Тенденции белорусского рынка экспресс-доставки
23.07.2020
Независимое исследование «Рынок экспресс-доставки и курьерских служб в Республике Беларусь – 2020» провел учебный центр LOGCONSULT. Отраслевой отчет по такой теме подготовлен впервые. Об основных тенденциях и текущей ситуации рассказывает директор центра Дмитрий КУРОЧКИН.
Исследование белорусского рынка экспресс-доставки и курьерских служб было направлено на изучение основных игроков и оценку прогнозов развития. Это направление сферы транспортно-логистических услуг характеризуется высокой конкуренцией, что подвигает операторов к расширению сферы деятельности за счет внедрения новых сервисов в работе с клиентами.
Кто на рынке?
В Беларуси сохранился мощный государственный оператор РУП «Белпочта», выполняющий в том числе широкий социальный функционал. До недавнего времени он был монополистом на рынке почтовых отправлений. В 2016-м лицензию на осуществление деятельности в области связи с возможностью принимать в обработку почтовые отправления наложенным платежом получили две частные структуры, чуть позже – еще 10 служб доставки. Постепенно они сформировали широкую сеть отделений по всей республике, наладили партнерство с интернет-магазинами. Некоторые из «первооткрывателей» уже покинули рынок, не выдержав ценовой конкуренции, поскольку данному направлению деятельности весьма свойственны манипулирование тарифами и неприкрытый демпинг.
В республике на сегодняшний день действуют более 40 служб экспресс-доставки. Из них на международных отправлениях специализируются 16 операторов, доставку по Минску и республике осуществляют 14 участников рынка, 12 работают во внутреннем и международном сегментах.
Самую широкую сеть имеют «Белпочта» (более трех тысяч объектов почтовой связи по всей Беларуси), «Автолайтэкспресс» (30 пунктов приема/выдачи отправлений в 16 городах), «ДПД Бел» (шесть терминалов, пять сити-депо, семь собственных и 95 партнерских пунктов выдачи заказов в торговых точках «Связной» и «БелЕвросеть»), «Европочта» (37 почтовых отделений в 22 городах), «СДЭК-Бел» (23 отделения в 15 городах), «Пони Экспресс» (восемь отделений в Минске и областных центрах), «M&M Милитцер & Мюнх» (15 офисов по всей республике).
С доставкой товаров наложенным платежом работают две государственные и восемь частных структур. В национальном сегменте присутствуют также агенты международных компаний FedEx, TNT, DHL Express, UPS, DPD. Пять операторов имеют статус таможенного представителя, восемь специализируются на экспресс-доставке документов, посылок и мелкопакетированных грузов по всему миру, четыре службы работают по франшизе (разрешение вести бизнес от лица существующего бренда и использовать его наработки).
Ряд компаний в Беларуси обрабатывает посылки из зарубежных интернет-магазинов через Россию. В республике предельные нормы беспошлинного ввоза товаров международными почтовыми отправлениями составляют 200 евро и 31 кг в месяц. При этом одна посылка не может превышать 22 евро и 10 кг, тогда как в РФ совокупный лимит установлен на каждое отправление в отдельности, то есть за месяц можно получить неограниченное число посылок стоимостью до 200 евро и весом не более 31 кг. Поскольку отправления из стран – членов ЕАЭС считаются внутрисоюзными, посылки из России в Беларусь пошлиной не облагаются. Как правило, операторы предоставляют клиенту виртуальный адрес, чаще всего в Москве или Смоленске, на который можно заказать товары из интернет-магазинов со всего мира с дальнейшей доставкой в республику.
- Экспресс-доставка в сегменте В2В (деловая корреспонденция для банковской сферы, промышленности, туризма, фармацевтики и прочее) в текущем году практически не будет расти. Главным направлением развития, прежде всего за счет e-commerce, станет В2С (электронная торговля, прямые продажи для физического лица), ведь на потребительском рынке широко представлено молодое поколение, которое «выросло на гаджетах» и практически всё – от техники и предметов быта до еды – заказывает через сеть. Собственную полноценную службу могут себе позволить только крупные интернет-магазины с максимально эффективными объемами загрузки транспорта, остальные же передают доставку на аутсорсинг. По экспертной оценке, в период неблагоприятной эпидемиологической ситуации спрос на интернет-доставку в Беларуси возрос в три-пять раз.
Фулфилмент для интернет-магазинов
Приход новых игроков в сферу экспресс-доставки по Беларуси маловероятен из-за высокой конкуренции и действующей нормативной правовой практики. При этом предвидится расширение дополнительных сервисов, в частности, услуги фулфилмента для интернет-магазинов.
Из действующих игроков офлайн- и онлайн-торговли большой потенциал входа в данный сегмент у гипермаркета 21vek.by, сети магазинов косметики «Мила» и бытовой химии «Остров чистоты и вкуса» с их разветвленной структурой торговых объектов и складских площадей. Прямой путь в этом направлении – логистическим операторам, обладающим складскими площадями и собственным автотранспортом, а также ряду участников экспресс-доставки.
Фулфилмент (от англ. Fulfillment – комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки) наиболее востребован интернет-магазинами и часто передается на аутсорсинг фулфилмент-центрам, которые к тому же оказывают услугу по хранению. Данное направление может послужить развитию служб доставки товаров по Беларуси. Однако для этого нужны технически оборудованный склад с адресным хранением и WMS (Warehouse Management System – информационная система, обеспечивающая автоматизацию управления бизнес-процессами складской работы), а также обученный персонал. В дальнейшем в фулфилмент войдут и складские операторы, у которых процессы хранения и обработки товаров уже поставлены, а потом – службы доставки.
Большая часть белорусского e-commerce, за исключением средних и крупных игроков, использует бизнес-модель дропшиппинга (от англ. Dropshipping – прямая поставка), когда при обращении клиента интернет-магазин заказывает товар у поставщика или производителя. Данный фактор значительно снижает спрос на услуги фулфилмента в республике, однако многие российские производители не проявляют желания работать с Беларусью по дропшиппингу.
Чтобы службы доставки могли предлагать услуги фулфилмента, необходимо разрешить оператору принимать платежи в пользу третьих лиц (наложенный платеж для работы в секторе B2C). В национальном законодательстве данная норма не прописана. Еще одно правовое ограничение, сдерживающее появление полноценных фулфилмент-центров в Беларуси, – кругооборот внутренних накладных. Фулфилмент-оператор не имеет права выпускать ТТН от своего имени, поскольку не является собственником товара, это – прерогатива заказчика.
- Клиенты все чаще обращают внимание на цены и сроки доставки, дополнительные сервисы, гарантии сохранности груза, возможность следить за ним в системе онлайн, иметь круглосуточную связь с оператором, в том числе через онлайн-консультант, в социальных сетях и посредством специализированных веток форумов. В секторе B2B, особенно e-commerce, важными критериями являются четкая работа оператора с документами, возможность электронного документооборота, интеграция во внутрикорпоративную систему заказчика.
Агрегаторы служб доставки
На рынке экспресс-доставки намечается появление агрегаторов. В классическом понимании это посредник между заказчиком, чаще всего интернет-магазином, и курьерскими службами, который заключает договоры с транспортными компаниями и решает возникающие проблемы, связанные с пропажей товаров, их возвратом и прочим. Заключая с ним договор, заказчик может выбрать любую службу доставки, с которой сотрудничает агрегатор, а также контролировать процесс через личный кабинет отправителя. Там же можно передавать товары в службы доставки и просматривать статус заказов. Стоимость возможных вариантов подсчитывается автоматически. В итоге сокращается документооборот, упрощается взаимодействие с курьерскими службами, а также имеется возможность выбора наиболее оптимальной стоимости доставки.
Анализ показал, что в Беларуси работает один агрегатор в курьерской сфере (xytki.by), ориентированный на поиск службы быстрой доставки товаров и мелких посылок. Сервис весьма ограниченный, и полноценным агрегатором его назвать нельзя. Скорее это маркетплейс для курьеров. Работает он только по Минску, стоимость услуги фиксированная, вес посылки ограничен 25 кг.
Намного быстрее развивается рынок агрегаторов в сфере доставки еды. Принципы работы такие же, как и у служб доставки: они получают заказы от клиентов, передают их ресторанам и назначают своих курьеров. Агрегаторы полностью берут на себя взаимодействие с курьерами, проводят их обучение, обеспечивают единой униформой, термосумками. У многих есть система бонусов, некоторые предусматривают штрафные санкции, поэтому за работой курьеров тщательно следят. Все службы доставки борются за уменьшение времени от момента заказа еды до ее вручения (click-to-eat). Чем ниже этот показатель (идеальный вариант по Минску – 40–60 минут), тем больше лояльных клиентов.
В республике действуют семь сервисов доставки еды. Работают они по двум бизнес-моделям: доставка собственными курьерами или маркетплейс, когда заказы доставляют курьеры самих ресторанов. Имеются перспективы прихода в эту сферу и других участников, поскольку белорусский рынок развивается. Как отмечает Ассоциация предприятий онлайн-торговли, за прошлый год онлайн-продажи продуктов и напитков в республике выросли почти на треть. Трендами белорусского рынка доставки еды являются растущее количество заказов, увеличение среднего чека, появление новых точек общепита, работающих с агрегаторами.
Дальнейшее расширение данной сферы усилит конкуренцию и, возможно, снизит комиссионное вознаграждение, которое сейчас составляет до 30% суммы чека, тогда как в Европе и США оно в три раза меньше.
Основная проблема в сфере доставки еды – несоблюдение обозначенного промежутка времени. Кроме того, некоторые крупные игроки ресторанного бизнеса негативно оценивают свое «соседство» у агрегатора с «общепитом невысокого уровня репутации».
По результатам исследования можно сделать вывод: классических агрегаторов курьерских служб, работающих с несколькими сервисами доставки, на белорусском рынке нет. Эта сфера в республике пока не развита, присутствует только маркетплейс для курьеров.
- Технология почтоматов распространения в Беларуси не получила: сервис доставки на дом значительно удобнее и не предполагает ограничений габаритов товара. По всей республике их установлено не более трех десятков, причем 21 – в Минске. Выдачу посылок через почтоматы осуществляют «Белпочта» и «ДПД Бел» с практически равным количеством точек.
Законодательные просветы
К основным национальным нормативным правовым актам, регулирующим деятельность служб доставки и курьерского сервиса, относятся Закон «О почтовой связи» от 15.12.2003 № 258-З (в редакции от 18.06.2019 № 202-З), постановления Совета Министров «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи общего пользования» от 07.09.2004 № 1111 (в редакции от 14.01.2020 № 16) и «Об утверждении Правил оказания курьерских услуг» от 07.08.2014 № 767 (в редакции от 14.01.2020 № 16). Глобальных законодательных изменений за последнее время не произошло, за исключением увеличения с января текущего года до 50 кг предельного веса посылок для ускоренной почты (экспресс-доставки), а также для отправлений, в том числе наложенным платежом, с использованием услуг курьера.
В настоящее время службы экспресс-доставки, маркетплейсы, мобильные операторы, гипермаркеты, сервисы доставки еды, компании, предоставляющие услуги фулфилмента, заинтересованы принимать платежи в пользу третьих лиц. Но в соответствии с действующим законодательством не имеют на это права. В данном случае необходима лицензия в области связи, которой обладают только 10 операторов. Единственной компанией, имеющей статус платежного агента, является РУП «Белпочта». Она принимает наложенные платежи за товары без ограничений по весу, а также имеет возможность трансграничного наложенного платежа.
В конце 2019 года прошло общественное обсуждение проекта закона «О платежных системах и услугах», разработчиком которого выступил Национальный банк. В частности, предполагается предоставление сервису экспресс-доставки и курьерским службам права принимать платежи в пользу третьих лиц, что, по экспертной оценке, даст толчок к развитию рынка на 20–30%, а клиентам – возможность оптимизации расходов на доставку и возможный отказ от собственных служб такой направленности. В то же время усиление конкуренции может повлечь очередную демпинговую волну со стороны операторов.
Пока законопроект – «под сукном». Впрочем, даже в случае его принятия потребуется внесение изменений в действующие нормативные правовые акты, поэтому процесс его внедрения видится не скорым.
Журнал «Транспорт & Транзит»