Сердце Великого пути
27.09.2019
Каспийский регион стремительно превращается в один из ключевых центров геополитических и геоэкономических процессов. Здесь формируется стратегически важный транспортно-транзитный и логистический узел мирового уровня, закладывается фундамент архитектуры нового геоэкономического пространства, объединяющего Центральную, Южную и Юго-Восточную Азию, Каспийский, Черноморский и Балтийский регионы, Средний и Ближний Восток.
- Есть немало исторических подтверждений тому, что сердцевиной Великого Шелкового пути был Туркменистан, а через Каспий (старинное название Хазар) пролегали древние торговые маршруты. Сегодня в стране предпринимаются реальные шаги по их возрождению в современном формате и именно президенту Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедову принадлежала инициатива проведения в августе Первого Каспийского экономического форума в городе Туркменбаши. Мероприятие стало историческим событием не только для пяти государств бассейна Каспийского моря. Уникальная переговорная площадка привлекла внимание представителей около 60 стран, в том числе Беларуси. Присутствовавший на форуме корреспондент нашего журнала, подготовил обзор актуальных тем, которые обсуждались.
Туркменистан сегодня играет роль важного транспортного узла на возрождаемых древних торговых маршрутах. Не случайно девизом страны в прошлом году было провозглашено: «Туркменистан – сердце Великого Шелкового пути». Транспортная сфера демонстрирует завидные успехи. Если когда-то океан песков пересекали караванные тропы, то сегодня через пустыню пролегли первоклассные автобаны и стальные магистрали. В 2014-м начала функционировать железная дорога Казахстан – Туркменистан – Иран протяженностью 925 км, практически воплотившая в жизнь идею транспортного коридора Север – Юг, соединившего центральные районы России с государствами Персидского залива, Южной и Юго-Восточной Азии.
В стране реализуются важные инфраструктурные проекты. В мае 2018-го введен в эксплуатацию Международный морской порт Туркменбаши, производственные мощности которого позволяют в разы увеличить объемы транзитных перевозок в различных направлениях. В перспективе он обещает стать связующим звеном в поставках продукции из азиатской части континента в Европу, Балтийский регион, к Черному и Средиземному морям, на Ближний Восток.
Информация о развитии транспортного комплекса была озвучена на брифинге для представителей СМИ по итогам первого дня работы форума. При этом модератор привел слова президента страны: «Транспорт является безусловным приоритетом государственной стратегии Туркменистана».
Чрезвычайно насыщенная программа включала множество событий: рабочие встречи, переговоры, межправительственные заседания, совещания на уровне министров, деловых кругов, экспертов, тематические конференции и семинары. Уже в первый день состоялась встреча министров транспорта прикаспийских государств – Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана. Каждая из стран сегодня реализует крупные проекты по созданию современной инфраструктуры морских, автомобильных, железнодорожных и авиаперевозок. Выгодное географическое расположение между Европой и Азией открывает большие перспективы для развития транзитных доставок, эффективного функционирования торговых коридоров Восток – Запад и Север – Юг.
Объединяющей идеей для национальных транспортных стратегий стало возрождение Великого Шелкового пути. В современных условиях этот трансконтинентальный маршрут способствует активизации действующих и формированию новых международных транспортных коридоров через Каспий, реализации экономического потенциала стран региона через их интеграцию в мировую транспортную систему.
В данной связи отмечалось важное стратегическое значение Международного морского порта Туркменбаши. Полное задействование его мощностей позволит повысить роль прикаспийских стран в сегменте континентальных мультимодальных сообщений. Здесь предусмотрена возможность хранения рефрижераторных контейнеров, имеются крытые склады площадью более девяти тысяч квадратных метров. Мультимодальный логопарк может осуществлять комплекс услуг по хранению и комбинированной обработке контейнерных грузов, доставленных разными видами транспорта, обеспечивать погрузку на морские суда. Участники заседания сошлись во мнении, что инновационная инфраструктура гавани со временем приведет к стратегическим изменениям в логистических цепочках грузоперевозок на континенте. Деловая встреча министров завершилась подписанием итогового документа, направленного на активизацию партнерства в транспортно-коммуникационном секторе, важнейшем сегменте мировой экономики, который выступает локомотивом ее развития.
- Каспийский бассейн – важнейший стратегический регион, располагающий огромным экономическим, энергетическим и транспортным потенциалом. Это обуславливает необходимость налаживания здесь международного сотрудничества, базирующегося на правовых нормах, взаимном уважении и учете интересов прибрежных стран. Основополагающим документом является Конвенция о правовом статусе Каспийского моря, подписанная на V Саммите глав прикаспийских государств в августе прошлого года в Актау (Казахстан). К ее подписанию страны шли более двух десятков лет. В настоящий момент она ратифицирована Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, в ближайшее время к ним присоединится Россия. Стороны очень высоко оценивают значение документа. Президент Туркменистана подчеркивает, что Конвенция открывает огромные перспективы для сотрудничества. Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев считает, что прикаспийские страны не только разделили права на использование природных богатств Каспия, но и подтвердили общую ответственность за его судьбу.
Центральное событие форума – международная конференция «Каспийское море: выгоды развития международного экономического сотрудничества», которая прошла в День Каспийского моря. Среди участников были президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, председатель правительства России Дмитрий Медведев, премьер-министр Азербайджана Новруз Мамедов, первый вице-президент Ирана Эсхак Джахангири, премьер-министры Казахстана – Аскар Мамин, Узбекистана – Абдулла Арипов, Болгарии – Бойко Борисов.
Помимо официальных делегаций различных государств, были приглашены высокопоставленные представители крупных международных организаций и финансовых институтов – ООН и ее специализированных структур, Исполкома Содружества Независимых Государств, Шанхайской организации сотрудничества, Организации экономического сотрудничества, Международного союза автомобильного транспорта, Всемирной торговой организации, Всемирного банка.
Не будет преувеличением сказать, что к выступлению президента Туркменистана было приковано особое внимание. Во многом оно носило концептуальный характер. По сути, это рассчитанная на десятилетия программа совместных действий разных стран по вопросам развития региона.
Каспийская повестка не ограничилась вопросами экономики, торговли, инвестиций. Предполагается реализация крупномасштабных и долгосрочных проектов в самых разных сферах – энергетике, науке, экологии, инновациях, технологиях и, конечно же, транспорте.
– Каспий расположен на перекрестке континентальных путей. Территории прикаспийских стран, находящиеся не так далеко друг от друга, имеют прямой выход в Южную Азию и Азиатско-Тихоокеанский регион – на востоке, Черное и Средиземное моря – на западе, через Иран на Ближний и Средний Восток – на юге, через Россию и далее в северном направлении – к побережью Балтийского моря. Такая конфигурация открывает перспективы для создания устойчивых маршрутов по основным четырем географическим азимутам, – отметил Гурбангулы Бердымухамедов.
По мнению главы Туркменистана, для нормального функционирования транспортных коридоров, прежде всего, необходимо наладить хорошую систему сообщения между каспийскими государствами, построить современную портовую инфраструктуру, обеспечить эффективную логистику. Следует также активнее работать над планами взаимодействия в транспортной сфере, четко прописывая алгоритмы действий и определяя реалистичные сроки. В этой связи Гурбангулы Бердымухамедов вернулся к идее создания Каспийского регионального логистического центра для координации совместной деятельности прикаспийских стран в области формирования и эффективного использования новых транзитно-транспортных коридоров, соединяющих Азию и Европу.
Только за последние годы в Туркменистане построены тысячи километров автомобильных и железных дорог, являющихся важными звеньями региональных и международных транспортных коридоров. Введен в эксплуатацию новый морской порт с пропускной способностью 25–27 млн тонн грузов в год. За короткое время создан национальный морской торговый флот, в составе которого современные танкеры, сухогрузы, паромы.
– Я привожу эти примеры, чтобы подчеркнуть реалистичность планов по выходу прикаспийских государств на обширные международные рынки и магистральные транспортные пути, – подчеркнул президент. – У наших стран есть для этого все возможности и очевидные конкурентные преимущества. Уверен: нам есть что предложить миру. Торговые связи каспийского региона с внешними рынками должны быть устойчивыми, свободными от политизации и недобросовестной конкуренции, работать на понятных и прозрачных принципах.
Как и было ожидаемо, лидер туркменской нации выступил с новыми инициативами. Первая из них касается создания международного инновационно-технологического центра – «Инновационный город Каспия». В этой своеобразной лаборатории идей ученые, специалисты, представители фундаментальной и прикладной науки из прикаспийских и других государств смогут вместе работать над созданием нового технологического уклада для Каспия, вырабатывать модели инновационного сотрудничества, передовые решения по широкому спектру каспийской проблематики – энергетической, индустриальной, логистической, инфраструктурной, экологической.
Вторая инициатива касается создания при «Инновационном городе Каспия» как задела на будущее – кластера «Цифровая экономика», обеспечивающего цифровизацию основных сфер экономики прикаспийских государств.
– Первый Каспийский экономический форум – лишь начало большого пути, – резюмировал докладчик. – Мы рассчитываем, что такой формат станет действенным механизмом налаживания стратегического диалога и партнерского взаимодействия на Каспии.
- Предложение о созыве Первого Каспийского экономического форума стало результатом глубокого анализа современных процессов глобального и регионального развития, места и роли в них Каспия как важнейшего геополитического и геоэкономического пространства. Сегодня здесь сосредоточены объективные интересы не только прибрежных, но и других государств, обусловленные тем, что Каспийский регион является крупным природным источником углеводородных ресурсов, транспортно-транзитным узлом континентального масштаба, перспективной территорией для расширения международной торговли. Будущее Каспийского моря рассматривается в контексте будущего всей планеты и соотносится с деятельностью ООН по выполнению Целей устойчивого развития.
Не менее ярким и тематически насыщенным было выступление председателя правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева. Он подчеркнул:
– У форума особая задача: дополнить многоуровневую систему сотрудничества в рамках каспийской пятерки эффективным и современным механизмом делового и торгово-экономического взаимодействия, подкрепить важные политические решения конкретными взаимовыгодными проектами, в том числе, с участием третьих стран. Каспийский регион должен быть максимально открыт для экономического сотрудничества.
Оптимальная транспортная инфраструктура, высокотехнологичные и безопасные производства, стимулирующие меры для инвесторов, уникальные туристические продукты – именно таким, по мнению Дмитрия Медведева, должен быть каспийский регион в XXI веке. Перечисляя направления сосредоточения усилий на ближайшие годы, на первое место он поставил транспортную инфраструктуру:
– Каспийский регион действительно является перекрестком мировых коммуникаций. С давних пор через эти земли проходили важные торговые пути, которые соединяют Север и Юг, Восток и Запад. Надежные и выгодные трансконтинентальные маршруты и сейчас имеют исключительное значение для международной торговли, для формирования крупных региональных рынков.
В последние годы для развития транспортно-логистического потенциала Каспийского региона сделано немало. Идет работа над проектом пятистороннего соглашения о сотрудничестве в сфере морского транспорта. Его цель – создать унифицированные и конкурентоспособные условия транзита по Каспийскому морю. Развиваются портовые мощности. Результатом предпринятых усилий стал рост объемов взаимной торговли прикаспийских стран. Так, товарооборот России с этими государствами за прошлый год вырос на 3,5%. Но, по мнению главы российского правительства, эта цифра может и должна быть больше. На встрече министров экономики прикаспийских стран в рамках форума акцент был сделан на необходимости углубления торгово-экономического сотрудничества и существенного увеличения товарооборота.
Совместные транспортные проекты, по мнению Дмитрия Медведева, могут заметно укрепить позиции прикаспийских стран в глобальной экономике. Именно поэтому в РФ вопросам развития портовой инфраструктуры уделяется особое внимание. В стране реализуется стратегия развития морских портов на Каспии до 2030 года. Поставлена задача модернизировать имеющуюся инфраструктуру (в том числе, пункты пропуска, железные дороги и автодороги, паромы, логистические комплексы) и создать новую там, где это необходимо.
– За транзитные перевозки сегодня идет жесткая конкурентная борьба. Чтобы привлечь на транскаспийские маршруты максимальный объем транзитных грузов, нужно сообща вписывать национальные портовые мощности в евразийские транспортно-логистические цепочки, более плотно координировать тарифную политику, развивать интегрированные логистические центры, быстрее подтягиваться к международным стандартам пассажирских и грузовых перевозок, – очертил круг задач руководитель российского правительства.
На состоявшейся в рамках форума встрече министров транспорта рассматривались предложения (в том числе российской стороны) о применении инновационных и информационно-навигационных технологий для расширения транспортных потоков. Это позволит без значительных инвестиций в «твердую» инфраструктуру, то есть в прокладку дорог, увеличить объемы грузоперевозок в масштабах региона.
- Одно из перспективных направлений – международный транспортный коридор Север – Юг. По оценкам экспертов, при его использовании на полную мощность, включая железнодорожное, паромное, автомобильное и авиасообщение, товары из Европы через Каспий на Ближний и Средний Восток и дальше в Южную Азию и обратно будут доставляться в 2,5 раза быстрее, чем сейчас.
Развитие туризма на Каспии также рассматривается через призму создания соответствующей транспортной инфраструктуры. Недавно астраханские судостроители спустили на воду и сейчас дооборудуют круизное судно нового поколения «Петр Великий», которое выйдет в первое плавание в следующем году. На нем можно будет пройти по круговому маршруту с заходом в порты всех пяти прикаспийских стран или совершить круиз по Каспийскому, Черному и Азовскому морям.
Была упомянута и Волга, которая, как и Каспий, является важнейшей артерией для жизни российского государства. В бассейне реки живут 60 миллионов россиян. Принята программа «Оздоровление Волги», направленная на восстановление русла реки, сохранение ее значения как транспортной артерии и уникального экологического бассейна, развитие прилегающих регионов. Эти усилия российской стороны также станут вкладом в развитие Каспийского бассейна.
– Древние говорили, что горы защищают и разъединяют, а моря – соединяют. Это особенно верно для Каспийского моря. Оно действительно объединяет Европу и Азию, пять прикаспийских государств и их партнеров. И, конечно, объединяет людей, которые живут на его берегах, – подчеркнул глава правительства РФ.
- Каспийский регион всегда был точкой пересечения геополитических и экономических интересов многих ведущих государств. Прежде всего, из-за своих природных ресурсов. Вместе со странами Персидского залива он образует так называемый энергетический эллипс, в котором сосредоточено около 70% мировых запасов нефти и 40% – природного газа. Для прикаспийских стран это – геостратегическое преимущество.
Слова «транспорт», «транзит», «транспортно-коммуникационные сети», «транспортные коридоры» звучали с трибун экономического форума едва ли не чаще, чем «экономика» и «торговля». И это объяснимо. Транспорт – мощнейший драйвер развития экономики и торговли в любой стране. Поэтому практически все спикеры форума, анализируя перспективы сотрудничества прикаспийских государств, в обязательном порядке затрагивали транспортный сектор своей страны, стремясь донести общественности информацию о его достижениях. В каких-то моментах их выступления пересекались, но иначе и не может быть, если страны стремятся к взаимосвязанности своих транспортных систем.
– Каспийское море является важным объединяющим фактором, способствующим углублению сотрудничества между нашими странами, – констатировал премьер-министр Азербайджана Новруз Мамедов. – Благодаря своему географическому положению Каспий всегда играл важную роль в судьбах наших народов. Сегодня он превратился в динамично развивающийся регион, стал своего рода экономическим центром, где фокусируются инвестиции в международные и региональные проекты.
Одним из основных факторов, играющих важную роль в повышении эффективности экономики региона, Новруз Мамедов назвал развитие международных и региональных транспортных коридоров, играющих системообразующую роль в экономическом и социальном развитии территорий, по которым они проходят. Их создание, как правило, увязывается с проектами развития отраслей экономики и социальной сферы соответствующих регионов. А совместные проекты в области транспорта, инфраструктуры и логистики расширяют экономические возможности и значимость государств.
Азербайджан активно участвует в формировании транспортных коридоров Восток – Запад, Север – Юг. За 2018 год через территорию страны в направлении Восток – Запад перевезено более девяти миллионов тонн транзитных грузов. Особенно сильный рост наблюдался в транзите нефтепродуктов – 49%. Зафиксирован скачок объемов транзитных грузов и в направлении Север – Юг. Он вырос в восемь раз.
Важное место в транспортной системе Азербайджана занимает новый Бакинский международный торговый морской порт, место пересечения автомобильных, железнодорожных и морских путей региона. Его пропускная способность сегодня составляет 15 млн тонн грузов и 100 тысяч контейнеров год. Перспектива – увеличение до 20 млн тонн грузов и одного миллиона контейнеров. Страна обладает крупнейшим торговым флотом на Каспийском море, состоящим из 260 судов.
Новруз Мамедов очень высокого оценил значение Первого Каспийского экономического форума, назвав его мостом через Каспий, который призван раскрыть богатейший потенциал региона и принести ощутимые плоды государствам Черноморского и Каспийского бассейнов.
Основные направления транспортно-транзитной политики Азербайджана – создание современной инфраструктуры, диверсификация транспортных соединений, оказание государственной поддержки перспективным транспортным проектам, широкое внедрение транспортно-логистических систем, облегчающих процесс перемещения товаров и способствующих соединению трансъевропейских и трансазиатских транспортных сетей, создание условий для мультимодальных перевозок.
Два года назад состоялось открытие новой железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс, созданной в сотрудничестве Азербайджана, Грузии Турции. Этот путь напрямую соединяет стальные магистрали Европы и Азии. Завершены работы по строительству железнодорожного участка и моста на границе с Исламской Республикой Иран, что явилось еще одним шагом к соединению железнодорожных сетей России, Азербайджана, Ирана в рамках международного транспортного коридора Север – Юг, а также на подход к портам Персидского залива через территорию Азербайджана с Черного моря.
В мае прошлого года завершилась первая фаза строительства и началась эксплуатация Международного морского торгового порта Баку. Синхронное открытие порта в Туркменбаши создает очень благоприятные условия для увеличения грузопотоков.
Президентом Азербайджанской Республики подписано распоряжение о создании специальной экономической зоны, включающей территорию Бакинского порта. В мае 2018-го принят закон, определивший правовой режим функционирования и развития этой зоны. Морская гавань и экономическая зона должны стать центром консолидации грузов, поступающих из Центральной Азии. Они будут играть ключевую роль в международных мультимодальных перевозках через Азербайджан.
В 2017-м Азербайджан, Турция, Афганистан, Грузия и Туркменистан подписали соглашение о создании нового транзитного транспортного маршрута Lapis Lazuli. Название проекту дал афганский лазурит, который долгие годы экспортировался на Кавказ, в Россию, Европу и Северную Африку . Соответствующий участок Великого Шелкового пути и сегодня называют лазуритовым. Проектом предусмотрено соединение Афганистана железнодорожными путями и автострадами с Ашхабадом , а затем с портом Туркменбаши, Каспийским морем, Бакинским портом. Планируется, что далее коридор будет продолжен через Тбилиси до Анкары и Стамбула .
Церемония открытия лазуритового коридора состоялась в декабре прошлого года на западе Афганистана.
В Азербайджане продолжается масштабная работа по строительству и реабилитации автомобильных дорог международного и республиканского значения по параметрам первой категории. В приоритете – индустриальные магистрали, относящиеся к сегментам международных транспортных коридоров ТРАСЕКА (Transport Corridor Europe – Caucasus – Asia), Север – Юг, а также «Черноморского кольца».
Для повышения качества оказываемых услуг и увеличения товарооборота в окрестностях города Баку и приграничных регионах создаются новые логистические терминалы по перевалке грузов. В частности, суточная грузоперевалочная мощность Апшеронского логистического центра составляет 30 тысяч тонн, или примерно 11 миллионов тонн грузов в год.
- Время требует повышенного внимания к вопросам цифровизации транспортного сектора. Цифровые технологии на транспорте и в логистической сфере помогают увеличить эффективность перевозок и ускорить оказание услуг. Создание цифровых транспортных коридоров с использованием современных информационных систем позволяет обеспечить непрерывный мониторинг грузопотоков, электронное взаимодействие между транспортно-логистическими компаниями и органами госконтроля.
Товарооборот Казахстана составляет около 100 млрд долларов. Пятая часть приходится на торговлю с прикаспийскими странами. Премьер-министр республики Аскар Мамин связывает перспективы расширения торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия с развитием транспортно-логистической инфраструктуры.
Мощность морских портов Казахстана на Каспии составляет около 27 млн тонн грузов. Задача – обеспечить кратчайший трафик грузопотока из стран каспийского региона в направлении Центральной Азии, Китая, Кавказа, Турции, Европы. С учетом развития логистических систем каспийской пятерки имеется возможность наращивания перевозок по коридору Север – Юг через Туркменистан из Индии, Ирана с выходом на центральные регионы России и Европу.
Основа для развития создана. Далее, по мнению Аскара Мамина, необходима настройка транспортного сервиса, повышение скоростей доставки груза, выработка гибкой тарифной политики. Для этого потребуется совместная работа пяти стран, направленная на повышение качества транспортных услуг, привлечение прямых иностранных инвестиций, внедрение механизма государственно-частного партнерства. Это позволит улучшить функциональную дополняемость транспортных систем и повысить эффективность мультимодальных перевозок.
С учетом уникальности Каспия и исторической значимости Великого Шелкового пути эти меры будут способствовать развитию прикаспийских международных транспортных коридоров и трансформации региона в крупный транспортно-логистический узел.
– Только совместная работая и ее четкая координация помогут достичь реальных результатов по укреплению позиций прикаспийских государств по всем указанным направлениям, послужат импульсом к развитию всего региона, – убежден премьер Казахстана.
Генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Владимир Норов считает, что цели и задачи прикаспийских государств и ШОС во многом совпадают. К тому же четыре прикаспийских государства являются членами семьи ШОС, что представляет собой хорошую предпосылку для взаимовыгодного сотрудничества между двумя объединениями. По его мнению, на Каспии формируется транспортно-транзитный узел не только регионального, но и глобального уровня, охватывающий морские, сухопутные и энергетические маршруты. Подписанное в прошлом году руководителями прикаспийских государств соглашение о сотрудничестве в сфере транспорта способствует формированию общей и интегрированной инфраструктуры и открывает для стран региона новые возможности для выхода на рынки Европы, Ближнего Востока, к портам Средиземного моря. При этом формирование международного транспортного коридора Север – Юг, в котором задействованы и страны ШОС, позволит осуществлять перевозки из Европы в Азию и в обратном направлении по более короткому и экономичному маршруту.
В настоящее время в рамках Шанхайской организации сотрудничества ведется работа по согласованию документов, направленных на развитие автомобильных дорог, создание системы интегрированного управления транспортными перевозками, взаимодействие железнодорожных администраций. По территории стран-членов пролегает более 240 тысяч километров железных дорог. Это способствует развитию региональной транспортной взаимосвязанности. В прошлом году наблюдалась тенденция роста объемов перевозок грузов из Китая через страны Центральной Азии в Россию. В частности, через международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос» прошло почти 14 миллионов тонн грузов, что на 38% больше, чем годом ранее.
ШОС служит эффективной площадкой для сопряжения китайской инициативы «Один пояс, один путь», открывающей возможность для прямого выхода к морским портам, с национальными стратегиями экономического развития стран Центральной Азии. Сопряжение создает условия формирования широкой транзитной зоны для грузопотоков из Азии в Европу и обратно.
На саммите ШОС в Бишкеке в июне этого года президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков и глава Узбекистана Шавкат Мерзиёев объявили о строительстве железной дороги Узбекистан – Кыргызстан – Китай. Магистраль станет одним из важных звеньев транспортной сети в рамках коридора Восток – Запад.
В процессе формирования региональных транспортных магистралей важно вовлекать в их реализацию Афганистан, что, несомненно, послужит важным фактором стабилизации ситуации в этой стране. Одновременно следует концентрировать совместные усилия на развитии инфраструктуры трансрегиональных логистических центров, стыкующих различные виды транспорта, модернизации существующих сетей и транспортных объектов, ускорении процессов гармонизации и унификации стандартов в сфере транспорта, а также фитосанитарных правил. Особого внимания требует упрощение таможенных и визовых процедур, внедрение современных информационно-коммуникационных технологий.
- Эффективное использование транзитных возможностей обширного Евразийского пространства путем сопряжения инфраструктурных проектов государств – членов ШОС и прикаспийского региона несомненно будет способствовать экономическому и социальному прогрессу народов и стран.
Эксперты отмечают, что Первый Каспийский экономический форум в Туркменбаши ознаменовал собой запуск новой площадки для диалога прикаспийских стран и их международных партнеров. После подписания Конвенции о правовом статусе Каспийского моря взаимодействию в рамках каспийской пятерки необходимо было придать новый формат на высоком уровне.
Уже известно, что следующий Каспийский экономический форум пройдет в будущем году в Астраханской области. По итогам же первого будет разработан план углубления экономического сотрудничества, который позволит странам региона существенно нарастить товарооборот.
- Проведение форума – яркое свидетельство стремления прикаспийских стран к укреплению многостороннего взаимодействия. Развитие морских, железнодорожных, автодорожных артерий региона, увеличение грузооборота должно стать общей целью стран Каспийского бассейна. Это позволит выстроить эффективную логистику. Важный посыл, прозвучавший на форуме, заключается в том, что сотрудничество стран и со странами Прикаспия будет приоритетом ближайшей и долгосрочной перспективы.
Татьяна АЗАРЕВИЧ, журнал «Транспорт & Транзит»