Приоритет – качеству и безопасности
20.09.2018
Постановлением Совета Министров Беларуси 31 августа 2018 г. № 636 утверждены изменения и дополнения Правил автомобильных перевозок. Они направлены на формирование более понятных условий работы на рынке транспортных услуг, повышение качества и безопасности перевозок.
Среди дополнений понятийного аппарата – ряд терминов и определений, фактически существовавших ранее: валидатор, информационная система продажи билетов, терминал работника контрольно-ревизорской службы, электронный билет и другие.
Коснулись изменения и сроков предварительной продажи билетов и бронирования мест для проезда при пригородных автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении. Теперь оказание данных услуг может начинаться не позднее 15 дней и заканчиваться, как правило, не позднее 00.00 часов дня отправления автобуса в рейс. Это означает, что отдельные перевозчики, имея свои сайты или электронно-информационные системы, могут начать предварительную продажу билетов значительно раньше, например, за 30 дней, и осуществлять ее вплоть до отправления пассажирского транспорта.
Что касается проездных документов, то они могут быть выполнены на бумажной, пластиковой основе или ином материальном носителе, а также в виде электронной записи в информационной системе продажи билетов. Вместе с тем Правилами установлено, что при отсутствии технической возможности в реквизитах билетов при междугородных перевозках номер места для сидения может не указываться.
Реализация электронных билетов осуществляется посредством информационных систем продажи билетов. При оформлении билету автоматически присваивается номер, по которому и осуществляется учет использования. Также в электронном билете могут указываться фамилия и собственное имя пассажира.
Лицам, намеревающимся приобрести проездной документ у водителя при городских автомобильных перевозках пассажиров в регулярном сообщении теперь необходимо входить в автобус через переднюю дверь. Данное нововведение исключает возможность уклонения пассажира от оплаты за проезд в случае, если он ссылается работникам контрольно-ревизорской службы на невозможность прохода к кабине водителя, так как вошел в иную дверь транспортного средства.
Вместе с тем, пассажир считается безбилетным в случаях: проезда без проездного документа; с проездным документом не соответствующим выполняемой перевозке пассажира; электронным билетом на определенное количество поездок без отметки в валидаторе; билетом на одну поездку без отметки компостера; без документа, подтверждающего право на льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте (при проезде граждан, имеющих право на льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте); непредъявления проездного документа или документа, подтверждающего право на льготы по оплате проезда на автомобильном транспорте работнику контрольно-ревизорской службы для проверки.
К нововведениям, рассчитанным на перспективу, можно отнести требование отметки электронного билета в валидаторе при выходе из транспортного средства, движущегося по маршруту в междугороднем сообщении. Со временем в совершении такого действия будут в первую очередь заинтересованы сами пассажиры. Ведь если после введения тарификации оплаты за проезд на определенные расстояния посредством электронных носителей, пассажир не приложит электронный билет к валидатору при выходе из транспортного средства, то оплата за проезд будет списана в полном объеме, а не за определенное расстояние.
Также Правилами дополнительно определено, что городские и пригородные автомобильные перевозки пассажиров к торговым центрам, осуществляемые по заказу их администраций, отнесены к перевозкам в нерегулярном сообщении, что требует соответствующих условий выполнения и оформления документов.
Ряд дополнений внесено в условия выполнения автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, в том числе заказанных с использованием электронной информационной системы.
Определено, что заключение и исполнение договора автомобильной перевозки пассажира автомобилем-такси, заказанной с использованием электронной информационной системы, удостоверяется электронной квитанцией, направляемой на адрес электронной почты, указанный заказчиком такой перевозки.
Электронная квитанция должна содержать:
– сведения о диспетчере такси и автомобильном перевозчике или автомобильном перевозчике, самостоятельно обеспечивающем организацию и управление технологическим процессом выполняемых им автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси, заказанных с использованием электронных информационных систем. Указывается наименование и место нахождения всех названных лиц, фамилии, собственные имена, отчества (если таковые имеются). Также указываются учетные номера плательщиков;
– сведения о выполнении заказа на автомобильную перевозку пассажира автомобилем-такси: номер и дата заказа, фамилия и инициалы заказчика, начальный и конечный пункты маршрута, расстояние автомобильной перевозки, дата и время ее начала и окончания, общее время поездки, фамилия и инициалы водителя, регистрационный знак транспортного средства, стоимость автомобильной перевозки, реквизиты банковской платежной карточки, с использованием которой произведена оплата за автомобильную перевозку (4 последние цифры номера банковской платежной карточки).
Автомобиль-такси должен быть окрашен в желтый цвет или иметь по всей длине на боковых поверхностях полосу желтого цвета (ширина полосы желтого цвета на дверях должна быть не менее 200 мм с ее продлением по горизонтальным контурам на всю боковую поверхность автомобиля), а на крыше размещаться опознавательный фонарь оранжевого цвета.
Данный автомобиль также должен иметь отличительный знак обслуживания, которым является композиция из квадратов черного цвета, расположенных в шахматном порядке. Отличительный знак обслуживания наносится на переднюю и заднюю стенки опознавательного фонаря и на передние двери автомобиля-такси.
Отличительный знак обслуживания на передних дверях должен располагаться на желтой полосе (при ее наличии). На правую и левую передние двери наносятся краткое наименование (фамилия и инициалы) автомобильного перевозчика, учетный номер плательщика.
Автомобиль-такси (за исключением выполняющего автомобильные перевозки пассажиров, заказанные с использованием электронной информационной системы с функцией оплаты в безналичном порядке) должен быть оборудован кассовым суммирующим аппаратом, совмещенным с таксометром, прошедшим метрологический контроль в соответствии с законодательством об обеспечении единства измерений и включенным в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, с указателем режимов использования автомобиля-такси, другим дополнительным оборудованием кассового суммирующего аппарата, совмещенного с таксометром, и средством контроля налоговых органов.
Кассовый суммирующий аппарат, совмещенный с таксометром, должен быть установлен таким образом, чтобы обеспечивать доступность информации для пассажира.
Указатель режимов, обращенный световыми индикаторами наружу, и средство контроля налоговых органов должны быть размещены в салоне (за исключением автомобиля-такси, выполняющего автомобильные перевозки пассажиров автомобилями-такси, заказанные с использованием электронной информационной системы) в правом верхнем углу лобового стекла.
В салоне автомобиля-такси на видном для пассажира месте должна быть размещена информационная табличка, содержащая, сведения о перевозчике, наименование и телефон диспетчера такси, если автомобильные перевозки выполняются с использованием его услуг. Так же в салоне размещается табличка со всеми используемыми автомобильным перевозчиком тарифами для данного автомобиля: тариф за 1 км (днем и ночью), за пределами города, стоимость абонирования, стоимость посадки, простоя, заказа такси по телефону, иные тарифные условия и пример расчета оплаты проезда несколькими пассажирами.
Транспортные средства, в которых пассажирами производится оплата проезда наличными денежными средствами, должны быть оснащены кассовыми суммирующими аппаратами, включенными в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем и используемыми в соответствии с законодательством.
Изменения также коснулись порядка создания и деятельности контрольно-ревизорских служб на автомобильном транспорте, требований, предъявляемым к водителям и другое. Ознакомится с Правилами автомобильных перевозок в полном объеме можно на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь, где документ был опубликован 11 сентября 2018 года. Напомним, нормативный документ вступает в силу через месяц после его официального опубликования.
Елена ПЕТРОВА
Газета «Транспортный вестник»