Пять шагов навстречу
23.08.2023
Беларусь и Россия со следующего года приступят к реализации дорожной карты по либерализации международных автоперевозок между двумя государствами, а также в/из третьих стран.
В рамках выполнения мероприятий Союзной программы по унификации регулирования транспортного рынка двух стран принято Соглашение о международных автомобильных перевозках. Итоговый документ 18 августа подписали руководители транспортных ведомств Беларуси и России Алексей Ляхнович и Виталий Савельев. Напомним, ранее проект межправительственного соглашения был одобрен Президентом нашего государства Александром Лукашенко и правительством Российской Федерации.
Реализация Соглашения о международных автомобильных перевозках между Беларусью и Россией будет способствовать поэтапной отмене разрешительной системы, позволит выполнять каботажные доставки грузов. В целом осуществление намеченного упростит доступ транспортников двух государств к рынкам третьих стран.
– С 1 января будущего года мы открываем первый этап реализации соглашения. Всего их будет пять. И постепенно к 2030-му выйдем на безразрешительную систему, на полную либерализацию автомобильных перевозок, – отметил министр транспорта и коммуникаций Беларуси Алексей Ляхнович. – Это, соответственно, не только даст возможности для развития бизнеса Союзного государства, но и позволит простым гражданам получать более дешевые товары.
В 2025 году положения документа распространятся на перевозки в страны СНГ, с 2026-го будут действовать в отношении отдельных государств Европейского союза. Руководитель белорусского транспортного ведомства подчеркнул, что в практическом применении соглашение, например, поможет компаниям из Беларуси и России использовать собственный подвижной состав на территории Союзного государства:
– При реализации инвестиционных проектов, например, когда наши строители возводят на территории РФ различные объекты, в том числе социальные – школы, детские сады, мы сможем применять свой транспорт для подвоза инертных материалов. Российские компании тоже работают в Беларуси, в частности, на реализации проекта АЭС.
Министр транспорта РФ Виталий Савельев в свою очередь отметил, что подписанное соглашение – очередной значимый шаг в развитии белорусско-российской интеграции:
– За два с небольшим года пройден большой путь и достигнуты значительные успехи. Мы и дальше планируем делать такие шаги, которые позволят более глубоко интегрировать транспортный бизнес двух стран.
Перевозки грузов между Беларусью и Россией, транзит и проезд порожних автотранспортных средств будут осуществляться на безразрешительной основе. При доставках в/из третьих государств (кроме стран – участников ЕАЭС) «дозвол» пока потребуется. Однако уже с 1 января 2025 года предусматривается отмена разрешительной системы для перевозок с/на территорию государств СНГ.
Документом оговаривается выполнение не более трех последовательных каботажных поездок одним и тем же транспортным средством на территории государства другой стороны в течение семи календарных дней после завершения международной доставки. С этой целью потребуется предварительное информирование (подача заявки в электронном виде) органа транспортного контроля с приложением документов, обосновывающих осуществление перевозки и логическую последовательность каботажа, для получения подтверждения на выполнение.
Между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации каботажные автомобильные перевозки грузов запрещаются.
Необходимо соблюдение допустимых весовых и габаритных параметров, установленных законодательством государства, по территории которого производится доставка. В случае превышения необходимо получение специального разрешения на проезд. Перевозки опасных грузов осуществляются в соответствии с ДОПОГ, а также согласно национальному законодательству.
Соглашением предусматривается возможность выполнения регулярных пассажирских перевозок на основании выданного компетентными органами разрешения. При этом нужно будет предоставить данные о перевозчике, маршруте следования, расписании движения, остановочных пунктах для посадки и высадки. Разрешение не потребуется при нерегулярном и транзитном сообщении, если автобус покидает территорию другого государства порожним или въезжает для посадки ранее привезенной группы людей, список которых должен находиться у водителя. Также обязательна передача сведений о пассажирах и экипаже в информационную систему, если это предусмотрено законодательством страны, по территории которой осуществляется рейс.
Перевозки пассажиров и грузов допускаются при условии обязательного страхования владельцами автотранспортных средств гражданской ответственности за ущерб, причиненный третьим лицам, в соответствии с действующим национальным законодательством.