транспорта доставки либо предъявлением данных о номере регистрации предварительной информации в электронном виде. Отметим, что в перечне экспортная декларация не указана, однако может служить подтверждением недостающих сведений.

После уведомления о прибытии, в соответствии с пунктом 5 статьи 88 ТК ЕАЭС, перевозчик или иные указанные в статье 83 лица в течение трех часов рабочего времени таможенного органа, если законодательством государства-члена не установлен другой срок, обязаны совершить в отношении товара одну из таможенных операций:

  • помещение на временное хранение;
  • перевозка (транспортировка) из места прибытия до пункта временного хранения в порядке, устанавливаемом законодательством государств-членов о таможенном регулировании;
  • таможенное декларирование;
  • помещение под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой свободной экономической зоны (СЭЗ) или логистической СЭЗ;
  • вывоз с таможенной территории ЕАЭС.

На практике после уведомления о прибытии подавляющее большинство товаров проходит в пункте пропуска таможенное декларирование. Для дальнейшей транспортировки к получателю они помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита, в соответствии с которой перевозятся между таможенными органами отправления и назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин.

При помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, согласно пункту 1 статьи 105, в таможенный орган представляется транзитная декларация. Ее форма установлена решением комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 289. В соответствии со статьей 108 ТК ЕАЭС, сведения, содержащиеся в таможенной декларации (соответственно, и в транзитной), должны подтверждаться соответствующими документами.

Экспортную декларацию можно рассматривать в качестве одного из свидетельств о происхождении товаров и их стоимости. Например, в Едином административном документе (ЕАД) Европейского союза, который используется в качестве формы таможенной декларации, в экспортных формулярах (листы 1, 2, 3) в графе 16 указываются сведения о стране происхождения, а в 46-й – информация о таможенной стоимости (форма ЕАД утверждена делегированным регламентом Европейской комиссии от 17.12.2015 № 2016/341).

Кроме того, в течение всего времени пребывания под таможенным контролем к товарам (а иностранные в большинстве случаев находятся под ним до приобретения статуса товаров ЕАЭС либо до наступления обстоятельств, предусмотренных пунктом 7 статьи 14 ТК ЕАЭС) могут применяться формы контроля, одной из которых, в соответствии со статьей 324 ТК ЕАЭС, является проверка таможенных, иных документов и (или) сведений. Согласно подпункту 36 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, таможенными документами считаются таможенная декларация и иные документы, составляемые исключительно для совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, а также в ходе и по результатам их совершения. Соответственно, запрос о предоставлении ЭД может являться реализацией данной формы контроля, поскольку она относится к таможенным документам, оформленным в иностранном государстве.

Подчеркнем, что требование о предоставлении экспортной декларации, как правило, не является обременительным для субъектов хозяйствования, поскольку ее копия есть у иностранного контрагента (чаще всего он является и отправителем), так как он получает ее от таможенного органа после выпуска товаров. Предоставляемую в таможенные органы на территории ЕАЭС декларацию может заверить декларант или перевозчик, если речь идет об уведомлении о прибытии. Заверенная иностранным таможенным органом копия не потребуется.

Марина РОМАНОВА,

советник Департамента функционирования внутренних рынков

Евразийской экономической комиссии, кандидат юридических наук

Журнал «Транспорт & Транзит»

« »

Читайте также